63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
Одним из основных условий эффективной деятельности там. органов является профессиональный кадровый состав. Его формирование зависит от многих факторов: качественная правовая база; комплектование штата на конкурсной основе при объективной оценке кандидатов; социальные гарантии; формирование кадрового резерва.При характеристике службы в таможенных органах следует уяснить, к какой разновидности в системе государственной службы она относится. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в целом система государственной службы включает следующие ее виды:
— государственная гражданская служба;
— военная служба;
— правоохранительная служба.
Гос. служба предполагает профессиональную служебную деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Федерации и ее субъектов.
Служба в там. органах — вид гос. службы граждан РФ, осуществляющих проф. Деят-сть по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов РФ. Правовые основы института там. службы установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», к-й выступает как единый законодательный акт, регламентирующий правовые, экономические и организационные основы прохождения гос. службы в там. органах. Вместе с тем деятельность отдельной категории должностных лиц в таможенных органах устанавливается нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Учитывая, что в настоящее время правовое регулирование данного института обеспечивается двумя вышеназванными Законами, лица, работающие в там. органах, делятся на две основные категории: сотрудники там. органов (исполняют правоохранительные функции) и государственные гражданские служащие (наделены полномочиями, не связанными с правоохранительной деятельностью). Таким образом, служба в таможенных органах сочетает правоохранительный и гражданский виды государственных служб. К должностным лицам таможенных органов РФ относятся граждане, занимающие в них должности, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (т.е. сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды (т.е. государственные гражданские служащие).
Для лиц, занимающих должности в таможенных органах, характерно различие в отдельных аспектах их правового статуса. Такое расхождение проявляется, например, в знаках отличия, сроке испытания при приеме на работу, необходимости принятия присяги, пенсионном обеспечении и др. Учитывая, что для государственных гражданских служащих установлены единые правила независимо от того, в каких органах они работают, обратим особое внимание на лиц, являющихся сотрудниками таможенных органов.
Поступление на службу в таможенные органы.
На службу в таможенные органы принимаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечить выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Между тем для должностных лиц таможенных органов ФТС России устанавливаются квалификационные требования, предполагающие обязательный стаж работы по специальности или нахождения на государственной службе от одного года до десяти лет в зависимости от должности, вида и категории таможенного органа.Поступление на таможенную службу в качестве сотрудника осуществляется на условиях контракта, который может заключаться на срок от одного года до десяти лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Кроме того, для принимаемых на работу может быть установлен и испытательный срок до 6 месяцев. С государственными гражданскими служащими в настоящее время заключаются бессрочные контракты.В содержание контракта включаются обязательные (необходимые) и дополнительные условия службы сотрудника.Обязательными признаются следующие условия, по которым начальник таможенного органа и гражданин должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте:
— наименование должности с указанием структурного подразделения таможенного органа и места нахождения;
— дата начала исполнения служебных обязанностей;
— права и обязанности сотрудника;
— права и обязанности начальника таможенного органа;
— условия оплаты труда;
— режим служебного времени и времени отдыха;
— ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.
Дополнительными (факультативными) считаются условия, вносимые в контракт по усмотрению сторон и конкретизирующие условия службы или устанавливающие дополнительные гарантии и компенсации сотруднику и членам его семьи. Стороны могут оговорить в контракте и любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству РФ.
Граждане при поступлении на службу в там. органы, а также сотрудники там. органов обязаны ежегодно представлять в налоговые органы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Не принимаются на службу в таможенные органы недееспособные, ограниченно дееспособные, а также лица при наличии у них неснятой или непогашенной судимости. Обязательным условием назначения на должность в таможенном органе является принятие присяги. Гражданин, принятый на службу в таможенные органы, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности». Порядок принятия присяги определяется руководителем ФТС России.
Замещение вакантной должности государственной гражданской службы в таможенных органах осуществляется на условиях конкурса, проводимого в два этапа. На первом этапе в средствах массовой информации публикуется объявление о приеме документов для участия в конкурсе; на втором конкурсная комиссия по 10-балльной системе оценивает кандидатов на основании представленных ими документов. По результатам конкурса не позднее чем через две недели после его проведения издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, на замещение которой проводился данный конкурс, и с ним заключается служебный контракт.
Прохождение службы в таможенных органах.
Правовой статус должностного лица таможенного органа выражен в первую очередь в его правах и обязанностях. К основным правам сотрудника относятся права на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение с целью исполнения должностных обязанностей организаций любых форм собственности;
4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
7) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС;
8) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
9) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
10) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК.
В круг обязанностей сотрудника таможенного органа входят:
1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
4) своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Конкретный перечень обязанностей любого лица, проходящего службу в таможенных органах, устанавливается должностной инструкцией.
Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой выступает объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде РФ. Профессиональное образование, в том числе повышение квалификации, кадров считается насущной необходимостью для достижения как общегосударственных, так и локальных задач.
По результатам аттестации аттестационная комиссия дает сотруднику одну из следующих оценок:
1) соответствует занимаемой должности;
2) соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
3) не соответствует занимаемой должности.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, о снижении или назначении на другую должность. При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательный характер. Он принимает соответствующее решение (о повышении или понижении сотрудника в должности, оставлении его на прежней должности, увольнении и т.д.) не позднее чем через 2 месяца со дня утверждения аттестации. Если сотрудник представляется к государственной награде, в решении аттестационной комиссии на основании его конкретных заслуг указывается, достоин он этого или нет.В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать это решение у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде.По общему правилу аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Аттестации не подлежат сотрудники, занимающие должности менее года; находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; прикомандированные к органам государственной власти РФ и организациям; сотрудники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и беременные женщины.Лицам, назначенным на соответствующие должности в таможенных органах из числа сотрудников, присваиваются специальные звания. Они объединяются в следующие группы: младший состав (прапорщик и ст. прапорщик таможенной службы); средний начальствующий состав (мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан таможенной службы); старший начальствующий состав (майор, подполковник, полковник таможенной службы); высший начальствующий состав (генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, действительный государственный советник таможенной службы). Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины: секретарь государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов; референт государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов; советник государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов; государственный советник государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов; действительный государственный советник государственной гражданской службы 1-го, 2-го, 3-го классов.
Прохождение службы в таможенных органах предусматривает и соблюдение должностными лицами установленных ограничений, а именно запретов на:
— занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
— совмещение службы в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;
— занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
— участие в качестве члена органа управления коммерческой организации, а также члена органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев выполнения специальных заданий и иных установленных ситуаций;
— участие в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в таможенных органах;
— использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения, финансовых средств, другого государственного имущества, а также служебной информации;
— получение гонораров за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;
— получение от физических и юридических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, средств на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений, связанных с исполнением должностных обязанностей;
— принятие без разрешения Президента Российской Федерации наград, почетных и специальных званий иностранных государств, международных и иностранных организаций;
— выезд в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
— использование своего служебного положения в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
Заслуживает обсуждения установление такого ограничения, как получение гонораров за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей. В ст. 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» подтверждается право сотрудника на занятие научной деятельностью. Нередки ситуации, когда должностное лицо таможенного органа одновременно является аспирантом или соискателем кафедры вуза, а тема его диссертации тесным образом связана с его работой — с деятельностью в области таможенного дела. При этом в рамках научного исследования сотрудник таможенного органа вправе издать монографию и получить за нее авторский гонорар. С одной стороны, его деятельность в данном направлении (издание монографии) укладывается в рамки занятия наукой, а с другой (получение гонорара) — является нарушением установленных запретов.В данной связи представляется необходимым уточнить положение анализируемой статьи Закона, указав, что понимается под публикациями и выступлениями, за которые невозможно получение гонорара.
Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы.
Прекращение службы в таможенных органах.
Основания для прекращения службы в таможенных органах ее сотрудников предусмотрены в ст. 48 Закона о службе в таможенных органах. К ним, помимо собственного желания, относятся:
— достижение предельного возраста;
— выслуга срока службы, дающего право на пенсию;
— истечение срока действия контракта;
— проведение организационно-штатных мероприятий;
— перевод в другой государственный орган;
— призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
— состояние здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности или негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;
— признание аттестационной комиссией сотрудника не соответствующим занимаемой должности;
— однократное грубое нарушение служебной дисциплины или ее систематические нарушения;
— осуждение за преступление по приговору суда;
— прекращение гражданства Российской Федерации.
Для гражданских служащих дополнительными основаниями прекращения службы в таможенных органах на основании ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются:
— соглашение сторон служебного контракта;
— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, изменением существенных условий служебного контракта или по состоянию здоровья;
— обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (например, восстановление на службе по решению суда гражданина, ранее замещавшего данную должность);
— несоблюдение ограничений, невыполнение обязательств, нарушение запретов, связанных с гражданской службой.При несогласии должностного лица таможенного органа с решением об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность он вправе обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.Анализируя особенности государственной службы в таможенных органах, нельзя не отметить, что ее эффективность напрямую зависит от решения одной из насущных проблем в области таможенного дела. Один из приоритетов в функционировании таможенной службы на современном этапе — борьба с коррупцией. Крупные таможенные нарушения, к сожалению, невозможны без участия самих таможенников. В государственно-правовую среду все глубже проникают злоупотребление властью, коррупция, бюрократизм, вымогательство, волокита, сращивание с криминальной средой, безответственность и т.п. Импортер заинтересован в скорейшем получении товаров и потому может воспользоваться возможностью «облегчить» их прохождение через таможню.Механизмы борьбы с коррупцией в таможенной системе многообразны и основаны в целом на рекомендациях Всемирной таможенной организации. Так, внедрение электронного декларирования позволит добиться максимального сужения контактов между таможенным инспектором и участником внешней торговли; решение материально-технических проблем поможет поднять уровень финансовой независимости должностных лиц.Борьба с коррупцией в таможенной сфере сопряжена с определенными трудностями выявления таких нарушений, поскольку обе стороны заинтересованы в сохранении порочных связей. Для таможенника это получение дополнительного (нередко систематического) вознаграждения, для субъекта внешнеторговой деятельности — облегчение прохождения таможенных формальностей, снижение уровня легитимно уплачиваемых таможенных платежей (путем занижения таможенной стоимости, недостоверного декларирования). Известны и ситуации, при которых конкретные должностные лица таможенных органов «курируют» предпринимательские структуры, оказывая им соответствующие услуги, разумеется, не безвозмездно.Учитывая важность данного направления деятельности таможенных органов, представляется целесообразным разработать ведомственную целевую программу, посвященную концепции борьбы с коррупцией в таможенной сфере. Данный документ позволит провести основу для качественного правового обеспечения деятельности таможенных органов в этом направлении.Борьба с коррупцией — важная составляющая в деле повышения уровня правовой культуры должностных лиц таможенных органов. Таможенник, стоящий на страже экономических интересов России, не должен подрывать ее авторитет как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Профессионализм, честность, неподкупность, служение интересам государства, невозможность ущемления прав физических и юридических лиц — вот основные качества, позиционирующие современного «Вере
- 1 Экономическая безопасность: сущность и стратегическое обеспечение в Российской Федерации.
- 2.Угрозы экономической безопасности и их классификация
- 3.Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности
- 4.Правовые, экономические и организационные основы таможенно-тарифного регулирования в рф. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования
- 5.Единый таможенный тариф Республики Беларусь, республики Казахстан и рф: цели применения, функции, структура, принципы построения
- Раздел 1. Живые животные; продукты животного происхождения.
