9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
В целях эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в России действует система контроля за использованием бюджетных средств. Она включает внешний (государственный) и внутренний (ведомственный) контроль.
Федеральная таможенная служба осуществляет внутренний контроль за соблюдением таможенными органами и подведомственными организациями требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов, финансовым состоянием и эффективным ис-1 пользованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности.
По типу контрольных мероприятий внутренний контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется на всех уровнях Федеральной таможенной службы и включает следующие мероприятия:
анализ экономической целесообразности бюджетных заявок таможен на предстоящий год;
проверку финансовыми службами таможенных органов целесообразности планируемых расходов;
проверку законности хозяйственных и расчетно-финансовых операций при выдаче разрешительных надписей;
проверку обоснованности договорных обязательств, их соответствие смете расходов.
К текущему контролю на всех уровнях Федеральной таможенной службы относят контроль:
соблюдения лимитов бюджетных обязательств;
содержания проводимых финансовых операций и их соответствия коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе;
наличия у получателей средств федерального бюджета необходимых нормативно-правовых документов;
исполнения писем Минфина России по применению бюджетной классификации и их своевременным доведением до подведомственных таможен;
сохранности денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации.
Функции последующего внутреннего контроля возложены на Контрольно-ревизионное управление ФТС России и контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных управлений. Последующий контроль соблюдения требований бюджетного законодательства осуществляется в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов (комплексная проверка) или тематической проверки (по одному из вопросов). Цель последующего контроля - устранение и предотвращение финансовых нарушений, в частности, - предотвращение неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств, которые могут быть следствием неправильного исполнения бухгалтерских и финансовых документов; несоответствия процедуры учета имущества таможенного органа требованию законодательства и иных нормативных актов. В результате последующего контроля должны быть проведены мероприятия, направленные на возмещение необоснованно выплаченных или недоплаченных денежных средств, восстановления в учете необоснованно списанных затрат таможенного органа, погашение дебиторской и кредиторской задолженности длительного характера, приведение первичных документов по бюджетному учету и перечислению денежных средств в соответствие с требованиями законодательства и др. Результаты внутреннего контроля должны быть обобщены в отчете и сгруппированы по видам финансовых нарушений: нецелевое, неэффективное, неправомерное или иное финансовое нарушение с указанием мер, принятых, но результатам проведенных контрольных мероприятий.
Правом осуществлять внешний предварительный и текущий финансовый контроль за использованием федеральных средств согласно бюджетному кодексу обладают Министерство финансов РФ, Федеральная служба Федерального казначейства и Счетная палата Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации наряду с другими полномочиями в бюджетном процессе представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; устанавливает единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; получает от ФТС России и других участников бюджетного процесса материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета; организует исполнение федерального бюджета; устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации.
Министр финансов Российской Федерации имеет право запретить получателю средств федерального бюджета - Федеральной таможенной службе - осуществление отдельных расходов, за исключением расходов, осуществляемых ею за счет средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. Основаниями для применения указанного запрета является представление Счетной палаты РФ или федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства РФ, о фактах нецелевого использования бюджетных средств таможенными органами и организациями, подведомственными ФТС России.
Федеральное казначейство обеспечивает исполнение федерального бюджета. Основная его задача - осуществление непрерывного контроля за использованием бюджетных средств по целевому назначению. Федеральное казначейство открывает в банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ, устанавливает режим этих счетов; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджета; режим открытия и ведения Лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Федеральное казначейство проводит предварительный и текущий контроль движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса.
Предварительный казначейский контроль предшествует расходованию средств бюджета и принятию каких либо решений по финансовым вопросам. Федеральное казначейство начинает контроль уже на стадии принятия денежных обязательств, то есть заключения договоров между таможенным органом и поставщиком продукции (услуг, работ) путем регистрации договоров. Текущий казначейский контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных об исполнении бюджета. Одной из форм текущего контроля может быть проверка целевого использования бюджетных средств после совершения таможенным органом кассового расхода в пределах действующего года, договора, соглашения. Федеральное казначейство осуществляет контроль за тем, чтобы:
лимиты бюджетных обязательств, распределенные ФТС России (Региональными таможенными управлениями) между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета (РТУ, таможнями), не превышали лимитов бюджетных обязательств, утвержденных для главного распорядителя - ФТС России;
кассовые расходы таможенных органов не превышали доведенные им бюджетные обязательства;
проводимые таможенными органами операции соответствовали коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство;
денежные обязательства таможенного органа были подтверждены документами.
Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов утвержденным сметам расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Такой контроль сохранности средств федерального бюджета наиболее эффективен, так как охватывает все бюджетные организации через их лицевые счета. В качестве мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Федеральное казначейство может произвести взыскание (списание) бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, заблокировать осуществление расходов, применить к начальнику таможенного органа меры административного воздействия (к административным нарушениям откосят, например, несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением). Списание средств осуществляется через уменьшение последующего финансирования или с внебюджетного счета учреждения.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного осуществляет контроль и надзор:
за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного (Служба) надзора имеет право:
проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с со ответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере.
