logo
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

7.2. Планирование штатной численности кадров

Планирование численности должностных лиц и ра­ботников в таможенных органах осуществляется с учетом объемов тамо­женных услуг, показателей производительности труда и норм обслуживания.

Основные документы, разрабатываемые в процессе планирования тру­да в таможенных органах, - это штат и штатное расписание.

Штатное расписание таможенного органа составляется в соответствии со штатом и структурой таможенного органа, утвержденным приказом ФТС России. Штатная численность - установленная приказом общая численность кадров таможенного органа, а том числе количество единиц должностей сотрудников, количество единиц должностей государственных служащих и количество единиц должностей работников. Организационная структура таможенного органа - это перечень самостоятельных подраз­делений таможенного органа.

Структура и штатное расписание таможенного органа со статусом юри­дического лица утверждаются руководителем этого таможенного органа в пределах установленного ФТС России фонда оплаты труда и численности.

Структура центрального аппарата ФТС России включает в себя руко­водство (руководителя и его заместителей) ФТС России, помощников (со­ветников) руководителя и структурные подразделения по основным направ­лениям деятельности - главные управления и управления. В соответствии с Типовым регламентом внутренней организации в главных управлениях (управлениях) ФТС России образуются отделы (могут быть образованы иные структурные подразделения).

В штатное расписание центральною аппарата включаются должно­сти сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также пра­вовыми актами ФТС России.

177

Структурными подразделениями таможни, таможенного поста явля­ются отделы и иные структурные подразделения. В их штатное расписа­ние включаются должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и должности работников организаций бюджетной сферы.

Общую численность работающих в Федеральной таможенной службе (кроме отдельных категорий вспомогательного персонала) устанавливает Правительство Российской Федерации. Оно устанавливает также в целом число должностных лиц таможенных органов, имеющих специальное зва­ние, количество заместителей руководителя ФТС РФ. Так, Правительство РФ своим постановлением от 10.06.2005 № 367 определило предельную численность кадров:

- центрального аппарата Федеральной таможенной службы в количе­стве 1882 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания в количестве 828 единиц;

- региональных таможенных управлений, таможен и таможенных по­стов, организаций, находящихся в ведении Службы, в количестве 60652 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, в количестве 8260 единиц.

Руководитель Федеральной таможенной службы:

- представляет Правительству Российской Федерации предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и сотрудников таможенных органов;

- утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Фе­дерации фонда оплаты труда и численности кадров;

- утверждает численность кадров и фонд оплаты труда региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организа­ций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации.

Региональное таможенное управление:

- утверждает штатное расписание в пределах установленной ФТС Рос­сии численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работни­ков РТУ;

- представляет руководителю ФТС России предложения о структуре, численности и фонде оплаты труда должностных лиц, работников РТУ и таможенных органов региона деятельности.

Таможни представляют начальнику вышестоящего таможенного орга­на предложения о структуре, численности и фонде оплаты труда должност­ных лиц и работников таможни и таможенных постов.

Таблица 7.2

Перечень должностей сотрудников старшего и среднего

начальствующего состава таможенной службы Российской

Федерации, соответствующих им предельных специальных

званий и общих квалификационных требований

(для таможни высшей категории).

№ п.п.

Должность

Специальное звание

Квалификационные требования

1

Начальник таможни, первый заместитель

Полковник таможенной службы*

Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее трех лет: в таможенных или других правоохранительных орга­нах; в качестве военнослу­жащего, в должности госу­дарственного служащего

2

Заместитель начальника таможни, начальник службы, заместитель начальника службы

Полковник таможенной службы

Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных орга­нах; в качестве военнослу­жащего, в должности госу­дарственного служащего

3

Начальник отдела, начальник СОБРА

Полковник таможенной службы

Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее двух лет в таможенных или других правоохранительных орга­нах; в качестве военнослу­жащего, в должности госу­дарственного служащего