- 7.Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения
- 8.Порядок контроля таможенной стоимости товаров
- 9.Страна происхождения товара: понятие, цели, определение, механизм практического применения
- Глава 7 тктс
- 10.Цель, задачи, основные направления валютного контроля в рф
- 11.Функции, полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля
- 12.Порядок перемещения через таможенную границу тс денежных средств и денежных инструментов
- 13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
- 16. Таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, особенности взимания таможенных сборов за таможенные операции
- 17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
- 18. Порядок взыскания таможенных платежей
- 20. Формы таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
- 22.Цели и порядок проведения личного досмотра
- 23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля
- 25.Прибытие товаров на таможенную территорию тс (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 26.Убытие товаров с таможенной территории тс (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 27.Правовой статус таможенного перевозчика
- 28. Временное хранение. Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
- Глава 25. Тк тс. Временное хранение.
- 29.Места временного хранения
- Глава 25 тк тс
- 30.Правовой статус владельца свх
- Глава 3
- 31 Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Формы и сроки декларирования товаров
- Глава 27 тк тс. Там.Деклар-е тов-в
- 32. Подача и регистрация таможенной декларации
- Глава 27.Таможенное декларирование товаров
- 33.Перечень и характеристика документов, представляемых при декларировании товаров
- Глава 27. Таможенное декл-ние тов-в
- 34.Предварительно декларирование товаров
- Глава 27.Таможенное декларир-е тов-в
- 35.Правовой статус декларанта
- Глава 27.Тамож-е декл-ние тов-в
- 36. Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска
- Глава 28.Выпуск товаров
- 37. Условный выпуск товаров. Сроки выпуска
- Глава 28. Выпуск товаров
- 42.Содержание таможенной процедуры «переработка на таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 43.Содержание таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 44.Содержание таможенной процедуры «переработка вне таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 45. Содержание таможенной процедуры «экспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 46.Содержание таможенной процедуры «реэкспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 47.Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 49.Таможенный контроль международных почтовых отправлений .
- 52.Структура построения етн вэд и сфера ее применения
- 53.Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.
- 54.Единая автоматизированная информационная система (еаис) фтс России: назначение, состав, решаемые задачи
- 56. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования
- 57. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством
- 58. Понятие и сущность тстк. Роль и место тстк в таможенном контроле
- 59. Источники таможенного права (понятие и виды, пределы действия, таможенные нормы)
- 60. Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общие характеристики)
- 61. Функции таможенных органов (понятие и содержание)
- 62. Ответственность в таможенном праве (понятие, значение и виды ответственности)
- 63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
- 64. Порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц
- 65. Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти. Структура фтс рф
- 66. Понятие и виды административных наказаний за нарушение таможенных правил
- 67. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела
- 68. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
- 69. Стороны и участники по делам о нарушении таможенных правил, их правовое положение
- 70. Понятие базисных условий поставки, их использование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
- 71. Паспорт сделки: порядок оформления и его применение в целях валютного контроля.
- Статья 20. Паспорт сделки
- 72. Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре «Временный ввоз (допуск)».
- 73. Определение таможенной стоимости и применение таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами на таможенную территорию тс.
- 74. Коммерческие документы во внешней торговле.
- 75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.
- 76. Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза по защите прав интеллектуальной собственности.
- 77. Формы управленческой деятельности в государственном управлении.
- 78. Принципы, виды и уровни государственного управления.
- 79. Таможенное дело как объект и субъект управления.
- 80. Организация системы управления в таможенных органах.
- 81. Управленческая деятельность. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности
- 82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
- 83.Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов
- 84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
- 86. Таможенная экспертиза. Виды таможенной экспертизы, права и обязанности эксперта.
- 87. Порядок и сроки проведения административного расследования по делам о нарушении таможенного законодательства.
- 88. Виды таможенных процедур. Общие положения.
- 89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде
- 90.Организация таможенного контроля ввоза на таможенную территорию тс товаров, принадлежащих лицам, пользующимися таможенными льготами.