82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Управление конфликтом это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.
В зависимости от объема конфликты в организации делятся на глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем). Внутриличностные конфликты
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены следующим образом:
Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Основные участники конфликта – это те люди, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия – инициатора конфликта (зачинщика). Практически всегда в любом конфликте за зачинщиками стоят силы, которые их поддерживают – группа поддержки.
Существуют и другие участники, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.
Ядром любого конфликта является противоречие – предмет конфликта.
Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Ещё одним непременным атрибутом конфликта является его объект.
Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
При анализе конфликта необходимо выделять элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро и макросферу. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.
При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте рассматриваются мотивы, интересы, ценности, потребности.
Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликт.
Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами: личностными, самой ситуацией и др. Стратегия в конфликте реализуется через различные тактики.
Тактика – это совокупность приёмов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии:
Существуют следующие виды тактик:
• Тактика захвата и удержания объекта конфликта
• Тактика физического насилия
• Тактика психологического насилия
• Тактика давления
• Тактика демонстрации действий
• Санкционирование
• Тактика коалиций
• Тактика фиксации своей позиции
• Тактика дружелюбия
• Тактика сделок
Конфликт имеет определённые периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.
Прежде чем рассматривать этапность развития конфликта, необходимо определить начало и окончание. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия участников. Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идёт о прекращении действий, направленных друг против друга.
Динамику конфликта в организации можно проанализировать поэтапно.
Напряжение | Инцидент | Конфликт | Эскалация |
|
Накопление противоречий | Стычка | Действия | Деиндивидуализация |
|
Понимание опасности | Образ врага | Противодействия | Обезличивание |
|
Избегание |
| Работа с группой | Дегуманизация |
|
Прохладность |
|
| Односторонние действия |
|
Претензии |
|
| От результата к ущербу |
|
Обвинения |
|
| Всё или ничего: война |
|
Угрозы |
|
|
|
Послеконфликтный период включает два этапа:
• частичную нормализацию отношений оппонентов;
• полную нормализацию их отношений.
Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
С точки зрения методов обращения с конфликтом существует ряд точек зрения. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:
1) уходу от конфликта;
2) подавлению конфликта;
3) управлению конфликтом.
В целом методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
планирование социального развития;
информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики:
соперничество;
приспособление.
и три производные тактики:
уклонение;
компромисс;
сотрудничество.
Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
I. Уход от конфликта - наиболее популярный метод управления.
Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая “сцену” экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.
Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.
II. Метод бездействия - разновидность метода “ухода от конфликта”. Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще.
III. Метод уступок и приспособления. Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.
Данный метод используется в случаях:
· когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;
· когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
· формирования стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;
· когда явное превосходство на другой стороне и Вы ей проигрываете;
· когда стабильность наиболее важна;
· повышения управленческой квалификации подчиненных и при изучении собственных ошибок.
Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш».
IV. Метод сглаживания. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.
V. Метод скрытых действий. Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.
VI. Метод «быстрого решения». Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
VII. Метод компромисса.Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.
VIII. Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
IX. Метод силы - стремление одной стороны навязать другой свое решение.
- 1 Экономическая безопасность: сущность и стратегическое обеспечение в Российской Федерации.
- 2.Угрозы экономической безопасности и их классификация
- 3.Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности
- 4.Правовые, экономические и организационные основы таможенно-тарифного регулирования в рф. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования
- 5.Единый таможенный тариф Республики Беларусь, республики Казахстан и рф: цели применения, функции, структура, принципы построения
- Раздел 1. Живые животные; продукты животного происхождения.
- 7.Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения
- 8.Порядок контроля таможенной стоимости товаров
- 9.Страна происхождения товара: понятие, цели, определение, механизм практического применения
- Глава 7 тктс
- 10.Цель, задачи, основные направления валютного контроля в рф
- 11.Функции, полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля
- 12.Порядок перемещения через таможенную границу тс денежных средств и денежных инструментов
- 13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
- 16. Таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, особенности взимания таможенных сборов за таможенные операции
- 17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
- 18. Порядок взыскания таможенных платежей
- 20. Формы таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
- 22.Цели и порядок проведения личного досмотра
- 23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля
- 25.Прибытие товаров на таможенную территорию тс (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 26.Убытие товаров с таможенной территории тс (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 27.Правовой статус таможенного перевозчика
- 28. Временное хранение. Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
- Глава 25. Тк тс. Временное хранение.
- 29.Места временного хранения
- Глава 25 тк тс
- 30.Правовой статус владельца свх
- Глава 3
- 31 Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Формы и сроки декларирования товаров
- Глава 27 тк тс. Там.Деклар-е тов-в
- 32. Подача и регистрация таможенной декларации
- Глава 27.Таможенное декларирование товаров
- 33.Перечень и характеристика документов, представляемых при декларировании товаров
- Глава 27. Таможенное декл-ние тов-в
- 34.Предварительно декларирование товаров
- Глава 27.Таможенное декларир-е тов-в
- 35.Правовой статус декларанта
- Глава 27.Тамож-е декл-ние тов-в
- 36. Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска
- Глава 28.Выпуск товаров
- 37. Условный выпуск товаров. Сроки выпуска
- Глава 28. Выпуск товаров
- 42.Содержание таможенной процедуры «переработка на таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 43.Содержание таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 44.Содержание таможенной процедуры «переработка вне таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 45. Содержание таможенной процедуры «экспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 46.Содержание таможенной процедуры «реэкспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 47.Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 49.Таможенный контроль международных почтовых отправлений .
- 52.Структура построения етн вэд и сфера ее применения
- 53.Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.
- 54.Единая автоматизированная информационная система (еаис) фтс России: назначение, состав, решаемые задачи
- 56. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования
- 57. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством
- 58. Понятие и сущность тстк. Роль и место тстк в таможенном контроле
- 59. Источники таможенного права (понятие и виды, пределы действия, таможенные нормы)
- 60. Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общие характеристики)
- 61. Функции таможенных органов (понятие и содержание)
- 62. Ответственность в таможенном праве (понятие, значение и виды ответственности)
- 63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
- 64. Порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц
- 65. Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти. Структура фтс рф
- 66. Понятие и виды административных наказаний за нарушение таможенных правил
- 67. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела
- 68. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
- 69. Стороны и участники по делам о нарушении таможенных правил, их правовое положение
- 70. Понятие базисных условий поставки, их использование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
- 71. Паспорт сделки: порядок оформления и его применение в целях валютного контроля.
- Статья 20. Паспорт сделки
- 72. Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре «Временный ввоз (допуск)».
- 73. Определение таможенной стоимости и применение таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами на таможенную территорию тс.
- 74. Коммерческие документы во внешней торговле.
- 75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.
- 76. Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза по защите прав интеллектуальной собственности.
- 77. Формы управленческой деятельности в государственном управлении.
- 78. Принципы, виды и уровни государственного управления.
- 79. Таможенное дело как объект и субъект управления.
- 80. Организация системы управления в таможенных органах.
- 81. Управленческая деятельность. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности
- 82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
- 83.Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов
- 84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
- 86. Таможенная экспертиза. Виды таможенной экспертизы, права и обязанности эксперта.
- 87. Порядок и сроки проведения административного расследования по делам о нарушении таможенного законодательства.
- 88. Виды таможенных процедур. Общие положения.
- 89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде
- 90.Организация таможенного контроля ввоза на таможенную территорию тс товаров, принадлежащих лицам, пользующимися таможенными льготами.