4.1. Создание и размещение таможенных органов
■ Размещение таможенных органов на территории
раны является важнейшим элементом организации таможенного дела.
Размещение таможенных органов зависит от многих факторов эконо-[ческого и природно-географического характера.
К экономическим факторам относят:
сложившуюся территориальную организацию производства;
роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики России и интересов сопредельных стран;
состояние транспортных коммуникаций;
общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет имеющихся таможенных органов;
возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;
имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры;
наличие и квалификация трудовых ресурсов.
К природным факторам относят:
географическое положение территории;
рельеф местности;
ценность земель и возможность осуществления строительства объектов таможенной инфраструктуры.
Такие таможни, как Астраханская, Ростовская, Таганрогская, Ново-_ российская, Благовещенская, Владивостокская и другие, находящиеся на исторически сложившихся торговых путях и пограничных российских территориях, насчитывают более сотни лет.
Влияние перечисленных факторов носит опосредованный характер. В конечном счете, они определяют маршруты перемещения товаров и пассажиров, концентрацию участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортной продукции.
Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. К 2005 г. на российской таможенной границе функционировало 369 пунктов пропуска. Из них:
185 автомобильных;
63 железнодорожных;
79 воздушных;
72 морских;
10 с паромной переправой.
Кроме этого, 7 пунктов пропуска работало по временной схеме.
Другие места нахождения таможенных органов определяются с учетом предложений Федеральной таможенной службы, исходя из объема пассажире- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенные органы располагаются в местах пересечения таможенной границы с транспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, j где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортируемых товаров, а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах, таких как Московский и Рязанский нефтеперерабатывающие заводы, Челябинский и Новолипецкий металлургические комбинаты, завод «Электросталь» и др. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального развития таможенных органов.
Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-им-
ПЛГУТЫ!-!*» ПЛЛТООГМ ТППЧпл. 16
В 2005 г. на территории Дальневосточного федерального округа в составе ДВТУ действовало 15 таможел, 43 таможенных поста, 86 пунктов пропуска, из них 52 морских, 3 речных, 9 авиационных, 19 автомобильных, 3 железнодорожных.
При размещении таможенных органов руководствуются следующими принципами:
наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых ресурсов всех экономических регионов России;
поддержание рационального территориального разделения труда, стимулирование развития отраслей специализации региона;
содействие комплексному развитию экономических районов, гармоничному сочетанию их производственной и непроизводственной сфер, повышению уровня жизни отстающих территорий за счет успешной внешнеэкономической деятельности.
Регион деятельности пограничного таможенного органа включает сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы Российской Федерации, на которых имеются установленные в соответствии с действующим порядком функционирующие пункты пропуска."
Размещение таможенных органов вдоль границы России с другими государствами неравномерно и зависит от интенсивности потоков товаров и пассажиров на том или ином направлении, степени развития таможенной инфраструктуры. Так, к середине 2002 г. на российско-финской границе работал один международный переход на 102,5 км границы, на границе с Норвегией - 1 пункт на 43, с Эстонией - 1 пункт на 30, с Латвией -1 пункт на 29, с Литвой - 1 пункт на 52 и с Польшей - 1 пункт на 77 км границы.
Различна не только плотность указанных объектов на участках границы, но и их мощность.
В зависимости от территориального расположения таможенные органы подразделяются на пограничные и внутренние.
В регионе деятельности внутреннего таможенного органа отсутствуют сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы Российской Федерации либо на сухопутных, морских, речных и озерных участках государственной границы Российской Федерации отсутствуют установленные в соответствии с действующим порядком и функционирующие пункты пропуска. Понятие «внутренний таможенный орган» распространяется также и на таможенные органы, в регионе деятельности которых все функционирующие пункты пропуска являются авиационными.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений