5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
В таможенном деле накоплен опыт разработки и реализации комплексных программ развития. Примером является «Комплексная программа повышения роли таможенной системы как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993 году».
В нее были включены подпрограммы:
- перестройка механизма начисления и взимания таможенных платежей;
- перестройка финансового механизма;
« совершенствование таможенно-тарифного регулирования;
- формирование эффективной системы контроля экспортно-импортных операций;
- совершенствование технологии выполнения процедур по экономическому направлению деятельности таможен;
* перестройка организации экономической деятельности в системе ГТК России и др.
Была также разработана и принята «Программа приоритетов в финансировании основных направлений деятельности ГТК РФ в 1992-1995 годах». В ней предусматривалось завершить создание региональных таможенных управлений, организовать дополнительную сеть внутренних таможен и таможенных органов на границе с Украиной, Грузией, Азербайджаном, Финляндией, Монголией и Китаем. Была поставлена задача подготовки кадров для таможенных органов путем открытия специальных учебных заведений. Планировалась организация сети таможенных лабораторий, обеспечение таможен вычислительной техникой, программными продуктами, оборудованием для передачи данных.
Плановые мероприятия 1992-1995 гг. требовали значительных финансовых вложений (43,8 млрд. руб. в ценах августа 1992 г.). На развитие внутренней и пограничной сети таможенных органов было направлено около 46 % финансовых средств и 25 % - на создание и эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы ГТК России.
Наиболее значимой в середине 90-х годов была «Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года». В ее создании принимали участие около 20 министерств и ведомств России. Основные разработчики программы - Минэкономики, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов, Министерство путей сообщения, Федеральная пограничная служба, Министерство транспорта, Министерство внешних экономических связей Российской Федерации. Целью реализации программы было создание условий, обеспечивающих завершение становления и полномасштабное функционирование таможенной службы Российской Федерации в условиях осуществления рыночных реформ.
Планом развития таможенной службы России на 1996-2000 гг. предусматривалось строительство и оборудование на границах Российской Федерации 40 международных автомобильных пунктов пропуска общей пропускной способностью 521 тыс. автомашин в сутки, строительство и оснащение 243 служебно-производственных зданий и сооружений, площадью 488 тыс. м2, 472 объекта складского хозяйства общей площадью 495 тыс. м2, отвечающих мировому уровню организации складирования, хранения и контроля экспортных и импортных грузов. Было намечено закупить технических средств таможенного контроля на сумму 390,5 млрд. руб., вооружения, спецодежды и других материально-технических ресурсов на сумму 3241,1 млрд. руб. Также предусматривалось создание представительств ГТК России в государствах - участниках Таможенного Союза и другие мероприятия.
Мероприятия Федеральной целевой программы развития таможенной службы на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. в основном выполнены. В результате укрепилась роль таможенной службы как инструмента тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны, повысилась эффективность противодействия таможенным правонарушениям во внешнеторговом обороте.
Время ставит перед таможенными органами новые задачи, и приказом ГТК России от 29.12.2000 № 1256 утверждается «Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы». Она разработана с учетом концептуальных подходов Правительства Российской Федерации к решению вопросов социально-экономического развития России на период до 2010 г., мер Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., а также с ориентацией на стандарты Всемирной торговой организации по качеству таможенного администрирования и на рассмотренные ранее концепции развития таможенного дела, разработанные ГТК России. Целью реализации этой программы является повышение качества таможенного администрирования.
Средствами для достижения этой цели выступают:
- упрощение процедур таможенного оформления и контроля;
- максимальное развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления;
95
. - своевременное и полное выявление и пресечение экономических :" преступлений и правонарушений, наносящих ущерб безопасности ; страны, установление эффективного контроля за внешнеторговыми j операциями;
- повышение роли таможенной службы в совершенствовании и реали- . зации таможенно-тарифной политики;
- развитие института таможенных брокеров;
- развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;
•я усиление борьбы с коррупцией;
- обновление нормативно-правовой базы таможенного дела и совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов.
Под реализацию этой программы запланирована разработка пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности применения морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, а также методики оценки эффективности использования кадров в таможенном деле.