Сотрудники Службы при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
В настоящее время финансовый контроль приобретает новые черты. Он не будет ограничиваться только проверкой целевого использования бюджетных средств. Определяющим станет анализ результативности и эффективности расходов в рамках соответствующих ведомственных программ развития с использованием количественных и качественных критериев. Предусматривается новая форма государственного финансового контроля - аудит эффективности использования государственных средств. При этом эффективность бюджетных расходов оценивается по достижению конечных результатов. Последние в свою очередь могут характеризоваться прямыми результатами деятельности таможенных органов (объемы предоставленных государственных услуг или выполненных работ) и конечными социальными результатами (снижение уровня правонарушений во внешнеэкономической деятельности, выведение товаров из нелегального оборота и др.). Общие принципы, процедуры и критерии финансового аудита в области использования бюджетных средств разрабатываются. Критерии должны отражать специфику деятельности получателей бюджетных средств.
Специально созданные подразделения таможенной службы проводят инспектирование хозяйственной деятельности, кадровой и социальной политики таможенных органов, а также качество исполнения законодательства о таможенном деле.
Инспекторская проверка таможенного органа - это независимый анализ содержания и результатов его работы, специально назначенной комиссией, позволяющий определить соответствие деятельности таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, приказами, нормативными и организационно-распорядительными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению председателя ФТС России, таможенные органы могут также инспектироваться по решению начальника РТУ. Проверки осуществляются Организационно-инспекторским управлением ФТС России, а также организационно-инспекторскими службами и контрольно-ревизионными отделами региональных таможенных управлении. В региональных таможенных управлениях проверке подлежат функциональные отделы и таможенные органы, непосредственно подчиненные РТУ.
В зависимости от цели инспекторские проверки таможенных органов могут быть комплексными и целевыми. Комплексные проверки проводятся комиссией ФТС России (РТУ) и предполагают всестороннее обследование таможенных органов, определение соответствия их функционирования действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ФТС России. Комплексные проверки таможенных органов могут быть плановыми и внеплановыми. При этом плановые комплексные проверки проводятся в соответствии со сводным графиком инспекторских проверок, составленным Организационно-инспекторским управлением ФТС России и соответствующими отделами (группами) РТУ. Внеплановые комплексные проверки таможенных органов проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.
Целевые проверки таможенных органов проводятся специально созданной комиссией для изучения состояния одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа. Решение о проведении проверки принимает председатель ФТС России или начальник РТУ. Целевые проверки таможенных органов также могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые целевые проверки проводятся структурными управлениями ФТС России на основании утвержденных планов работ управлений. Внеплановые целевые проверки проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.
Для проведения инспекторской проверки таможенного органа приказом ФТС России (начальника РТУ) назначается комиссия из квалифицированных независимых специалистов. Председатель комиссии наделяется полномочиями принимать окончательные решения по процессу проверки и несет полную ответственность за все этапы проверки. Спорные вопросы решают председатель комиссии и начальник таможенного органа.
Результатом инспекторской проверки является отчет. Отчет оформляется в виде акта, подписываемого председателем и членами комиссии, и доводится до сведения руководителя проверяемого таможенного органа под роспись. Акт проверки таможенного органа обычно содержит следующие разделы: цель проверки; перечень важнейших законодательных, нормативных и организационно-распорядительных документов, с учетом которых проводилась проверка; сравнительные статистические данные о результатах деятельности таможенного органа; оценка положительного опыта работы таможенного органа и нововведений, осуществленных по его инициативе; перечень выявленных недостатков в деятельности таможенного органа с учетом требований нормативной документации (по пунктам в соответствии с заданием на проверку); вывод комиссии об эффективности функционирования таможенного органа и степени достижения целей, для которых он предназначен; рекомендации комиссии по устранению выявленных недостатков и упущений; оценку деятельности таможенного органа по результатам проверки; перечень организаций и подразделений, которым должен быть разослан акт о проверке. К акту проверки прилагаются: задание на проверку, объяснительные записки должностных лиц и документы, подтверждающие несоответствия деятельности таможенного органа существующим нормативным актам, а также выводы членов комиссии, относительно эффективности функционирования таможенного органа, достижения поставленных перед ним целей н полноты выполнения возложенных на него задач.
Итоги инспектирования и отчет о проверке председатель комиссии представляет в ФТС России или региональное таможенное управление (организатору проверки). Копии отчета проверяемому таможенному органу и другим организациям и подразделениям предоставляет организатор проверки.
Основными направлениями деятельности таможенных органов, подлежащими проверке, являются следующие:
исполнение Таможенного кодекса Российской Федерации и нормативных актов ФТС России;
эффективность функционирования системы управления таможенного органа, организация таможенного контроля и результативность применения процедур таможенного оформления;
осуществление финансово-хозяйственной деятельности, состояние материально-технического оснащения таможенных органов;
осуществление кадровой и социальной политики.
Инспектирование таможенных органов по другим вопросам может проводиться по указанию руководителя ФТС России или начальника РТУ. По каждому из указанных направлений проверки в таможенном органе изучаются конкретные вопросы.
Особую роль в системе ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов играет деятельность отделов контроля за соблюдением законодательства по делам о нарушениях таможенных правил (НТП). На них возложена функция проверки правильности расследования и рассмотрения подобных дел по жалобам лиц, привлекаемых к административной ответственности, их представителей или адвокатов, а также в порядке контроля. Следует отметить, что в целом по системе таможенных органов такому контролю подвергается от 5 до 10 % всех дел о НТП.
Деятельность этих отделов позитивно влияет на практику таможенных органов при ведении и рассмотрении дел об НТП, так как анализ допускаемых ошибок и разработка на его основе соответствующих предложений и рекомендаций позволяют улучшить организацию работы отделов таможенных расследований.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений