logo
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета

Таможенные органы несут ответственность за перечис­ление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внеш­ней торговли. Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Россий­ской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» впервые введено понятие «администратор поступлений в бюджет». Администратор доходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ осуществляет:

- взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплачен­ных (взысканных) платежей в бюджет пеней и штрафов по ним.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые и иные органы государственной власти, органы управления государствен­ных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные этими органами. Таможенная служба Российской на ФТС России возложена ответственность за взимание и перечисление в федеральный бюджет в полном объеме следующих платежей:

- денежные взыскания (штрафы) за нарушение таможенных правил. Федеральная таможенная служба России также имеет в своем ведении

бюджетные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и феде­ральные государственные унитарные предприятия. Доходы этих учреж­дений и предприятий должны быть учтены при разработке федерального бюджета и включены в смету доходов и расходов ФТС России.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюд­жет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование посту­плений средств из соответствующего доходного источника и представляют проект поступлений на очередной финансовый год в соответствующие фи­нансовые органы.

Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран не одинакова и является одним из индикаторов всего хозяйственного меха­низма. Для развивающихся стран характерны, в частности, такие особен­ности, как макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагруз­ка,* зависимость от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля в бюджетных доходах таможенных пошлин. В США они дают около 1 % доходной части бюджета, а основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика. В Молдавии таможен­ные платежи формируют до 70 % всех доходов государства. Для входящих во Всемирную торговую организацию развитых стран Европы доля тямл.

W<»utn — — **

дд=ч^-——■ ——— i ——— iii i i _____ ,

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основ­ные параметры социально-экономического развития Российской Федера­ции на среднесрочную перспективу, разработанные Министерством эконо­мического развития и торговли.

При этом ФТС России использует такие исходные данные, как: объем экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа в натуральных едини­цах, в том числе в страны дальнего зарубежья и страны СНГ (из них в ре­спублики Беларусь, Украина, Казахстан, Молдавия), средние цены на эти товары раздельно для дальнего зарубежья и стран СНГ, ставки вывозной таможенной пошлины, курс доллара, объемы налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья.

Таможенные пошлины и таможенные сборы составляют 98 % суммы доходов бюджета России, полученных от ВЭД. В целом же доля доходов, ответственность за перечисление которых возложены на ФТС России, со­ставит в плановых доходах бюджета страны в 2006 г. 43 %.

В 2005 году ФТС России перечислила в бюджет государства более 2 трлн. рублей. На рис. 3.1 показана структура таможенных платежей.

Ввозная пошлина

Вывозная пошлина

Таможенные сборы и иные платежи

Акциз при ввозе

НДС при ввозе

Соотношение таможенных платежей, взысканных при импорте и экс­порте товаров, зависит от доли импорта и экспорта товаров во внешнетор­говом обороте и среднего таможенного тарифа на импортируемые и экспор­тируемые товары, величины внутренних налогов (НДС, акциз) на ввозимые товары, цен мирового рынка. Средний уровень тарифа на импортируемые товары также в свою очередь зависит от таких факторов как: структура импорта и уровень тарифа по отдельным группам товаров, страна проис­хождения товара, применение антидемпинговых, специальных, сезонных пошлин и др.

Таможенные платежи при импорте в Россию доминируют в общей сум­ме таможенных платежей.

Наблюдается тенденция к уменьшению доли таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров в Россию, в общей сумме налоговых тамо­женных платежей с 66,8 % в 2002 г. до 39,4 % по плану в 2006 г. (рис. 3.2).

Первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет занимает Центральное таможенное управление, второе - Северо-Западное и третье - Южное таможенное управление.

Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Цен­тральная энергетическая таможня, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт-Петербургская, Тюменская, Московская Южная, Подольская, Мо­сковская северная, Туапсинская таможни.

При формировании перспективного финансового плана и проекта фе­дерального бюджета Министерство'финансов Российской Федерации учи­тывает объемы таможенных платежей, а также поступлений от иной при­носящей доход деятельности.

Плановые задания для ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливает Правительство и утверждает Государственная Дума Российской Федерации, принимая закон о федеральном бюджете. Сумма платежей характеризует услуги таможенных органов, оказываемые государству по выполнению фискальных функций.

Задание ФТС России по перечислению таможенных платежей уста­навливается на основе сложных прогнозных расчетов величины валового внутреннего продукта и его использования на накопление и потребление, объема и структуры внешнеторгового оборота, конъюнктуры мирового рынка, цен на основные товары российского экспорта и импорта. Прави­тельство также ориентируется на политику в области косвенных налогов, таможенного тарифа, курс рубля по отношению к другим валютам, разви­тие международного экономического сотрудничества, уровень налогообло­жения граждан и организаций.

Из внешних факторов, определяющих доходы российского бюджета, следует отметить структуру экспорта, которая не может резко измениться в ближайшие годы. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобла­дать. Доля платежей от продажи сырой нефти составила в доходах бюджета i 2006 г. около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен ia российскую нефть. Правительство Российской Федерации проводит по-штику, направленную в перспективе на максимальную защиту федераль-юго бюджета от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен ia российские экспортные товары, увеличение доли продуктов высокой тепени переработки в экспорте, но это дело времени.

Расчеты, основанные на перечисленных факторах, позволяют споопю­сов и установить плановые задания министерствам, агентствам и службам, ответственным за их выполнение.

ФТС России распределяет полученное от Правительства плановое за­дание по таможенным платежам между РТУ и таможнями центрального подчинения. В свою очередь РТУ доводят плановые задания до находящих­ся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС) и таможенным сборам в целом на год и по кварталам.

В Российской Федерации имеет место высокая степень концентрации в планировании и уплате таможенных платежей. Более 80 % таможенных платежей собирается в 15 таможнях, а всего их в России более 120. На уров­не таможенных постов соотношение еще контрастнее. Подавляющую часть таможенных платежей обеспечивают 30 постов из почти 700.

В Дальневосточном федеральном округе более 80 % грузов в стоимост­ном выражении оформляется на территории Приморского и Хабаровского краев. На первом месте в перечислении таможенных платежей в бюджет среди дальневосточных таможен стоит Владивостокская таможня.

В территориальном планировании необходимо учитывать направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторго­вого оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам внешнеэко­номической деятельности), ожидаемые изменения в нормативной базе на­числения сборов, налогов и пошлин, колебания объемов таможенных пла­тежей по месяцам года. Например, в зимний период сокращаются объемы поставок нефти по системе нефтепроводов в северных районах Сибири из-за повышения ее вязкости. Закрытие зимой горных перевалов в Алтайском крае практически прекращает оформление грузов отдаленными постами в горных районах. На Дальнем Востоке это месяцы ледостава и ледохода на Амуре, которые влияют на показатели деятельности Благовещенской, Биробиджанской, Хабаровской таможен.

В планировании таможенных платежей для отдельных таможен имеют значение такие важные факторы, как используемые таможенные ре- жимы, соотношение между стоимостью ввозимых и вывозимых товаров, уровень таможенных платежей по группам товаров в сравнении со стати- стической стоимостью ввозимых и вывозимых товаров, ликвидация имею- щейся задолженности по уплате таможенных платежей, состояние контро- ля за исполмолянма»* *•«../—.—