Ожидаемый эффект от реализации программы - создание условий для увеличения внешнеторгового оборота страны, укрепления Законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности, своевременное и полное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет. Мероприятия программы объединены в 9 подпрограмм, одной из которых - подпрограммой «Организация таможенного контроля и таможенного оформления», в частности, - предусмотрено:
- определение особенностей и совершенствование процедур таможенного оформления и контроля с учетом вида транспорта, категорий участников ВЭД, характера оформляемых товаров;
- разработка порядка осуществления таможенного контроля за условно-выпущенными товарами;
т разработка положения о досмотре товаров, совершенствование средств таможенной идентификации в целях улучшения форм и методов таможенного контроля;
- разработка концепции методов таможенного аудита;
- выявление и анализ угроз нарушения таможенного законодательства, разработка системы анализа и управления рисками и внедрение ее элементов в практику работы таможенных органов;
- создание таможенных постов - центров таможенного оформления;
- разработка единой методики оценки деятельности таможенных брокеров;
- осуществление комплекса мероприятий по повышению значения таможенных лабораторий в таможенном деле, в частности расширение видов экспертно-исследовательских технологий ГТЛ и РТЛ, и другие мероприятия.
В рамках подпрограммы «Совершенствование организации контроля за таможенной стоимостью, начислением и уплатой таможенных платежей и валютного контроля» планировалось:
- упорядочить нормативную базу взимания таможенных платежей в связи с введением в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации;
- сформировать систему информационного обеспечения контроля за таможенной стоимостью;
- распространить автоматизированные технологии валютного контроля и контроля внешнеторговых бартерных сделок на все внешнеторговые операции, предусматривающие расчеты за перемещаемые товары;
- разработать концепцию единой информационно-аналитической системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенными органами (в целях более эффективной классификации товаров, определения страны их происхождения, применения инструментов тарифного и нетарифного регулирования).
Всего целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 гг. включала 98 мероприятий.
Планируя развитие на 2004-2008 гг., Федеральная таможенная служба так сформулировала свою стратегическую цель - реализация общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства в Российской Федерации в целях экономического процветания и социального благополучия нации. Для достижения этой цели поставлены следующие тактические задачи:
1. Всемерное содействие развитию внешнеторгового оборота за счет сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и пассажиров через таможенную границу.
2. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
3. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны.
4. Совершенствование системы управления таможенными органами.
Цели и задачи развития таможенной службы увязаны с приоритетами и общественно-значимыми целями экономического и социального развития России. Следуя установленному порядку и учитывая требования эффективного планирования, ФТС России разработала следующие ведомственные бюджетные целевые программы для достижения поставленных задач и реализации общей цели:
Таможенная граница. Таможенный контроль в пунктах пропуска через границу.
2. Администрирование и контроль. Соблюдение международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации.
3. Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов, организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Программы включают конкретные мероприятия по региональным таможенным управлениям с указанием сроков их выполнения и ответственных подразделений таможенных органов.
Для каждой из поставленных задач развития и целевых программ ФТС России разработаны конечные достижимые результаты деятельности, выраженные количественно в суммовых или натуральных показателях. Они отражают как непосредственные результаты оказания таможенных услуг (выполнения работ), так и общественно значимые результаты, важные для участников ВЭД и экономики в целом.
Рассмотрим планируемые количественные результаты в разрезе принятых программ.
Конечными (показателями) результатами выполнения программы «Таможенная граница. Таможенный контроль в пунктах пропуска через границу» являются:
- сокращение числа досматриваемых на таможенной границе партий товаров при их вывозе или ввозе на территорию Российской Федерации;
- сокращение времени на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска для лиц, в отношении которых установлена упрощенная процедура таможенного оформления в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса РФ;
- наполнение доходной части федерального бюджета;
- выведение импортных товаров из нелегального сектора экономики в легальный (доля).
Конечные результаты программы «Администрирование и контроль соблюдения международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации» выражены в показателях:
- стоимость товаров, экспорта по внешнеторговым сделкам, контролируемым таможенно-банковским валютным контролем;
- сумма платежей за импортируемые товары, контролируемые таможенно-банковским валютным контролем;
- сокращение количества случаев недоставления товаров в таможенные органы назначения по отношению к предыдущему или базисному году;
- количество таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования;
- сокращение числа досматриваемых в местах таможенного формле-ния партий товаров при ввозе внутри страны;
- сокращение времени на выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска для лиц, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Конечные результаты выполнения программы «Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов. Организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации» - это показатели:
- сокращение расхождений между показателями экспорта в Россию из стран Европейского Союза (ЕС) и импортом товаров из ЕС;
- доля участников ВЭД, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры;
- увеличение объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, подлежащих защите и контролю таможенными органами;
- сокращение числа участников ВЭД, в отношении которых применялись меры административного воздействия.
Достижение конечных результатов бюджетных программ ФТС России контролирует Правительство Российской Федерации.
Бюджетные средства распределялись по программам с помощью группировки статей функциональной и экономической классификации расходов и их увязки с достижением указанных целей программ.
По каждой программе определены требуемые финансовые ресурсы, в том числе объем текущих и капитальных затрат.
Текущие расходы на реализацию программ это: оплата труда, социальные выплаты, содержание помещений, оплата коммунальных услуг, материальное обеспечение.
К капитальным расходам отнесли капитальные вложения, капитальный ремонт объектов таможенной инфраструктуры, затраты на приобретение и модернизацию оборудования.
Средства на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) рассчитывались в соответствии с проектом «Модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации».
В программах учтены следующие ресурсоемкие направления:
- строительство автомобильных пунктов пропуска и увеличение пропускной способности на границе на 17 %;
- строительство административных зданий, производственно-складских комплексов и сооружений для обеспечения размещения таможенных органов, оптимизации расходов, связанных с их содержанием;
- строительство объектов Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС), закупка услуг связи и передачи данных;
- эксплуатация, текущий и капитальный ремонт 2549 объектов таможенной инфраструктуры;
- изготовление и установка оборудования для инспекционно-досмо-тровых комплексов, предназначенных для проведения контроля грузовых машин и контейнеров.
- обеспечение таможенных органов бланками оперативных таможенных документов, а также средствами таможенной идентификации - личными номерными печатями, комплектами штампов, сменными штемпельными подушками с пломбировочными устройствами для контрольного и силового блокирования, сейф-пакетами (применяются для сокращения количества досматриваемых партий товаров), уменьшения случаев недоставления товаров в таможенные органы назначения, а также для предотвращения недостоверного декларирования;
- развитие таможенной авиации и морских (речных) судов таможенных органов для проведения контроля на границе, доставки мобильных оперативных групп к местам проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- комплексное развитие технических и информационно-технических средств, средств вычислительной техники;
- автотранспортное обеспечение таможенных органов;
- подключение приграничных таможенных постов и пунктов пропуска к Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети
(ВИТС); '
- проведение монтажных и пуско-наладочных работ на локальных вычислительных сетях приграничных объектов инфраструктуры;
- утилизация, экспертиза, хранение и транспортировка опасных отходов и радиоактивных материалов; ;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных технологий и информационно-технических средств и систем.
Указанные программы определяют основные параметры развития
таможенной службы Российской Федерации на ближайшие S лет (2004— 2008 гг.) и предлагают пути решения существующих проблем.
Выполнение ведомственных целевых бюджетных программ будет способствовать развитию внешней торговли России, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и в итоге - увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисленных в бюджет.
Руководители подразделений, организаций ФТС России, являющихся исполнителями Программы, разрабатывают планы-графики исполнения мероприятий. Региональные таможенные управления, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, и учреждения, подведомственные ФТС России по результатам обсуждения Программы готовят развернутые планы ее реализации с учетом региональных особенностей и представляют в Главное финансово-экономическое управление ФТС России данные
об объемах бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий
Программы по функциональной и экономической классификации бюджетных расходов Российской Федерации.
Общий контроль и координацию деятельности таможенных органов по выполнению Программы осуществляет Главное организационно-инспекторское управление ФТС России. Оно также готовит обобщенную информацию о ходе реализации Программы и о возможных ее уточнениях для руководства Федеральной таможенной службы России, заседаний Коллегии и совещаний у председателя ФТС России.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений