Т.М. 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств
Электронное декларирование товаров и транспортных средств «ЭДТиТС» (НИЦ ГЭТУ, СПб).
Электронная форма декларирования представляет собой перспективное и наиболее динамично развивающееся направление развития отношений «участник ВЭД - таможня» при заявлении товаров к их таможенному оформлению.
Подача электронной декларации является процессом заявления таможенному органу сведений путем представления электронных документов – в формализованном виде в установленных форматах либо, если формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образцов, полученных сканированием бумажных носителей.
Преимущества электронной формы декларирования: ускорение процесса обработки и выпуска таможенной декларации и товаров в целом; более рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов за счет технических средств и информационных технологий; исключение контакта декларанта с должностными лицами таможенных органов; снижение накладных расходов на подготовку «бумажных» документов при их представлении в таможенный орган. Использование электронного декларирования приводит к повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности.
Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.
Таможенной службой РФ работа по организации эксперимента по электронному декларированию товаров с применением ЭЦП была начата осенью 2002г., на базе таможенных органов Центрального таможенного управления.
По результатам эксперимента по электронному декларированию товаров, а также на основании статей 63 и 124 Таможенного кодекса РФ, предусматривающих представление таможенному органу документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в электронной форме, был издан приказ Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ от 30.03.2004 №395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Весь процесс таможенного оформления описанный в Инструкции можно разбить на несколько этапов:
Подготовка к проведения таможенного оформления. Этот этап начинается до пересечения товарами таможенной границы РФ.
Декларант формирует в электронном виде совокупность данных сделки (СДС), состоящую из сведений о товарах и ЭГТД. В электронной форме заявляются сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляются сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. Сведения удостоверяются ЭЦП декларанта.
Таможенная декларация, подаваемая в электронной форме, представляет собой электронный документ, содержащий совокупность сведений, которые должны быть указанны в декларации, поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, определенных ФТС РФ, и подписанных ЭЦП декларанта.
Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде в форматах, установленных ФТС РФ, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях. Бумажные экземпляры документов должны быть представлены либо в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации, либо при обнаружении несоответствия заявленных в электронной декларации сведений результатам таможенного досмотра.
Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив.
Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.
Передача электронной ДТ и сведений в подсистему таможенного органа. На этом этапе сформированная декларантом СДС подтверждается его ЭЦП, архивируется и передается в подсистему таможенного органа.
Прием СДС из подсистемы декларанта и загрузка их в базу данных регионального узла обработки информации.
На этом этапе, поступившая в региональный узел СДС в автоматическом режиме разархивируется, после чего проверяется подлинность ЭЦП декларанта. В случае успешной проверки ЭЦП декларанта СДС загружается в базу данных и в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль ЭГТД. В случае успешного прохождения ФЛК региональный узел обработки регистрирует СДС с присвоением ей уникального идентификационного номера и передает ГТД в формате штатных программных средств основного таможенного оформления в таможенный орган, осуществляющей таможенное оформление и таможенный контроль. При этом декларанту автоматически передается сообщение, содержащее идентификационный номер СДС в системе или перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.
Основное таможенное оформление.
Дальнейшее таможенное оформление и таможенный контроль ЭГТД осуществляется в общеустановленном порядке с помощью штатного программного средства основного таможенного оформления (например, АИС «АИСТ-РТ 21» или АИС «АИСТ-М»). Процесс проверки ЭГТД должен быть завершен в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия. По результатам проверки ЭГТД уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи.
Если таможенным органом в результате применения системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством авторизованного сообщения информирует об этом решении декларанта. При этом результаты досмотра оформляются актом таможенного досмотра, который формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа и также направляется декларанту.
Если в результате таможенного досмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанной формы таможенного контроля, такая декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а декларанту направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров производится в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях.
Если при применении системы управления рисками в ходе проверки таможенной декларации выявлена необходимость проведения консультаций с функциональными отделами таможни по вопросам определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, применения мер нетарифного регулирования, определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей, а также валютного контроля либо принятия решения по указанным вопросам функциональным отделом таможни, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет авторизованное сообщение (либо, при необходимости, электронную декларацию и электронные документы) в соответствующий функциональный отдел таможни и информирует об этом лицо, декларирующее товары.
После завершения процесса оформления ЭГТД снова загружается в подсистему таможенного органа, СДС подписывается ЭЦП должностного лица таможенного органа и помещается в архив, а оформленная ЭГТД отправляется в подсистему декларанта. При этом по желанию декларанта, либо в иных случаях предусмотренных Инструкцией таможенные органы могут распечатывать копии электронных деклараций на бумажном носителе (листы формата A4 по форме бланков грузовой таможенной декларации).
Кроме этого после выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченный сотрудник таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ.
Комплекс программных средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах состоит из двух подсистем: подсистемы декларанта (КПС «Декларантская часть ЭДТиТС»), и подсистемы таможенного органа (КПС «Таможенная часть ЭДТиТС»).
Подсистема декларанта представляет собой программное средство подготовки, редактирования, и передачи в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах из документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, и формирования на их основе грузовой таможенной декларации в электронной форме.
Подсистема декларанта выполняет следующие функции:
формирование сведений о товарах и транспортных средствах и их форматный контроль;
формирование электронной ГТД на основе сведений о товарах и транспортных средствах;
форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия ГТД определенным ФТС РФ структуре и формату данных;
подписание данных электронной ГТД и значимых сведений о товарах и транспортных средствах ЭЦП декларанта;
передача электронной ГТД (ЭГТД) и сведений в подсистему таможенного органа;
прием авторизованных сообщений от уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.
Подсистема таможенного органа включает:
а) региональный узел сбора, хранения и обработки информации, в базе данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля;
б) автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами.
Региональный узел обработки информации таможенного органа выполняет следующие основные функции:
прием совокупности данных сделки из подсистемы декларанта и загрузка их в базу данных узла;
проверка подлинности ЭЦП декларанта;
контроль наличия всех сведений о товарах и транспортных средствах, необходимых для таможенных целей, проверку их внутренней непротиворечивости, а также соответствия сведений из различных документов друг другу;
ФЛК соответствия электронной ГТД определенным ФТС РФ структуре и формату данных;
формирование протоколов прохождения указанных выше видов контроля, формирование протокола рассогласования сведений и ЭГТД, а также формирование экранных форм создаваемых протоколов;
хранение принятых сведений, а также оформленных ЭГТД с исключением возможности их изменения;
распечатывание таможенной декларации на бланке, а также экранных форм сведений о товарах и транспортных средствах;
подписание данных ЭГТД и значимых сведений ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль.
Информационное взаимодействие между двумя вышеназванными подсистемами осуществляется посредством выделенного канала связи от декларанта до таможенного органа.
Электронное представление сведений для таможенных целей посредством сети Internet «ЭПС».
С целью реализации качественно новых подходов, обеспечивающих взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД в процессе представления сведений, необходимых для проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств в электронном виде, ГУИТ и ГНИВЦ ФТС РФ в 2005-2006 гг. провели совместные работы по созданию автоматизированной подсистемы «Электронное представление сведений».
При реализации подсистемы учитывались следующие основные принципы:
реализация взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД на основе открытых интерфейсов;
полная интеграция с системами таможенного оформления («АИСТ-РТ21», «АИСТ-М»);
обеспечение требований по информационной безопасности.
Технология, реализованная в рамках этой АПС, предоставляет возможность использования участником ВЭД доступного способа (на основе открытых интерфейсов и стандартов) представления в таможенный орган любого региона РФ электронной декларации при минимальном объеме затрат по подключению к информационной системе таможенных органов.
Программные средства обеспечивают реализацию максимального уровня обеспечения безопасности передачи и обработки данных при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД с использованием сетей общего пользования Интернет.
АПС «Электронное представление сведений» обеспечивают прием из единой точки входа, расположенной на уровне ГНИВЦ ФТС РФ, информации, предоставляемой декларантом (брокером), с последующей маршрутизацией принятых сведений до таможенного органа, которому осуществляется декларирование. Вся информация, участвующая в обмене, подписывается ЭЦП, проверка корректности которой осуществляется на основе взаимодействия СВУЦ ТО.
(далее йствия между автоматизированными системами (программными средствами) предприятий и организаций (лиц), декларирующих товары и транспортные средства в электронной форме, и используемыми в таможенных органах комплексными автоматизированными системами таможенного оформления и контроля (КАСТО) в соответствии с процедурой декларирования товаров и транспортных средств, а также при предоставлении заинтересованным лицом предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы РФ.
Цели и преимущества внедрения и применения ЭД-2 декларирования товаров и грузов:
Снижение объема использования бумажной документации.
Формализация и ускорение большинства процедур таможенного контроля и оформления, например, грузовой таможенной декларации.
Использование специалистами нашей компании новейших технологий, а именно электронного таможенного декларирования товаров и грузов – есть результат постоянной заботы о наших клиентах.
Наибольший эффект от использования ЭД-2 товаров и грузов могут ощутить предприниматели и организации, занимающиеся внешнеторговыми операциями. Упрощение большинства таможенных процедур, ускорение оформления с использованием цифровой подписи позволяет значительно сократить накладные расходы и увеличить товарооборот.
В рамках осуществления программы переноса таможенного оформления на границу РФ наша компания внедрила систему электронного декларирования товаров (ЭД-2) для оформления грузов и транспортных средств своих клиентов. Также мы активно используем систему предварительной подачи таможенной декларации, что существенно сокращает затраты времени на весь процесс таможенного оформления в частности.
- Д.Р. 1.Таможня, как неотъемлемый атрибут государства.
- Д.Р. 2. Возникновение таможенного дела на Руси.
- Д.Р. 3. Таможенная служба России в условиях рыночной экономики.
- Д.Р. 4. Система таможенных органов рф.
- Д.Р. 6. Система управления в таможенных органов.
- Д.Р. 7. Организация документооборота и делопроизводства в таможенных органах.
- Д.Р. 8. Подготовка и оформление организационно - распорядительных документов в то.
- 2) Положение, правила, инструкция
- Д.Р. 9. Управление персоналом в таможенных органах.
- И.Г. 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.
- Р.Д. 12. Источники таможенного права, классификация.
- Р.Д. 13. Нормы таможенного права, понятие, виды.
- Р.Д.14. Таможенные правоотношения, их субъекты.
- Н.Б. 15 Правоохранительная деятельность таможенных органов.
- Н.Б. 16. Международное таможенное право, понятие и принципы.
- И.Г. 22. Таможенная территория и таможенная граница.
- И.Г. 23. Экономический потенциал таможенной территории.
- И.Г. 24. Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 25. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, назначение, применение.
- И.Г. 26. Определение кода товара по товарной номенклатуре, принятие классификационного решения.
- И.Г. 27. Методы классификации и кодирования товаров
- И.Г. 28. Система показателей и признаков в таможенной статистике
- И.Г. 29. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистике
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- И.Г 32. Меры технического регулирования внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 33. Таможенная экспертиза, понятие, объекты, задачи, виды.
- Г.М.34. Идентификационная экспертиза в таможенном деле.
- Г.М. 35. Идентификация товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 36 Анализ цен мирового рынка для заключения внешнеторговой сделки.
- Н.Б. 37 Установление цены во внешнеторговом контакте.
- Г.М. 39. Основные формы международных расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров.
- Г.М. 40. Источники правового регулирования договора международной купли – продажи товаров.
- Г.М. 41. Применение правил инкотермс при заключении договоров международной торговли.
- Г.М. 43. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу рф.
- Г.М. 45. Порядок декларирования товаров и транспортных средств.
- Н.Л. 46. Дт, структура и назначение
- Функции декларации на товары
- Внешний вид декларации на товары
- Временная или предварительная декларация на товары
- Электронная декларация на товары
- Я.Ч. 47. Временное хранение товаров, места временного хранения
- Я.Ч. 48. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, формы, порядок осуществления.
- Н.Б. 50. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом.
- Н.Л. 55. Таможенные процедуры, классификация, применение.
- Н.Л. 56 Завершающие таможенные процедуры: общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров под указанные процедуры
- Н.Л. 57. Основные таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров.
- Н.Л. 58. Экономические таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание,
- Н.Л. 59. Таможенный представитель, его права и обязанности.
- Н.Л. 60 Таможенный перевозчик, его права и обязанности.
- Н.Б. 61. Тстк, классификация, применение.
- Н.Б. 62. Таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами (дрм)
- Углубленный радиационный контроль.
- Т.М. 63. Инспекционно - досмотровые комплексы, назначение, применение.
- Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы
- Н.Л .64 виды таможенных платежей и сроки их уплаты
- Н.Л. 65.Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета.
- Н.Л 66.Основа для исчисления пошлин и налогов; лица ответственные за уплату таможенных платежей
- Н.Л. 67. Порядок взимания таможенных платежей.
- Н.Л. 68 Исчисление и уплата акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Уплата акциза при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Н.Л. 69. Особенности взимания налога на добавленную стоимость (ндс) в различных таможенных процедурах.
- Н.Л. 70 Возврат излишне уплаченных, взысканных таможенных платежей.
- Н.Л. 71 Взимание таможенных платежей в зависимости от таможенных процедур.
- 1. Выпуск для внутреннего потребления
- 2.Экспорт
- 3.Таможенный транзит
- 4.Таможенный склад
- 4.Временный ввоз
- 2.Вывоз временно ввезенных товаров – реэкспорт (сборы за то)
- 3.Выпуск для внутреннего потребления (сборы за то, ввозная пошлина, акциз, ндс)
- 5.Временный вывоз
- 6.Переработка на таможенной территории
- 1.При оформлении ввозимых товаров (Сборы за то и обеспечение уплаты тп и налогов)
- 3. Оформление отходов и остатков
- 7.Переработка вне таможенной территории.
- 1.Оформление вывозимых товаров
- 8.Переработка для внутреннего потребления
- 9.Реимпорт
- 10.Реэкспорт
- 11.Беспошлинная торговля
- 12.Уничтожение
- 13.Отказ в пользу государства
- 14.Свободная таможенная зона и свободный склад
- Я.Ч. 72. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
- Н.Б. 73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
- Н.Б. 74. Декларирование, методы определения и контроль таможенной стоимости товаров.
- Н.Б. 75. Порядок подтверждения страны происхождения товаров.
- Я.Ч. 77. Валютное регулирование в рф.
- Я.Ч. 78. Валютный контроль в рф.
- Я.Ч. 81. Паспорт сделки.
- Я.Ч. 82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- Н.Б. 83. Система управления рисками в таможенном деле.
- Я.Ч. 84. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
- Т.М. 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств
- Т.М. 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 89. Автоматизированные системы, используемые участниками вэд для взаимодействия с таможенными органами.
- Н.Б. 90. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов.
- Н.Б.91 Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
- Глава 28 укрф
- Н.Б. 92. Характеристика таможенного союза Россия, Казахстан, Белоруссия.