logo
otvety_po_vsem

23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования.

Основные задачи СУР:

- создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

- разработка методик (программ) по выявлению рисков;

- определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

- оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

- определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

- разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

- разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

- контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

- накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:- принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;- принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования;- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.

Это позволит таможенным органам:

- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

- ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

- сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

Элементы системы управления рисками:

1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

2. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

- объектов анализа;

- критериев и параметров, характеризующих риски;

- индикаторов риска;

- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

Внедрение СУР предполагает следующие этапы[21]:

- анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления рисков;

- разработка соответствующей нормативной правовой базы ФТС России, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

- осуществление систематизации принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков;

- определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

- расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

- внедрение анализа эффективности принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков;

- внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

- создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

СУР – международная практика, которая направлена на ускорение перемещения товаров через границы.

Цель -  минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.

Суть – в выборочности контроля, потому что тотальный контроль всех товаров не отличается эффективностью по многим параметрам, да он и невозможен в условиях современных объемов международной торговли. СУР имеет целью выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений т/законодательства.

Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

 Объекты анализа риска:1) товары, находящиеся под таможенным контролем, либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;2) транспортные средства международной перевозки;3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;6) результаты применения форм таможенного контроля.

риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза;что бы выявить степень вероятности риска проводится анализ (систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза) и оценка (систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения) риска с помощью индикаторов (определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;) и профилей (совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;) риска. (определения не обязательны). Риски разделяются на 2 типа выявленный риск и потенциальный.  выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте; потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;так же выявляется область риска( отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования) иуровень риска (определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.)товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски; управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств-членов там. союза.

4. Комиссия таможенного союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации.

Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;2) анализ и оценка рисков, оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. При этом широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;

- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

24.Деятельность в области таможенного дела, реестры лиц, осуществляющих такую деятельность. Включение и исключение юридических лиц из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела

Виды деятельности в области таможенного дела,указанные в главе 3 ТК ТС ,и главе 5 Федерального закона РФ 311-ФЗ от 27.11.10 (ред. от 23.07.2013) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" представляющие собой сферу услуг, связанных с таможенной очисткой грузов, опирающиеся на положения гражданского законодательства РФ, четко регламентированы правовыми нормами административного характера. В этой связи , на территории РФ, в соответствии с положениями ТК ТС деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения, соответственно, в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных представителей. Данная правовая норма определяет, что деятельность в области таможенного дела может осуществляться только юридическими лицами. Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, ведутся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС РФ ), в порядке, определяемом этим органом исходя из решений Комиссии Таможенного Союза. Включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, осуществляется на условиях, установленных статьями 13; 19; 24; 29; 34 ТК ТС. За включение лиц в реестры плата не взимается. На Федеральную таможенную службу возложена обязанность обеспечить регулярное, не реже одного раза в три месяца, опубликование в своих официальных изданиях реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Для всех рассматриваемых видов деятельности ТК ТС установлены отдельные условия включения лиц в реестры, общими из которых являются следующие: Для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст.13; 19; 24; 29; 34 ТК ТС, юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные ТК ТС, а также представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечню, установленному ТК ТС для каждого конкретного вида деятельности в области таможенного дела. Следует учитывать, что такие документы могут быть представлены в виде оригиналов или копий, заверенных в общеустановленном порядке. По окончании рассмотрения заявления таможенный орган обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов. Заявление рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его получения, в течение которого принимается решение о включении заявителя в соответствующий реестр, о чем незамедлительно сообщается заявителю. Данный срок может быть увеличен в случае, если таможенный орган, рассматривающий заявление, запрашивает у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные заявителем. Заявитель вправе осуществлять соответствующую деятельность в области таможенного дела со дня принятия такого решения. Решение о включении заявителя в соответствующий реестр оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в такой реестр. Таможенный орган принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр только в случае несоблюдения условий включения в соответствующий реестр, предусмотренных ТК ТС. Решение об отказе доводится до заявителя в письменной форме незамедлительно после его принятия. Свидетельство о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выдается по установленной форме. Такое свидетельство не подлежит передаче другому лицу. Исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (ст. 57 Закона ):1. Юридическое лицо подлежит исключению из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по основаниям, предусмотренным соответственно статьями 14, 20, 25, 30 и 35 ТК ТС. Реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования не является основанием для исключения такого юридического лица из данного реестра.2. Решение об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оформляется в письменной форме решением таможенного органа, принявшего решение о включении юридического лица в такой реестр, и доводится таможенным органом до сведения юридического лица, в отношении которого такое решение принято, в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия. Указанное решение вручается руководителю юридического лица или уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого решения. Если указанные лица уклоняются от получения указанного решения, оно направляется по почте заказным письмом.3. Решение об исключении юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, вступает в силу в случае: 1) несоблюдения установленных Таможенным кодексом Таможенного союза условий включения юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей части), по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения; 2) несоблюдения условия включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков, установленного подпунктом 2 статьи 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, по истечении одного дня со дня вынесения такого решения; 3) несоблюдения таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада, владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, указанных соответственно в подпункте 2 статьи 20, подпункте 2 статьи 25, подпункте 2 статьи 30, подпункте 2 статьи 35 Таможенного кодекса Таможенного союза, по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения; 4) подачи заявления юридического лица об исключении его из реестра со дня, следующего за днем получения таможенным органом указанного заявления в письменной форме.4. Исключение юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в связи с его ликвидацией или прекращением его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования юридического лица) осуществляется с даты наступления указанных событий. Таможенный орган, осуществляющий ведение соответствующего реестра, вносит запись об исключении юридического лица из такого реестра после получения информации о наступившем событии.5. В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, последующее заявление о включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для исключения юридического лица из соответствующего реестра.6. Владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада и таможенный перевозчик обязаны известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения или таможенный склад либо передавших товары, находящиеся под таможенным контролем, для перевозки, а также таможенный орган, выдавший свидетельство о включении юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (документ, подтверждающий статус таможенного перевозчика), о намерении прекратить свою деятельность за один месяц до дня подачи заявления об исключении из соответствующего реестра. В течение указанного срока помещение товаров на склад временного хранения или таможенный склад или принятие товаров, находящихся под таможенным контролем, к перевозке не допускается.7. Таможенный представитель обязан известить лиц, по поручению которых он совершает таможенные операции, о подаче заявления об исключении его из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за 15 дней до дня подачи такого заявления. В течение указанного срока заключение таможенным представителем договоров с декларантами или иными заинтересованными лицами не допускается. 8. В случае исключения из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по иным основаниям таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения и владелец таможенного склада обязаны известить об этом лиц, которым они оказывают услуги, незамедлительно, но не позднее пяти дней со дня принятия таможенным органом решения об исключении из соответствующего реестра. 9. Исключение юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. 10. Помещение товаров на склад временного хранения и на таможенный склад не допускается по истечении срока, указанного в части 8 настоящей статьи. 11. При вступлении в силу решения таможенного органа об исключении владельца склада временного хранения или владельца таможенного склада из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, товары, хранящиеся на складе временного хранения или таможенном складе, подлежат помещению за счет владельца склада временного хранения или таможенного склада соответственно на другой склад временного хранения или таможенный склад в течение двух месяцев со дня, следующего за днем вступления в силу указанного решения. 12. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 15 дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, за исключением случая передачи товаров для их реализации в другом магазине беспошлинной торговли. В указанном случае перемещение товаров в другой магазин беспошлинной торговли, находящийся в регионе деятельности одного таможенного органа, осуществляется под надзором этого таможенного органа, а в случае перемещения товаров в магазин беспошлинной торговли, находящийся в регионе деятельности другого таможенного органа, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. 13. Со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на временном хранении. Продажа таких товаров, а также помещение других товаров в магазин беспошлинной торговли не допускаются. 14. В случае исключения юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, возврат (прекращение действия) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного этим лицом при включении его в такой реестр, осуществляется в соответствии с главой 16 Закона. Отзыв свидетельства влечет исключение юридического лица, осуществляющего деятельность в области таможенного дела, из соответствующего реестра. Решение об отзыве свидетельства доводится таможенным органом до сведения юридического лица, в отношении которого такое решение принято, в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия. Указанное решение вручается руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого решения. Если указанные лица уклоняются от получения указанного решения, оно направляется по почте заказным письмом. Форма решения об отзыве свидетельства утверждается для каждого вида деятельности в отдельности. В случае исключения из реестра, лицо вправе обратиться с заявлением о включении в соответствующий реестр, но только после устранения причин, послуживших основанием для такого отзыва, а в случае отзыва свидетельства по причине неоднократного привлечения юридического лица к административной ответственности - по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, вне зависимости от оснований такого исключения, не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра, в соответствии с порядком, установленным ТК ТС.