4

Начальник отдела-главный бухгалтер

Полковник таможенной службы

Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее трех лет

5

Заместитель

начальника отдела,

заместитель

начальника СОБРА

Полковник

таможенной

службы

Высшее профессиональное

образование, стаж службы

(работы) не менее двух лет

в таможенных или других

правоохранительных органах

6

Начальник отделения

Подполковник

таможенной

службы

Высшее профессиональное

образование, стаж службы

(работы) не менее двух лет

в таможенных или других

правоохранительных орга-

нах

7

Главный инспектор,

старший оперуполно-

моченный по особо

важным делам, стар-

ший дознаватель по

особо важным делам

Подполковник

таможенной

службы

Высшее профессиональное

образование, стаж службы

(работы) не менее двух лет

в таможенных или других

правоохранительных орга-

нах

8

Ведущий инспектор,

оперуполномочен-

ный по особо важ-

ным делам уполно-

моченный по особо

важным делам, до-

знаватель по особо

важным делам

Майор

таможенной

службы

Высшее профессиональное

образование, стаж службы

(работы) не менее двух лет

в таможенных или других

правоохранительных орга-

нах

9

Старший инспектор,

старший оперуполно-

моченный, старший

уполномоченный,

старший дознаватель

Капитан

таможенной

службы

Высшее профессиональное

образование, среднее про-

фессиональное образование

или неполное высшее обра-

зование

10

Инспектор, оперу-

полномоченный,

уполномоченный,

дознаватель

Старший

лейтенант

таможенной

службы

Высшее профессиональное

образование, среднее про-

фессиональное образование

или неполное высшее обра-

зование

* Если иное специальное звание не установлено в соответствии с утвержденным указом Президента Российской Федерации перечнем должностей высшего на­чальствующего состава таможенных органов Российской Федерации и соответ­ствующим этим должностям специальных звании.

Штатное расписание составляется по единой для всех таможенных органов форме. Оно включает:

- наименование и код таможенного органа, его местонахождение, но­мер штатного расписания (присваивается в ФТС РФ);

- категорию таможенного органа;

- наименование структурных подразделений;

- перечень должностей федеральных государственных служащих, со­трудников и работников по каждому подразделению с указанием ко­личества одноименных должностей;

- наименование специальных званий, соответствующих каждой долж­ности сотрудников, и квалификационных разрядов федеральных го­сударственных служащих;

- размеры месячных должностных окладов федеральных государ­ственных служащих, сотрудников и работников.

Основной метод планирования труда при организационно-штатном подходе - нормативный. При составлении проекта штатного расписания таможенным органом учитываются и используются:

- категория таможенного органа;

- установленный приказом ФТС России штат;

- перечень типовых структур РТУ, таможен, постов;

- нормативы штатной численности федеральных государственных служащих, сотрудников и работников и таможенных органах Рос­сийской Федерации и организациях ФТС России (разрабатывает ФТС России);

- перечень типовых наименований структурных подразделений тамо­женных органов Российской Федерации;

- перечень должностей федеральных государственных служащих и их квалификационных разрядов, должностей сотрудников и соответ­ствующих им специальных званий, должностей работников;

- месячные должностные оклады и оклады по специальным званиям для сотрудников, месячные должностные оклады и надбавки за ква­лификационный разряд федеральным государственным служащим, месячные должностные оклады работникам, установленные в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и приказами ФТС России.

Нормативы штатной численности регламентируют количество штат­ных должностей заместителей начальников управлений и отделов, соот­ношение должностей сотрудников, служащих и работников по категориям; дают рекомендации по минимальной и расчетной численности сотрудников, служащих и работников в подразделениях таможенных органов, воз­можному числу заместителей начальников отделов.

При составлении штатного расписания наименование структурного подразделения указывается в таком порядке, в котором оно предусмотрено типовым штатным расписанием. Должности указываются по старшинству, а специальное звание - предельное для конкретной должности. По каж­дому структурному подразделению указывается численность сотрудников, государственных служащих и работников, а в конце расписания - их общая численность.

Все таможенные органы ведут рабочую, справочную и аналитическую документацию по организационно-штатным вопросам. Предложения о вне­сении изменений в штаты таможенных органов разрабатывает отдел (от­деление) кадров и направляет в Организационно-структурную комиссию ФТС России в составе Главного организационно-инспекторского управле­ния ФТС России и (или) в Главное управление кадров ФТС России в соот­ветствии с их компетенцией. При разработке предложений об изменении штатов должны быть указаны цель и обоснование предлагаемых измене­ний организационной структуры и штатной численности таможенного ор­гана, как следствие - возможные изменения в смете расходов таможенно­го органа и источник финансирования данного мероприятия. Новый штат таможенного органа разрабатывается при создании таможни (поста) и при изменениях штата, затрагивающих более 30 % должностей сотрудников и работников.

Во исполнение Федерального закона от 27.07.2004 «О государственной службе Российской Федерации» принят указ Президента Российской Феде­рации от 31.12.2005 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Указом установлено, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных госу­дарственных органах должны быть приведены в соответствие с наименова­ниями должностей, включенных в Реестр. Реестром предусмотрены следу­ющие категории должностей государственных гражданских служащих:

- руководители;

- помощники (советники);

- специалисты;

- обеспечивающие специалисты.

Выделены должности, относящиеся к высшей, главной, ведущей, стар­шей и младшей группам. Например, к ведущей группе «специалистов» та­моженной службы необходимо отнести должность главного государствен­ного таможенного инспектора, к старшей группе специалистов-должности старшего государственного таможенного инспектора и государственного таможенного инспектора. В категории «обеспечивающие специалисты» выделены ведущая, старшая и младшая группы. В этих группах пред­усмотрены разряды специалистов, зависящие от их квалификации: млад­шая группа - специалисты I и 2 разрядов, старшая группа - специалисты 1-3 разрядов.

При отнесении должностей государственных гражданских служащих к категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» учитыва­ют должностные регламенты, то есть задачи, функции и работы, выполня­емые этими служащими.-'4 В должностных регламентах федеральных го­сударственных гражданских служащих таможенных органов, отнесённых к категории «специалисты», должно быть предусмотрено исполнение сле­дующих функции.

1. В тыловой службе регионального таможенного управления, тыловых подразделениях таможни и тылового таможенного поста:

- выполнение задач, возложенных на заказчика (застройщика) н об­ласти капитального строительства и капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры;

- охрана труда и гражданская оборона;

- организация работы по распоряжению федеральным имуществом:

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- социальная защит и организация медицинского обеспечения.

2. В информационно-технической службе регионального таможенного управления:

- разработка, создание и организация использования подчиненными таможенными органами технических средств таможенного контроля, информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

- разработка и внедрение порядка формирования и использования ин­формационных ресурсов подчиненных таможенных органов, кон­троль соблюдения установленных требований к документированию информации;

- обеспечение информационной безопасности и технической защиты

информации;

- организация таможенного контроля за делящимися и радиоактивны­ми материалами.

3. В информационно-технической службе (соответствующем подразде­лении) таможни:

- организация использования в таможне технических средств тамо­женного контроля, информационных систем, информационных тех­нологий и средств их обеспечения;

- разработка и внедрение порядка формирования и использования ин­формационных ресурсов таможни, контроль соблюдения установ­ленных к документированию информации требований;

- обеспечение информационной безопасности и технической защиты информации;

- организация или осуществление таможенного контроля за делящи­мися и радиоактивными материалами.

4. В информационно-техническом подразделении тылового таможен­ного поста:

- организация использования информационных систем, информаци­онных технологий и средств их обеспечения;

- контроль соблюдения установленных требований к документирова­нию информации.

Обеспечивающий специалист (старшая и младшая группы) выполня­ет виды работ по обеспечению рабочих мест должностных лиц и условий для выполнения должностными лицами их функций.

Должностями категории «обеспечивающие специалисты» заменяются должности государственных гражданских служащих:

1) В подразделениях тыловой, финансово-бухгалтерской, информаци­онно-технической служб региональных таможенных управлений (РТУ) и в соответствующих подразделениях в таможнях;

2) в подразделениях документационного обеспечения всех таможен­ных органов.

В подразделениях финансово-бухгалтерской службы РТУ и в соот­ветствующих подразделениях таможен и тыловых таможенных постов замене должностями категории «обеспечивающие специалисты» подле­жат должности, в соответствии с которыми должностным регламентом не предусмотрены работы для исполнения таможенным органом функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также таких функций, как:

1)учет, в том числе учёт начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах;

2) составление бюджетной, налоговой, статистической отчетности и отчетности для внебюджетных фондов;

3) организация размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

4) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и чле­нов их семей.

Допускается вводить при необходимости и при наличии соответству­ющего должностного регламента должности категории «обеспечивающие специалисты» в других подразделениях таможенного органа для органи­зационного, информационного, документационного обеспечения деятель­ности должностных лиц иных подразделений.

При замене должностей государственных гражданских служащих должностями категории «обеспечивающие специалисты» следует:

1) должность «главный государственный таможенный инспектор» за­менять должностью «старший специалист 1 разряда»;

2) должность «старший государственный таможенный инспектор» за­менять должностью «старший специалист 2 разряда»;

3) должность «государственный таможенный инспектор» заменять одной из должностей: «специалист 1 разряда», «специалист 2 раз­ряда», «специалист 3 разряда».

Порядок и полномочия таможенных органов в ведении организацион­но-штатной работы определяет Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации.

Проекты штатных расписаний рассматриваются Организационно-структурной комиссией ФТС, проекты приказов по ним готовит Управле­ние кадров и учебных заведений ФТС России. Утвержденное ФТС России штатное расписание рассылается в Финансовое управление. Управление кадров и учебных заведений, и РТУ (в том числе для таможен). Отдельны­ми приказами устанавливайся штатное расписание для РТУ и ее филиалов. ГНИВЦ и организаций ФТС России.

Рациональное распределение штатной численности строится на изуче­нии внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таможен­ных органов.

Структура и штатная численность таможенного органа должны соот­ветствовать экономическому потенциалу региона, его отраслевой специа­лизации, усредненной величине грузопотока и номенклатуре товаров, сле­дующих из других регионов, но оформляемых в зоне деятельности данного таможенного органа, учитывая сезонность перемещения грузов и пасса­жиров, состав участников внешнеэкономической деятельности.

К числу внутриотраслевых факторов, определяющих потребность в кадрах, относятся: производительность труда сотрудников и работников, концентрация услуг по таможенному оформлению, характер таможенного оформления грузов (завершенный или незавершенный), рациональность распределения штатной численности по направлениям работы, специали­зация таможенного органа.

При анализе загруженности и распределения штатной численности ис­пользуют количественные показатели обработанных грузовых таможенных деклараций, оформленных документов контроля доставки, пропущенных физических лиц, оформленных автомобилей (в том числе грузовых, легко­вых, автобусов) и других видов транспорта, иных оформленных в таможен­ных целях документов всего и в расчете на одного сотрудника соответству­ющего отдела.

Сравнение плановых показателей с нормативными показателями гово­рит о резерве штатов или перегруженности отдела (таможенного органа). Сокращению потребности в кадрах способствует совершенствование ор­ганизации и структуры управления таможенным делом, внедрение пере­довых таможенных технологии и других достижений НТП, повышение квалификации кадров и мотивации сотрудников к труду, так как все пере­численные факторы, в конечном итоге, способствуют росту производи­тельности труда.

Кроме нормативного метода, при планировании кадров в таможенных органах могут быть использованы другие подходы. Типовые штаты разра­ботаны с ориентацией на средние условия деятельности. Нормативы тру­да и численности сотрудников таможенных органов требуют уточнения в связи с меняющими условиями деятельности и таможенными технология­ми, спецификой отдельных регионов. Для уточнения штатной численности и ее рационального распределения по подразделениям могут использовать­ся аналитический подход и методы математического моделирования. При­меры возможного их применения описаны в специальной литературе.

При экспертно-аналитическом подходе на первом этапе изучается труд специалистов непосредственно на рабочих местах по видам деятельности (основная, вспомогательная, дополнительная) в рамках технологий тамо­женного дела. Все виды деятельности представлены совокупностью опе­раций. По всем видам операций и работ приводятся оперативные данные, например, число операций, количество оформленных документов, время их оформления, периодичность и др. Для повышения достоверности данные уточняются с использованием экспертных оценок специалистов таможен­ных органов хронометража и фотографий рабочего дня.

Для изучения нагрузки на одно рабочее мест применяют такие же методы­ имитационного моделирования технологии таможенной деятельности. Используют количественные методы анализа внешнеэкономической среды и ее влияния на деятельность таможенного органа.

На втором этапе определяют, насколько существующая структура и штатная численность соответствуют реальной нагрузке и требуемой ква­лификации специалистов.

Математическое моделирование состоит в использовании корреляци­онного и регрессионного методов в анализе напряженности и результатив­ности деятельности таможенного органа. В качестве показателей напря­женности принимаются количество оформленных таможенным органом документов, транспортных средств, физических лиц, номенклатура това­ров, а результативности - сумма таможенных платежей. Перечисленные показатели при использовании математических моделей анализируют как в абсолютном значении, так и относительно штатной численности. Устанав­ливаются закономерности их изменения, а также количественная взаимос­вязь со штатной численностью. Выявляются интервалы времени с критиче­скими показателями напряженности. Это такая ситуация, когда увеличение напряженности труда приводит к несущественному росту результативно­сти. Установлено, что аналитическая связь показателей результативности и напряженности реального таможенного органа может выражаться уравне­ниями логарифмической или параболической кривой. Специалистами Рос­сийской таможенной академии сформулированы требования к построению таких моделей. На основе математических моделей в таможенных органах с большой численностью личного состава может разрабатываться методика эффективного управления персоналом. Экономико-математические модели используют в прогнозных расчетах для определения потребности таможен­ной службы в кадрах.

При планировании штатов в таможенных opгaнax используют и метод технико-экономических расчетов, например, для определения штатной численности сотрудников охраны таможенных объектов. Специальная ко­миссия устанавливает перечень объектов таможенной охраны с указанием их категории в зависимости от значимости объекта. Число назначаемых нарядов охраны определяет начальник таможенного органа в зависимости от категории объекта, количества используемых пунктов пропуска (прохо­дов, проездов), наличия технических средств охраны, условии расположе­ния на местности и обстановки в регионе деятельности. Устанавливаются маршруты патрулирования, места обеспечения пропускного режима, время несения службы охраны (суточное, ночное, дневное)

Приказом ГТК РФ от 01.03.2000 № 160 утверждена Методика расчета числа нарядов и сотрудников подразделений таможенной охраны согласно которой потребность в штатной численности сотрудников охраны опреде­ляется с учетом следующих факторов:

- количество нарядов охраны и их численного состава, чел.;

- продолжительность несения службы одним сотрудником соответ­ствующего наряда в сутки, ч;

- плановая норма служебного времени на одного сотрудника, ч.

При расчете плановой нормы служебного времени из календарного фонда рабочего времени (например, 1995 часов) исключают время на основ­ной и дополнительный отпуск, время болезни (примерно 2,5 % календарно­го фонда рабочего времени), время на боевую и специальную подготовку, на стажировку в занимаемой должности (согласно установленному поряд­ку) - всего 626 часов.

Пример расчета суточного объема охраны приведен в табл. 7.3.

Таблица 7.3 Расчет суточного объема охраны (условный)

Наименование объекта

Категория объекта

Число нарядов (сотрудников)

Оператор ТСО

Суточный объем охраны

одс

ноо

КОГ

НОПВР

«Фили»

I

1/2

2/5

1/2

2/3

1

10,5

«Орлово»

11

-

1/2

1/2

1/1

-

3,5

Всего

14

Примечание: В числителе указано число нарядов, в знаменателе - число сотруд­ников.

Виды нарядов и время охраны: ОДС - оперативно-дежурная служба (24 ч);

НОО - наряд охраны объекта в здании (24 ч);

КОГ - контрольно-охранная группа (12 ч);

НОПВР - наряд обеспечения пропускного и внутриобъектового ре­жимов на КПП сложного объекта (12 ч);

ТСО - оператор технических средств охраны (24 ч).

Суточный объем охраны - это минимально необходимое число сотруд­ников для выполнения задачи охраны объектов (объекта) в течение суток. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Q = (C x T + Н х Тн + Д х Тд) : 24 (7.3)

где С, И, Д - численный состав назначаемых (соответственно суточных, ночных, дневных) нарядов таможенной охраны, чел ;

Тс, Тн, Тл - продолжительность несения службы одним сотрудником соот­ветствующего наряда в сутки, час.

При расчете суточного объема охраны объектов таможенного органа учитывается число объектов, их категория, расположение на местности. число нарядов и их численный состав. Суточный обьем охраны учитыва­ется при расчете необходимой штатной численности подразделений тамо­женной охраны.

Примечание: В служебное время не учитываются числом, отведенные для отдыха и приема пищи при несении службы в составе наряда.

Суточный объем охраны таможенного поста «Фили» (Q) равен:

Q = [(2ОДС + 5НОО + 1ТСО) х 24 + (2КОГ + 3НОПВР) х 12]:24= 10,5 чел

Годовая норма служебного времени (Р) в суточном измерении на одного сотрудника составляет:

Р = (1995-626): 22 = 62,2 сут.

Штатная численность сотрудников (Ч) подразделений таможенной охраны, непосредственно несущих службу в составе нарядов таможенной охраны, определяется путем умножения суточного объема охраны Q на ко­эффициент штатной численности Кш:

Ч - Q х Кш;

КIII = 365 : Р.

Для таможенного органа «Фили» показатель будет ранен Ч = 10,5 чел. Х. 365: 62.2 = 61 чел.

Штатная численность управленческого и старшего инспекторского зве­ньев подразделения охраны рассчитывается отдельно согласно утвержден­ным ГТК России нормативам.