logo
otvety_po_vsem

75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.

Интеллектуальная собственность представляет собой материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами - патентами или свидетельствами, либо законодательно установленными нормами авторского права.Таким образом, интеллектуальная собственность включает в себя две основные сферы прав:

• промышленную собственность, под которой понимаются главным образом права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и наименования мест происхождения товара;

• авторское право, под которым понимаются главным образом права на литературные, музыкальные, художественные, фотографические и аудиовизуальные произведения.

В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью IV Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, являются Таможенный кодекс таможенного союза, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20.01.2008 «Об определении там. стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу там. союза», Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

В соответствии с ТК ТС одной из задач там. органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на там. территории там. союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания там. платежей. Поэтому при пересечении товарами таможенной границы там. союза особое значение приобретают два аспекта: включение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров,  а также соблюдение мер по защите прав интеллектуальной собственности.Помимо контроля таможенной стоимости в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно ст.12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.

Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Таможенное законодательство таможенного союза выделяет два вида реестров объектов интеллектуальной собственности – единый для  таможенного союза таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Комиссией таможенного союза и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами государства – члена Таможенного союза.  21 мая 2010 года правительствами государств-членов таможенного союза подписано Соглашение «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности». Таможенный реестр в Российской Федерации ведется в соответствии с Законом, а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488.

Главой 42 Закона (311-ФЗ) определены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с  приостановлением выпуска товаров. Любые товары, даже не включенные в реестры, являются объектами контроля со стороны таможенных органов.

Правом приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенных в реестр, наделяет таможенные органы РФ статья 308 Закона. Согласно п. 2 данной статьи, выпуск товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может быть продлен в случае, если правообладатель в течение этого срока подал в ФТС России заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр государств - членов ТС и порядок его ведения, определяются международным договором государств - членов ТС.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при их включении в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах - членах ТС, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Перечень объектов интеллектуальной собственности, внесенных в единый реестр, публикуется в официальных изданиях и на официальных интернет-сайтах КТС и таможенных органов государств - членов ТС.

На территории России единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, а также порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности определены ФТС России.

Включение товарного знака или другого объекта интеллектуальной собственности в ТР ОИС обеспечивает возможность защиты прав правообладателя при ввозе товаров, незаконно маркированных товарным знаком правообладателя, через таможенную границу России, с помощью ограничения оборота таких товаров как контрафактных.

В случае если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается и начинается выяснение наличия разрешения от правообладателя на приобретение и продажу ОИС. В случае если оно не обнаруживается, таможенный орган информирует обладателя прав и тот отправляет заявление в ФТС о нарушении своих авторских прав с требованием возмещения убытков (упущенной выгоды) от подобной незаконной деятельности. Кроме возмещения этих убытков импортер несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также его вносят в черный список импортеров, при этом контрафактный товар подвергается уничтожению за счет грузополучателя.

Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии и с законодательством РФ, и с законодательством ТС.

Следует отметить, что статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем, указанная статья не применяется в случае так называемого «параллельного» импорта, т.е. ввоза товара без разрешения правообладателя, но  не являющегося контрафактным.