7.2. Планирование штатной численности кадров
Планирование численности должностных лиц и работников в таможенных органах осуществляется с учетом объемов таможенных услуг, показателей производительности труда и норм обслуживания.
Основные документы, разрабатываемые в процессе планирования труда в таможенных органах, - это штат и штатное расписание.
Штатное расписание таможенного органа составляется в соответствии со штатом и структурой таможенного органа, утвержденным приказом ФТС России. Штатная численность - установленная приказом общая численность кадров таможенного органа, а том числе количество единиц должностей сотрудников, количество единиц должностей государственных служащих и количество единиц должностей работников. Организационная структура таможенного органа - это перечень самостоятельных подразделений таможенного органа.
Структура и штатное расписание таможенного органа со статусом юридического лица утверждаются руководителем этого таможенного органа в пределах установленного ФТС России фонда оплаты труда и численности.
Структура центрального аппарата ФТС России включает в себя руководство (руководителя и его заместителей) ФТС России, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - главные управления и управления. В соответствии с Типовым регламентом внутренней организации в главных управлениях (управлениях) ФТС России образуются отделы (могут быть образованы иные структурные подразделения).
В штатное расписание центральною аппарата включаются должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также правовыми актами ФТС России.
177
Структурными подразделениями таможни, таможенного поста являются отделы и иные структурные подразделения. В их штатное расписание включаются должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и должности работников организаций бюджетной сферы.
Общую численность работающих в Федеральной таможенной службе (кроме отдельных категорий вспомогательного персонала) устанавливает Правительство Российской Федерации. Оно устанавливает также в целом число должностных лиц таможенных органов, имеющих специальное звание, количество заместителей руководителя ФТС РФ. Так, Правительство РФ своим постановлением от 10.06.2005 № 367 определило предельную численность кадров:
- центрального аппарата Федеральной таможенной службы в количестве 1882 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания в количестве 828 единиц;
- региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, в количестве 60652 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, в количестве 8260 единиц.
Руководитель Федеральной таможенной службы:
- представляет Правительству Российской Федерации предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и сотрудников таможенных органов;
- утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности кадров;
- утверждает численность кадров и фонд оплаты труда региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации.
Региональное таможенное управление:
- утверждает штатное расписание в пределах установленной ФТС России численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников РТУ;
- представляет руководителю ФТС России предложения о структуре, численности и фонде оплаты труда должностных лиц, работников РТУ и таможенных органов региона деятельности.
Таможни представляют начальнику вышестоящего таможенного органа предложения о структуре, численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможни и таможенных постов.
Таблица 7.2
Перечень должностей сотрудников старшего и среднего
начальствующего состава таможенной службы Российской
Федерации, соответствующих им предельных специальных
званий и общих квалификационных требований
(для таможни высшей категории).
№ п.п. | Должность | Специальное звание | Квалификационные требования |
1 | Начальник таможни, первый заместитель | Полковник таможенной службы* | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее трех лет: в таможенных или других правоохранительных органах; в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего |
2 | Заместитель начальника таможни, начальник службы, заместитель начальника службы | Полковник таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах; в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего |
3 | Начальник отдела, начальник СОБРА | Полковник таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее двух лет в таможенных или других правоохранительных органах; в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего |
4 | Начальник отдела-главный бухгалтер | Полковник таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее трех лет |
5 | Заместитель начальника отдела, заместитель начальника СОБРА | Полковник таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее двух лет в таможенных или других правоохранительных органах |
6 | Начальник отделения | Подполковник таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее двух лет в таможенных или других правоохранительных орга- нах |
7 | Главный инспектор, старший оперуполно- моченный по особо важным делам, стар- ший дознаватель по особо важным делам | Подполковник таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее двух лет в таможенных или других правоохранительных орга- нах |
8 | Ведущий инспектор, оперуполномочен- ный по особо важ- ным делам уполно- моченный по особо важным делам, до- знаватель по особо важным делам | Майор таможенной службы | Высшее профессиональное образование, стаж службы (работы) не менее двух лет в таможенных или других правоохранительных орга- нах |
9 | Старший инспектор, старший оперуполно- моченный, старший уполномоченный, старший дознаватель | Капитан таможенной службы | Высшее профессиональное образование, среднее про- фессиональное образование или неполное высшее обра- зование |
10 | Инспектор, оперу- полномоченный, уполномоченный, дознаватель | Старший лейтенант таможенной службы | Высшее профессиональное образование, среднее про- фессиональное образование или неполное высшее обра- зование |
* Если иное специальное звание не установлено в соответствии с утвержденным указом Президента Российской Федерации перечнем должностей высшего начальствующего состава таможенных органов Российской Федерации и соответствующим этим должностям специальных звании.
Штатное расписание составляется по единой для всех таможенных органов форме. Оно включает:
- наименование и код таможенного органа, его местонахождение, номер штатного расписания (присваивается в ФТС РФ);
- категорию таможенного органа;
- наименование структурных подразделений;
- перечень должностей федеральных государственных служащих, сотрудников и работников по каждому подразделению с указанием количества одноименных должностей;
- наименование специальных званий, соответствующих каждой должности сотрудников, и квалификационных разрядов федеральных государственных служащих;
- размеры месячных должностных окладов федеральных государственных служащих, сотрудников и работников.
Основной метод планирования труда при организационно-штатном подходе - нормативный. При составлении проекта штатного расписания таможенным органом учитываются и используются:
- категория таможенного органа;
- установленный приказом ФТС России штат;
- перечень типовых структур РТУ, таможен, постов;
- нормативы штатной численности федеральных государственных служащих, сотрудников и работников и таможенных органах Российской Федерации и организациях ФТС России (разрабатывает ФТС России);
- перечень типовых наименований структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации;
- перечень должностей федеральных государственных служащих и их квалификационных разрядов, должностей сотрудников и соответствующих им специальных званий, должностей работников;
- месячные должностные оклады и оклады по специальным званиям для сотрудников, месячные должностные оклады и надбавки за квалификационный разряд федеральным государственным служащим, месячные должностные оклады работникам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами ФТС России.
Нормативы штатной численности регламентируют количество штатных должностей заместителей начальников управлений и отделов, соотношение должностей сотрудников, служащих и работников по категориям; дают рекомендации по минимальной и расчетной численности сотрудников, служащих и работников в подразделениях таможенных органов, возможному числу заместителей начальников отделов.
При составлении штатного расписания наименование структурного подразделения указывается в таком порядке, в котором оно предусмотрено типовым штатным расписанием. Должности указываются по старшинству, а специальное звание - предельное для конкретной должности. По каждому структурному подразделению указывается численность сотрудников, государственных служащих и работников, а в конце расписания - их общая численность.
Все таможенные органы ведут рабочую, справочную и аналитическую документацию по организационно-штатным вопросам. Предложения о внесении изменений в штаты таможенных органов разрабатывает отдел (отделение) кадров и направляет в Организационно-структурную комиссию ФТС России в составе Главного организационно-инспекторского управления ФТС России и (или) в Главное управление кадров ФТС России в соответствии с их компетенцией. При разработке предложений об изменении штатов должны быть указаны цель и обоснование предлагаемых изменений организационной структуры и штатной численности таможенного органа, как следствие - возможные изменения в смете расходов таможенного органа и источник финансирования данного мероприятия. Новый штат таможенного органа разрабатывается при создании таможни (поста) и при изменениях штата, затрагивающих более 30 % должностей сотрудников и работников.
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2004 «О государственной службе Российской Федерации» принят указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Указом установлено, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах должны быть приведены в соответствие с наименованиями должностей, включенных в Реестр. Реестром предусмотрены следующие категории должностей государственных гражданских служащих:
- руководители;
- помощники (советники);
- специалисты;
- обеспечивающие специалисты.
Выделены должности, относящиеся к высшей, главной, ведущей, старшей и младшей группам. Например, к ведущей группе «специалистов» таможенной службы необходимо отнести должность главного государственного таможенного инспектора, к старшей группе специалистов-должности старшего государственного таможенного инспектора и государственного таможенного инспектора. В категории «обеспечивающие специалисты» выделены ведущая, старшая и младшая группы. В этих группах предусмотрены разряды специалистов, зависящие от их квалификации: младшая группа - специалисты I и 2 разрядов, старшая группа - специалисты 1-3 разрядов.
При отнесении должностей государственных гражданских служащих к категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» учитывают должностные регламенты, то есть задачи, функции и работы, выполняемые этими служащими.-'4 В должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, отнесённых к категории «специалисты», должно быть предусмотрено исполнение следующих функции.
1. В тыловой службе регионального таможенного управления, тыловых подразделениях таможни и тылового таможенного поста:
- выполнение задач, возложенных на заказчика (застройщика) н области капитального строительства и капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры;
- охрана труда и гражданская оборона;
- организация работы по распоряжению федеральным имуществом:
- укрепление и развитие материально-технической базы;
- социальная защит и организация медицинского обеспечения.
2. В информационно-технической службе регионального таможенного управления:
- разработка, создание и организация использования подчиненными таможенными органами технических средств таможенного контроля, информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- разработка и внедрение порядка формирования и использования информационных ресурсов подчиненных таможенных органов, контроль соблюдения установленных требований к документированию информации;
- обеспечение информационной безопасности и технической защиты
информации;
- организация таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
3. В информационно-технической службе (соответствующем подразделении) таможни:
- организация использования в таможне технических средств таможенного контроля, информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- разработка и внедрение порядка формирования и использования информационных ресурсов таможни, контроль соблюдения установленных к документированию информации требований;
- обеспечение информационной безопасности и технической защиты информации;
- организация или осуществление таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
4. В информационно-техническом подразделении тылового таможенного поста:
- организация использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- контроль соблюдения установленных требований к документированию информации.
Обеспечивающий специалист (старшая и младшая группы) выполняет виды работ по обеспечению рабочих мест должностных лиц и условий для выполнения должностными лицами их функций.
Должностями категории «обеспечивающие специалисты» заменяются должности государственных гражданских служащих:
1) В подразделениях тыловой, финансово-бухгалтерской, информационно-технической служб региональных таможенных управлений (РТУ) и в соответствующих подразделениях в таможнях;
2) в подразделениях документационного обеспечения всех таможенных органов.
В подразделениях финансово-бухгалтерской службы РТУ и в соответствующих подразделениях таможен и тыловых таможенных постов замене должностями категории «обеспечивающие специалисты» подлежат должности, в соответствии с которыми должностным регламентом не предусмотрены работы для исполнения таможенным органом функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также таких функций, как:
1)учет, в том числе учёт начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах;
2) составление бюджетной, налоговой, статистической отчетности и отчетности для внебюджетных фондов;
3) организация размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
4) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей.
Допускается вводить при необходимости и при наличии соответствующего должностного регламента должности категории «обеспечивающие специалисты» в других подразделениях таможенного органа для организационного, информационного, документационного обеспечения деятельности должностных лиц иных подразделений.
При замене должностей государственных гражданских служащих должностями категории «обеспечивающие специалисты» следует:
1) должность «главный государственный таможенный инспектор» заменять должностью «старший специалист 1 разряда»;
2) должность «старший государственный таможенный инспектор» заменять должностью «старший специалист 2 разряда»;
3) должность «государственный таможенный инспектор» заменять одной из должностей: «специалист 1 разряда», «специалист 2 разряда», «специалист 3 разряда».
Порядок и полномочия таможенных органов в ведении организационно-штатной работы определяет Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации.
Проекты штатных расписаний рассматриваются Организационно-структурной комиссией ФТС, проекты приказов по ним готовит Управление кадров и учебных заведений ФТС России. Утвержденное ФТС России штатное расписание рассылается в Финансовое управление. Управление кадров и учебных заведений, и РТУ (в том числе для таможен). Отдельными приказами устанавливайся штатное расписание для РТУ и ее филиалов. ГНИВЦ и организаций ФТС России.
