logo
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле

В таможенном деле накоплен опыт разработки и реа­лизации комплексных программ развития. Примером является «Комплекс­ная программа повышения роли таможенной системы как экономи­ческого регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993 году».

В нее были включены подпрограммы:

- перестройка механизма начисления и взимания таможенных платежей;

- перестройка финансового механизма;

« совершенствование таможенно-тарифного регулирования;

- формирование эффективной системы контроля экспортно-импорт­ных операций;

- совершенствование технологии выполнения процедур по экономиче­скому направлению деятельности таможен;

* перестройка организации экономической деятельности в системе ГТК России и др.

Была также разработана и принята «Программа приоритетов в фи­нансировании основных направлений деятельности ГТК РФ в 1992-1995 годах». В ней предусматривалось завершить создание региональных таможенных управлений, организовать дополнительную сеть внутренних таможен и таможенных органов на границе с Украиной, Грузией, Азер­байджаном, Финляндией, Монголией и Китаем. Была поставлена задача подготовки кадров для таможенных органов путем открытия специальных учебных заведений. Планировалась организация сети таможенных лабо­раторий, обеспечение таможен вычислительной техникой, программными продуктами, оборудованием для передачи данных.

Плановые мероприятия 1992-1995 гг. требовали значительных финан­совых вложений (43,8 млрд. руб. в ценах августа 1992 г.). На развитие вну­тренней и пограничной сети таможенных органов было направлено около 46 % финансовых средств и 25 % - на создание и эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы ГТК России.

Наиболее значимой в середине 90-х годов была «Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года». В ее создании принимали участие около 20 мини­стерств и ведомств России. Основные разработчики программы - Минэко­номики, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов, Министерство путей сообщения, Федеральная пограничная служба, Министерство транспорта, Министерство внешних экономических связей Рос­сийской Федерации. Целью реализации программы было создание условий, обеспечивающих завершение становления и полномасштабное функциони­рование таможенной службы Российской Федерации в условиях осущест­вления рыночных реформ.

Планом развития таможенной службы России на 1996-2000 гг. пред­усматривалось строительство и оборудование на границах Российской Федерации 40 международных автомобильных пунктов пропуска общей пропускной способностью 521 тыс. автомашин в сутки, строительство и оснащение 243 служебно-производственных зданий и сооружений, пло­щадью 488 тыс. м2, 472 объекта складского хозяйства общей площадью 495 тыс. м2, отвечающих мировому уровню организации складирования, хранения и контроля экспортных и импортных грузов. Было намечено за­купить технических средств таможенного контроля на сумму 390,5 млрд. руб., вооружения, спецодежды и других материально-технических ресур­сов на сумму 3241,1 млрд. руб. Также предусматривалось создание пред­ставительств ГТК России в государствах - участниках Таможенного Союза и другие мероприятия.

Мероприятия Федеральной целевой программы развития таможенной службы на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. в основном выполнены. В результате укрепилась роль таможенной службы как инструмента тариф­ного и нетарифного регулирования внешней торговли страны, повысилась эффективность противодействия таможенным правонарушениям во внеш­неторговом обороте.

Время ставит перед таможенными органами новые задачи, и приказом ГТК России от 29.12.2000 № 1256 утверждается «Целевая программа раз­вития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы». Она разработана с учетом концептуальных подходов Правительства Россий­ской Федерации к решению вопросов социально-экономического развития России на период до 2010 г., мер Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., а также с ориентацией на стандарты Всемирной торговой организации по качеству таможенного администрирования и на рассмотренные ранее концепции развития тамо­женного дела, разработанные ГТК России. Целью реализации этой про­граммы является повышение качества таможенного администрирования.

Средствами для достижения этой цели выступают:

- упрощение процедур таможенного оформления и контроля;

- максимальное развитие информационных технологий и автоматизи­рованных систем управления;

95

. - своевременное и полное выявление и пресечение экономических :" преступлений и правонарушений, наносящих ущерб безопасности ; страны, установление эффективного контроля за внешнеторговыми j операциями;

- повышение роли таможенной службы в совершенствовании и реали- . зации таможенно-тарифной политики;

- развитие института таможенных брокеров;

- развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;

•я усиление борьбы с коррупцией;

- обновление нормативно-правовой базы таможенного дела и совершен­ствование правового обеспечения деятельности таможенных органов.

Под реализацию этой программы запланирована разработка пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности применения морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, а также методики оценки эффективности использования кадров в таможен­ном деле.

Ожидаемый эффект от реализации программы - создание условий для увеличения внешнеторгового оборота страны, укрепления Законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности, своевремен­ное и полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет. Мероприятия программы объединены в 9 подпрограмм, одной из которых - подпрограммой «Организация таможенного контроля и таможенного оформления», в частности, - предусмотрено:

- определение особенностей и совершенствование процедур таможен­ного оформления и контроля с учетом вида транспорта, категорий участников ВЭД, характера оформляемых товаров;

- разработка порядка осуществления таможенного контроля за услов­но-выпущенными товарами;

т разработка положения о досмотре товаров, совершенствование средств таможенной идентификации в целях улучшения форм и ме­тодов таможенного контроля;

- разработка концепции методов таможенного аудита;

- выявление и анализ угроз нарушения таможенного законодательства, разработка системы анализа и управления рисками и внедрение ее элементов в практику работы таможенных органов;

- создание таможенных постов - центров таможенного оформления;

- разработка единой методики оценки деятельности таможенных бро­керов;

- осуществление комплекса мероприятий по повышению значения та­моженных лабораторий в таможенном деле, в частности расширение видов экспертно-исследовательских технологий ГТЛ и РТЛ, и другие мероприятия.

В рамках подпрограммы «Совершенствование организации контро­ля за таможенной стоимостью, начислением и уплатой таможенных платежей и валютного контроля» планировалось:

- упорядочить нормативную базу взимания таможенных платежей в связи с введением в действие части II Налогового кодекса Россий­ской Федерации;

- сформировать систему информационного обеспечения контроля за таможенной стоимостью;

- распространить автоматизированные технологии валютного контро­ля и контроля внешнеторговых бартерных сделок на все внешне­торговые операции, предусматривающие расчеты за перемещаемые товары;

- разработать концепцию единой информационно-аналитической системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэконо­мической деятельности таможенными органами (в целях более эффективной классификации товаров, определения страны их про­исхождения, применения инструментов тарифного и нетарифного регулирования).

Всего целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 гг. включала 98 мероприятий.

Планируя развитие на 2004-2008 гг., Федеральная таможенная служба так сформулировала свою стратегическую цель - реализация общегосудар­ственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства в Российской Федера­ции в целях экономического процветания и социального благополучия на­ции. Для достижения этой цели поставлены следующие тактические задачи:

1. Всемерное содействие развитию внешнеторгового оборота за счет сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и пасса­жиров через таможенную границу.

2. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Фе­дерации.

3. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных переме­щением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут на­нести вред обществу или подорвать экономику страны.

4. Совершенствование системы управления таможенными органами.

Цели и задачи развития таможенной службы увязаны с приоритетами и общественно-значимыми целями экономического и социального развития России. Следуя установленному порядку и учитывая требования эффектив­ного планирования, ФТС России разработала следующие ведомственные бюджетные целевые программы для достижения поставленных задач и ре­ализации общей цели:

Таможенная граница. Таможенный контроль в пунктах пропуска че­рез границу.

2. Администрирование и контроль. Соблюдение международных тор­говых соглашений. Таможенное оформление и таможенный кон­троль на территориях субъектов Российской Федерации.

3. Институциональное развитие и формирование информационно-тех­нического потенциала таможенных органов, организация исполне­ния таможенного законодательства Российской Федерации и меж­дународных договоров Российской Федерации.

Программы включают конкретные мероприятия по региональным та­моженным управлениям с указанием сроков их выполнения и ответствен­ных подразделений таможенных органов.

Для каждой из поставленных задач развития и целевых программ ФТС России разработаны конечные достижимые результаты деятельности, выраженные количественно в суммовых или натуральных показателях. Они отражают как непосредственные результаты оказания таможенных услуг (выполнения работ), так и общественно значимые результаты, важ­ные для участников ВЭД и экономики в целом.

Рассмотрим планируемые количественные результаты в разрезе при­нятых программ.

Конечными (показателями) результатами выполнения программы «Таможенная граница. Таможенный контроль в пунктах пропуска через границу» являются:

- сокращение числа досматриваемых на таможенной границе партий товаров при их вывозе или ввозе на территорию Российской Федера­ции;

- сокращение времени на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска для лиц, в отношении которых установлена упро­щенная процедура таможенного оформления в соответствии со ста­тьей 68 Таможенного кодекса РФ;

- наполнение доходной части федерального бюджета;

- выведение импортных товаров из нелегального сектора экономики в легальный (доля).

Конечные результаты программы «Администрирование и контроль со­блюдения международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федера­ции» выражены в показателях:

- стоимость товаров, экспорта по внешнеторговым сделкам, контроли­руемым таможенно-банковским валютным контролем;

- сумма платежей за импортируемые товары, контролируемые тамо­женно-банковским валютным контролем;

- сокращение количества случаев недоставления товаров в таможен­ные органы назначения по отношению к предыдущему или базисно­му году;

- количество таможенных органов, имеющих достаточную техниче­скую оснащенность для применения электронной формы деклариро­вания;

- сокращение числа досматриваемых в местах таможенного формле-ния партий товаров при ввозе внутри страны;

- сокращение времени на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска для лиц, в отношении которых установлены спе­циальные упрощенные процедуры таможенного оформления в соот­ветствии со статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Конечные результаты выполнения программы «Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала та­моженных органов. Организация исполнения таможенного законодатель­ства Российской Федерации и международных договоров Российской Фе­дерации» - это показатели:

- сокращение расхождений между показателями экспорта в Россию из стран Европейского Союза (ЕС) и импортом товаров из ЕС;

- доля участников ВЭД, в отношении которых установлены специаль­ные упрощенные процедуры;

- увеличение объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, подлежащих защите и контролю таможенными органами;

- сокращение числа участников ВЭД, в отношении которых применя­лись меры административного воздействия.

Достижение конечных результатов бюджетных программ ФТС России контролирует Правительство Российской Федерации.

Бюджетные средства распределялись по программам с помощью груп­пировки статей функциональной и экономической классификации расходов и их увязки с достижением указанных целей программ.

По каждой программе определены требуемые финансовые ресурсы, в том числе объем текущих и капитальных затрат.

Текущие расходы на реализацию программ это: оплата труда, социаль­ные выплаты, содержание помещений, оплата коммунальных услуг, мате­риальное обеспечение.

К капитальным расходам отнесли капитальные вложения, капитальный ремонт объектов таможенной инфраструктуры, затраты на приобретение и модернизацию оборудования.

Средства на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) рассчитывались в соответствии с проектом «Модернизация информацион­ной системы таможенных органов Российской Федерации».

В программах учтены следующие ресурсоемкие направления:

- строительство автомобильных пунктов пропуска и увеличение про­пускной способности на границе на 17 %;

- строительство административных зданий, производственно-склад­ских комплексов и сооружений для обеспечения размещения тамо­женных органов, оптимизации расходов, связанных с их содержани­ем;

- строительство объектов Ведомственной интегрированной телеком­муникационной сети (ВИТС), закупка услуг связи и передачи дан­ных;

- эксплуатация, текущий и капитальный ремонт 2549 объектов тамо­женной инфраструктуры;

- изготовление и установка оборудования для инспекционно-досмо-тровых комплексов, предназначенных для проведения контроля гру­зовых машин и контейнеров.

- обеспечение таможенных органов бланками оперативных таможен­ных документов, а также средствами таможенной идентификации - личными номерными печатями, комплектами штампов, сменными штемпельными подушками с пломбировочными устройствами для контрольного и силового блокирования, сейф-пакетами (применя­ются для сокращения количества досматриваемых партий товаров), уменьшения случаев недоставления товаров в таможенные органы назначения, а также для предотвращения недостоверного деклариро­вания;

- развитие таможенной авиации и морских (речных) судов таможен­ных органов для проведения контроля на границе, доставки мобиль­ных оперативных групп к местам проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- комплексное развитие технических и информационно-технических средств, средств вычислительной техники;

- автотранспортное обеспечение таможенных органов;

- подключение приграничных таможенных постов и пунктов пропу­ска к Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети

(ВИТС); '

- проведение монтажных и пуско-наладочных работ на локальных вы­числительных сетях приграничных объектов инфраструктуры;

- утилизация, экспертиза, хранение и транспортировка опасных отходов и радиоактивных материалов; ;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных технологий и информационно-технических средств и систем.

Указанные программы определяют основные параметры развития

таможенной службы Российской Федерации на ближайшие S лет (2004— 2008 гг.) и предлагают пути решения существующих проблем.

Выполнение ведомственных целевых бюджетных программ будет спо­собствовать развитию внешней торговли России, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур та­моженного оформления и в итоге - увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисленных в бюджет.

Руководители подразделений, организаций ФТС России, являющихся исполнителями Программы, разрабатывают планы-графики исполнения мероприятий. Региональные таможенные управления, таможни, непо­средственно подчиненные ФТС России, и учреждения, подведомственные ФТС России по результатам обсуждения Программы готовят развернутые планы ее реализации с учетом региональных особенностей и представля­ют в Главное финансово-экономическое управление ФТС России данные

об объемах бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий

Программы по функциональной и экономической классификации бюджет­ных расходов Российской Федерации.

Общий контроль и координацию деятельности таможенных органов по выполнению Программы осуществляет Главное организационно-инспек­торское управление ФТС России. Оно также готовит обобщенную инфор­мацию о ходе реализации Программы и о возможных ее уточнениях для руководства Федеральной таможенной службы России, заседаний Коллегии и совещаний у председателя ФТС России.