17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
В целом, говоря о вопросах правового регулирования института таможенных платежей, необходимо сказать, что оно претерпевает существенные изменения в связи со вступлением в действие ТК ТС. В российском законодательстве эта сфера регламентируется тремя основными законодательными актами. Основы фискальной деятельности таможенных органов заложены в ТК РФ, которым приводится классификация таможенных платежей, устанавливается порядок их исчисления, уплаты, взыскания, возврата, определяются условия изменения сроков и обеспечения уплаты таможенных платежей. Законом «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа, а также определяются правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу, в том числе виды и порядок предоставления тарифных льгот. Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует правила установления, введения и применения налога на добавленную стоимость и акцизов.
В условиях таможенного союза система правового регулирования института таможенных платежей существенно усложняется.
В целях реализации отсылочных норм ТК ТС разрабатываются международные соглашения государств-членов таможенного союза, в том числе- по вопросам установления и применения в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение (ответственный разработчик - Российская Федерация);- по вопросам определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза (ответственный разработчик - Российская Федерация);
- по вопросам предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с там. процедурой там. транзита, и особенностях уплаты, взыскания и перечисления там. пошлин, налогов в отношении таких товаров (ответственный разработчик - Республика Беларусь);- по вопросам определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин.
Ряд положений ТК ТС содержит отсылочные к национальному законодательству государств-членов таможенного союза нормы.
Следует отметить, что вопросы таможенных платежей относятся к тем вопросам, по которым удалось достичь наименьшей унификации при подготовке ТК ТС. Объясняется это целым рядом причин, основная из которых связана с тем, что на данном этапе интеграции унифицируется только таможенное законодательство. Сейчас не стоит вопрос об унификации и, пожалуй, даже о гармонизации таких сфер законодательства как налоговое, гражданское, законодательства о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве. Между тем, все эти сферы законодательства находятся в тесной связи с вопросами применения, в частности с вопросами взыскания и уплаты, там. платежей. Именно поэтому те 24 статьи ТК ТС, которые посвящены там. платежам в общей части ТК ТС, содержат более 20 отсылочных норм к нац-му законодательству.
Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены те же, что и в российском законодательстве. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается денежными средствами (в терминах российского законодательства это денежный залог), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. При этом законодательством государств-членов ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения. В российском законодательстве иных форм обеспечения не установлено. Такая резервная норма, сохранена для Казахстана, где имеют применяются и другие формы обеспечения уплаты. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения. Порядок применения каждого из способов обеспечения, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, будут определяться национальным законодательством, что объясняется нашими существенными различиями в сфере банковского законодательства, гражданского права и так далее.
Новая норма, которой нет в российском законодательстве, но необходимость и целесообразность которой всегда подразумевалась, - исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно, в течение всего срока действия обязательства.
Статьей 87 ТК ТС установлена возможность внесения генерального обеспечения. В случаях, если одним и тем же лицом на территории одного из государств-членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства-члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Вместе с тем, порядок применения такого генерального обеспечения определяется национальным законодательством государств-членов ТС.
Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ТК ТС отличается от российского законодательства. В соответствии с ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм. В соответствии со статьей 88 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется таким же образом, но при этом должна быть не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, ТК ТС позволяет на уровне национального законодательства предусмотреть включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов и процентов. В ТК ТС, равно как и в ТК РФ, предусмотрена возможность установления фиксированных сумм обеспечения, если это предусмотрено законодательством государств-членов ТС.
^ Возврат излишне уплаченных и взыскание таможенных пошлин, налогов
В установлении норм, регулирующих вопросы возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей и взыскания таможенных платежей, практически не удалось достичь никаких унификаций. Соответствующие статьи ТК ТС содержат отсылочные к национальному законодательству нормы.
ТК ТС в статье 89 определил, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством государств-членов таможенного союза. При этом порядок возврата ввозных таможенных пошлин должен учитывать особенности, установленные межд-ным соглашением об установлении и применении в там. союзе механизма зачисления и распределения сумм ввозных там. пошлин. Соглашением, в частности, не предусмотрена возможность осуществления зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных таможенных платежей. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы ввозных таможенных пошлин могут быть возвращены на счет плательщика либо зачтены в счет исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин.
В случае неуплаты или неполной уплаты там. пошлин, налогов в установленные сроки там. органы взыскивают там. пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных там. пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты там. пошлин, налогов.Порядок взыскания неуплаченных там. пошлин, налогов, порядок и основания признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания, а также порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней, предусмотренных в случае неуплаты или неполной уплаты там. пошлин, налогов в установленный ТК ТС срок, устанавливаются национальным законодательством государств-членов таможенного союза.
- 1 Экономическая безопасность: сущность и стратегическое обеспечение в Российской Федерации.
- 2.Угрозы экономической безопасности и их классификация
- 3.Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности
- 4.Правовые, экономические и организационные основы таможенно-тарифного регулирования в рф. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования
- 5.Единый таможенный тариф Республики Беларусь, республики Казахстан и рф: цели применения, функции, структура, принципы построения
- Раздел 1. Живые животные; продукты животного происхождения.
- 7.Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения
- 8.Порядок контроля таможенной стоимости товаров
- 9.Страна происхождения товара: понятие, цели, определение, механизм практического применения
- Глава 7 тктс
- 10.Цель, задачи, основные направления валютного контроля в рф
- 11.Функции, полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля
- 12.Порядок перемещения через таможенную границу тс денежных средств и денежных инструментов
- 13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
- 16. Таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, особенности взимания таможенных сборов за таможенные операции
- 17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
- 18. Порядок взыскания таможенных платежей
- 20. Формы таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
- 22.Цели и порядок проведения личного досмотра
- 23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля
- 25.Прибытие товаров на таможенную территорию тс (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 26.Убытие товаров с таможенной территории тс (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 27.Правовой статус таможенного перевозчика
- 28. Временное хранение. Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
- Глава 25. Тк тс. Временное хранение.
- 29.Места временного хранения
- Глава 25 тк тс
- 30.Правовой статус владельца свх
- Глава 3
- 31 Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Формы и сроки декларирования товаров
- Глава 27 тк тс. Там.Деклар-е тов-в
- 32. Подача и регистрация таможенной декларации
- Глава 27.Таможенное декларирование товаров
- 33.Перечень и характеристика документов, представляемых при декларировании товаров
- Глава 27. Таможенное декл-ние тов-в
- 34.Предварительно декларирование товаров
- Глава 27.Таможенное декларир-е тов-в
- 35.Правовой статус декларанта
- Глава 27.Тамож-е декл-ние тов-в
- 36. Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска
- Глава 28.Выпуск товаров
- 37. Условный выпуск товаров. Сроки выпуска
- Глава 28. Выпуск товаров
- 42.Содержание таможенной процедуры «переработка на таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 43.Содержание таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 44.Содержание таможенной процедуры «переработка вне таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 45. Содержание таможенной процедуры «экспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 46.Содержание таможенной процедуры «реэкспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 47.Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 49.Таможенный контроль международных почтовых отправлений .
- 52.Структура построения етн вэд и сфера ее применения
- 53.Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.
- 54.Единая автоматизированная информационная система (еаис) фтс России: назначение, состав, решаемые задачи
- 56. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования
- 57. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством
- 58. Понятие и сущность тстк. Роль и место тстк в таможенном контроле
- 59. Источники таможенного права (понятие и виды, пределы действия, таможенные нормы)
- 60. Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общие характеристики)
- 61. Функции таможенных органов (понятие и содержание)
- 62. Ответственность в таможенном праве (понятие, значение и виды ответственности)
- 63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
- 64. Порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц
- 65. Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти. Структура фтс рф
- 66. Понятие и виды административных наказаний за нарушение таможенных правил
- 67. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела
- 68. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
- 69. Стороны и участники по делам о нарушении таможенных правил, их правовое положение
- 70. Понятие базисных условий поставки, их использование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
- 71. Паспорт сделки: порядок оформления и его применение в целях валютного контроля.
- Статья 20. Паспорт сделки
- 72. Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре «Временный ввоз (допуск)».
- 73. Определение таможенной стоимости и применение таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами на таможенную территорию тс.
- 74. Коммерческие документы во внешней торговле.
- 75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.
- 76. Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза по защите прав интеллектуальной собственности.
- 77. Формы управленческой деятельности в государственном управлении.
- 78. Принципы, виды и уровни государственного управления.
- 79. Таможенное дело как объект и субъект управления.
- 80. Организация системы управления в таможенных органах.
- 81. Управленческая деятельность. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности
- 82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
- 83.Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов
- 84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
- 86. Таможенная экспертиза. Виды таможенной экспертизы, права и обязанности эксперта.
- 87. Порядок и сроки проведения административного расследования по делам о нарушении таможенного законодательства.
- 88. Виды таможенных процедур. Общие положения.
- 89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде
- 90.Организация таможенного контроля ввоза на таможенную территорию тс товаров, принадлежащих лицам, пользующимися таможенными льготами.