Рациональное распределение штатной численности строится на изучении внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов.
Структура и штатная численность таможенного органа должны соответствовать экономическому потенциалу региона, его отраслевой специализации, усредненной величине грузопотока и номенклатуре товаров, следующих из других регионов, но оформляемых в зоне деятельности данного таможенного органа, учитывая сезонность перемещения грузов и пассажиров, состав участников внешнеэкономической деятельности.
К числу внутриотраслевых факторов, определяющих потребность в кадрах, относятся: производительность труда сотрудников и работников, концентрация услуг по таможенному оформлению, характер таможенного оформления грузов (завершенный или незавершенный), рациональность распределения штатной численности по направлениям работы, специализация таможенного органа.
При анализе загруженности и распределения штатной численности используют количественные показатели обработанных грузовых таможенных деклараций, оформленных документов контроля доставки, пропущенных физических лиц, оформленных автомобилей (в том числе грузовых, легковых, автобусов) и других видов транспорта, иных оформленных в таможенных целях документов всего и в расчете на одного сотрудника соответствующего отдела.
Сравнение плановых показателей с нормативными показателями говорит о резерве штатов или перегруженности отдела (таможенного органа). Сокращению потребности в кадрах способствует совершенствование организации и структуры управления таможенным делом, внедрение передовых таможенных технологии и других достижений НТП, повышение квалификации кадров и мотивации сотрудников к труду, так как все перечисленные факторы, в конечном итоге, способствуют росту производительности труда.
Кроме нормативного метода, при планировании кадров в таможенных органах могут быть использованы другие подходы. Типовые штаты разработаны с ориентацией на средние условия деятельности. Нормативы труда и численности сотрудников таможенных органов требуют уточнения в связи с меняющими условиями деятельности и таможенными технологиями, спецификой отдельных регионов. Для уточнения штатной численности и ее рационального распределения по подразделениям могут использоваться аналитический подход и методы математического моделирования. Примеры возможного их применения описаны в специальной литературе.
При экспертно-аналитическом подходе на первом этапе изучается труд специалистов непосредственно на рабочих местах по видам деятельности (основная, вспомогательная, дополнительная) в рамках технологий таможенного дела. Все виды деятельности представлены совокупностью операций. По всем видам операций и работ приводятся оперативные данные, например, число операций, количество оформленных документов, время их оформления, периодичность и др. Для повышения достоверности данные уточняются с использованием экспертных оценок специалистов таможенных органов хронометража и фотографий рабочего дня.
Для изучения нагрузки на одно рабочее мест применяют такие же методы имитационного моделирования технологии таможенной деятельности. Используют количественные методы анализа внешнеэкономической среды и ее влияния на деятельность таможенного органа.
На втором этапе определяют, насколько существующая структура и штатная численность соответствуют реальной нагрузке и требуемой квалификации специалистов.
Математическое моделирование состоит в использовании корреляционного и регрессионного методов в анализе напряженности и результативности деятельности таможенного органа. В качестве показателей напряженности принимаются количество оформленных таможенным органом документов, транспортных средств, физических лиц, номенклатура товаров, а результативности - сумма таможенных платежей. Перечисленные показатели при использовании математических моделей анализируют как в абсолютном значении, так и относительно штатной численности. Устанавливаются закономерности их изменения, а также количественная взаимосвязь со штатной численностью. Выявляются интервалы времени с критическими показателями напряженности. Это такая ситуация, когда увеличение напряженности труда приводит к несущественному росту результативности. Установлено, что аналитическая связь показателей результативности и напряженности реального таможенного органа может выражаться уравнениями логарифмической или параболической кривой. Специалистами Российской таможенной академии сформулированы требования к построению таких моделей. На основе математических моделей в таможенных органах с большой численностью личного состава может разрабатываться методика эффективного управления персоналом. Экономико-математические модели используют в прогнозных расчетах для определения потребности таможенной службы в кадрах.
При планировании штатов в таможенных opгaнax используют и метод технико-экономических расчетов, например, для определения штатной численности сотрудников охраны таможенных объектов. Специальная комиссия устанавливает перечень объектов таможенной охраны с указанием их категории в зависимости от значимости объекта. Число назначаемых нарядов охраны определяет начальник таможенного органа в зависимости от категории объекта, количества используемых пунктов пропуска (проходов, проездов), наличия технических средств охраны, условии расположения на местности и обстановки в регионе деятельности. Устанавливаются маршруты патрулирования, места обеспечения пропускного режима, время несения службы охраны (суточное, ночное, дневное)
Приказом ГТК РФ от 01.03.2000 № 160 утверждена Методика расчета числа нарядов и сотрудников подразделений таможенной охраны согласно которой потребность в штатной численности сотрудников охраны определяется с учетом следующих факторов:
- количество нарядов охраны и их численного состава, чел.;
- продолжительность несения службы одним сотрудником соответствующего наряда в сутки, ч;
- плановая норма служебного времени на одного сотрудника, ч.
При расчете плановой нормы служебного времени из календарного фонда рабочего времени (например, 1995 часов) исключают время на основной и дополнительный отпуск, время болезни (примерно 2,5 % календарного фонда рабочего времени), время на боевую и специальную подготовку, на стажировку в занимаемой должности (согласно установленному порядку) - всего 626 часов.
Пример расчета суточного объема охраны приведен в табл. 7.3.
Таблица 7.3 Расчет суточного объема охраны (условный)
Наименование объекта | Категория объекта | Число нарядов (сотрудников) | Оператор ТСО | Суточный объем охраны | |||
|
| одс | ноо | КОГ | НОПВР |
|
|
«Фили» | I | 1/2 | 2/5 | 1/2 | 2/3 | 1 | 10,5 |
«Орлово» | 11 | - | 1/2 | 1/2 | 1/1 | - | 3,5 |
Всего |
|
|
|
|
|
| 14 |
Примечание: В числителе указано число нарядов, в знаменателе - число сотрудников.
Виды нарядов и время охраны: ОДС - оперативно-дежурная служба (24 ч);
НОО - наряд охраны объекта в здании (24 ч);
КОГ - контрольно-охранная группа (12 ч);
НОПВР - наряд обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на КПП сложного объекта (12 ч);
ТСО - оператор технических средств охраны (24 ч).
Суточный объем охраны - это минимально необходимое число сотрудников для выполнения задачи охраны объектов (объекта) в течение суток. Данный показатель рассчитывается по формуле:
Q = (C x T + Н х Тн + Д х Тд) : 24 (7.3)
где С, И, Д - численный состав назначаемых (соответственно суточных, ночных, дневных) нарядов таможенной охраны, чел ;
Тс, Тн, Тл - продолжительность несения службы одним сотрудником соответствующего наряда в сутки, час.
При расчете суточного объема охраны объектов таможенного органа учитывается число объектов, их категория, расположение на местности. число нарядов и их численный состав. Суточный обьем охраны учитывается при расчете необходимой штатной численности подразделений таможенной охраны.
Примечание: В служебное время не учитываются числом, отведенные для отдыха и приема пищи при несении службы в составе наряда.
Суточный объем охраны таможенного поста «Фили» (Q) равен:
Q = [(2ОДС + 5НОО + 1ТСО) х 24 + (2КОГ + 3НОПВР) х 12]:24= 10,5 чел
Годовая норма служебного времени (Р) в суточном измерении на одного сотрудника составляет:
Р = (1995-626): 22 = 62,2 сут.
Штатная численность сотрудников (Ч) подразделений таможенной охраны, непосредственно несущих службу в составе нарядов таможенной охраны, определяется путем умножения суточного объема охраны Q на коэффициент штатной численности Кш:
Ч - Q х Кш;
КIII = 365 : Р.
Для таможенного органа «Фили» показатель будет ранен Ч = 10,5 чел. Х. 365: 62.2 = 61 чел.
Штатная численность управленческого и старшего инспекторского звеньев подразделения охраны рассчитывается отдельно согласно утвержденным ГТК России нормативам.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений