Р.Д. 12. Источники таможенного права, классификация.
Под источниками таможенного права понимаются формы юридического закрепления правовых норм, регулирующих деятельность таможенных и иных органов по осуществлению таможенной политики.
Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, т.к. таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Виды источников таможенного права:
1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., ряд статей устанавливает начала и принципы таможенной деятельности в стране:
В ст. 71 ж) Таможенное законодательство в целом отнесено к ведению РФ что предполает его формирование только путем принятия ФЗ.
Ч.1 ст. 74 запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы и какие либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств.
Ст.106 п. в) ФЗ по вопросам таможенного регулирования принятые государственной думой подлезат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального собрания, такой порядок призван обеспечить соблюдение в ТД интересы в Росии вцелом, так и субъектов.
2. Нормативные правовые акты уже не существующих государств – Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
НПА этих государств сохраняют свою юридическую силу полностью или в части не противоречащей КРФ и в случае,если НПА РСФСР не заменены соответствующими НПА России, а НПА СССР не приостановлены в соответсвующем порядке или не заменены НПА России.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложениек Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17
4. Другие кодифицированные нормативные правовые акты:
Налоговый кодекс РФ (часть первая – 1998 г.) в соответствии с ним таможенные органы в ряде случаев обладают полномочиями налоговых органов. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов закреплены в ст. 34 НК РФ.
Уголовный кодекс РФ, от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) в УК содержится 5 составов преступления, которые отнесены к компетенции ТО,
Ст. 188 Контрабанда
Ст. 189 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Ст. 190 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
Ст. 193 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
СТ. 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001). В нем предусмотрены полномочия таможенных органов на проведение дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции ТО.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001). Содержит гл. 16 «Адмитнистративные правонарушения в области ТД» (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ), в ней 23 состава.
5. Иные ФЗ:
ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года.
Он обеспечивает: 1. соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела
2. экономическую безопасность РФ при осуществлении внешней торговли товарами;
3. выполнение РФ международных договоров
4. совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;
5. создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; в нем определен порядок прохождения службы в РФ и основные правовые положения сотрудников в ТО.
Кроме ФЗ, которые относятся исключительно к сфере таможенного права в РФ действуют и другие ФЗ, содержащие отдельные таможенные нормы.
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003), определяет основы государственного регулирования ВТД, полномочия РФ и её субъектов в этой области, в целях защиты экономических и политических интересов РФ.
ФЗ РФ от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». Целью закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом.
ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (принят ГД ФС РФ 10.12.1997), устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и ТО РФ в пределах предоставленных им полномочий.
6. Законы РФ:
Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) "О таможенном тарифе",
Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 17.07.2009) "О вывозе и ввозе культурных ценностей", направлен на сохранение культурного наследия народов РФ, на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.
7. Подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
8. Наименьшей юридической силой среди подзаконных нормативных правовых актов обладают приказы, указания, распоряжения, положения, которые вправе принимать высший орган системы таможенных органов.
9. Международные договоры, используемые в соответствии с КРФ, в которой сказано что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные соглашения РФ являются составной частью российской правовой системы.
Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В настоящее время Россия участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов.
Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. (Заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). Цель конвенции упрощение и унификация таможенных формальностей, предшествующих ТО товаров и транспортных средств. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота РФ
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)" (Заключена в Женеве 14.11.1975)., её цель упрощение процедуры таможенного транзита при международных перевозках грузов.
"Конвенция о временном ввозе" (заключена в Стамбуле 26.06.1990), стамбульская или таможенная конвеция о Корнете АТА, разрешает свободу передвижения через границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. Товары сопровождаются одним документом, известным, как карнет АТА.
Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики.
10. Акты органов судебной власти. Решения Конституционного суда РФ, кроме них распространяются решения Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
- Д.Р. 1.Таможня, как неотъемлемый атрибут государства.
- Д.Р. 2. Возникновение таможенного дела на Руси.
- Д.Р. 3. Таможенная служба России в условиях рыночной экономики.
- Д.Р. 4. Система таможенных органов рф.
- Д.Р. 6. Система управления в таможенных органов.
- Д.Р. 7. Организация документооборота и делопроизводства в таможенных органах.
- Д.Р. 8. Подготовка и оформление организационно - распорядительных документов в то.
- 2) Положение, правила, инструкция
- Д.Р. 9. Управление персоналом в таможенных органах.
- И.Г. 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.
- Р.Д. 12. Источники таможенного права, классификация.
- Р.Д. 13. Нормы таможенного права, понятие, виды.
- Р.Д.14. Таможенные правоотношения, их субъекты.
- Н.Б. 15 Правоохранительная деятельность таможенных органов.
- Н.Б. 16. Международное таможенное право, понятие и принципы.
- И.Г. 22. Таможенная территория и таможенная граница.
- И.Г. 23. Экономический потенциал таможенной территории.
- И.Г. 24. Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 25. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, назначение, применение.
- И.Г. 26. Определение кода товара по товарной номенклатуре, принятие классификационного решения.
- И.Г. 27. Методы классификации и кодирования товаров
- И.Г. 28. Система показателей и признаков в таможенной статистике
- И.Г. 29. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистике
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- И.Г 32. Меры технического регулирования внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 33. Таможенная экспертиза, понятие, объекты, задачи, виды.
- Г.М.34. Идентификационная экспертиза в таможенном деле.
- Г.М. 35. Идентификация товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 36 Анализ цен мирового рынка для заключения внешнеторговой сделки.
- Н.Б. 37 Установление цены во внешнеторговом контакте.
- Г.М. 39. Основные формы международных расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров.
- Г.М. 40. Источники правового регулирования договора международной купли – продажи товаров.
- Г.М. 41. Применение правил инкотермс при заключении договоров международной торговли.
- Г.М. 43. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу рф.
- Г.М. 45. Порядок декларирования товаров и транспортных средств.
- Н.Л. 46. Дт, структура и назначение
- Функции декларации на товары
- Внешний вид декларации на товары
- Временная или предварительная декларация на товары
- Электронная декларация на товары
- Я.Ч. 47. Временное хранение товаров, места временного хранения
- Я.Ч. 48. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, формы, порядок осуществления.
- Н.Б. 50. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом.
- Н.Л. 55. Таможенные процедуры, классификация, применение.
- Н.Л. 56 Завершающие таможенные процедуры: общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров под указанные процедуры
- Н.Л. 57. Основные таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров.
- Н.Л. 58. Экономические таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание,
- Н.Л. 59. Таможенный представитель, его права и обязанности.
- Н.Л. 60 Таможенный перевозчик, его права и обязанности.
- Н.Б. 61. Тстк, классификация, применение.
- Н.Б. 62. Таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами (дрм)
- Углубленный радиационный контроль.
- Т.М. 63. Инспекционно - досмотровые комплексы, назначение, применение.
- Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы
- Н.Л .64 виды таможенных платежей и сроки их уплаты
- Н.Л. 65.Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета.
- Н.Л 66.Основа для исчисления пошлин и налогов; лица ответственные за уплату таможенных платежей
- Н.Л. 67. Порядок взимания таможенных платежей.
- Н.Л. 68 Исчисление и уплата акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Уплата акциза при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Н.Л. 69. Особенности взимания налога на добавленную стоимость (ндс) в различных таможенных процедурах.
- Н.Л. 70 Возврат излишне уплаченных, взысканных таможенных платежей.
- Н.Л. 71 Взимание таможенных платежей в зависимости от таможенных процедур.
- 1. Выпуск для внутреннего потребления
- 2.Экспорт
- 3.Таможенный транзит
- 4.Таможенный склад
- 4.Временный ввоз
- 2.Вывоз временно ввезенных товаров – реэкспорт (сборы за то)
- 3.Выпуск для внутреннего потребления (сборы за то, ввозная пошлина, акциз, ндс)
- 5.Временный вывоз
- 6.Переработка на таможенной территории
- 1.При оформлении ввозимых товаров (Сборы за то и обеспечение уплаты тп и налогов)
- 3. Оформление отходов и остатков
- 7.Переработка вне таможенной территории.
- 1.Оформление вывозимых товаров
- 8.Переработка для внутреннего потребления
- 9.Реимпорт
- 10.Реэкспорт
- 11.Беспошлинная торговля
- 12.Уничтожение
- 13.Отказ в пользу государства
- 14.Свободная таможенная зона и свободный склад
- Я.Ч. 72. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
- Н.Б. 73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
- Н.Б. 74. Декларирование, методы определения и контроль таможенной стоимости товаров.
- Н.Б. 75. Порядок подтверждения страны происхождения товаров.
- Я.Ч. 77. Валютное регулирование в рф.
- Я.Ч. 78. Валютный контроль в рф.
- Я.Ч. 81. Паспорт сделки.
- Я.Ч. 82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- Н.Б. 83. Система управления рисками в таможенном деле.
- Я.Ч. 84. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
- Т.М. 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств
- Т.М. 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 89. Автоматизированные системы, используемые участниками вэд для взаимодействия с таможенными органами.
- Н.Б. 90. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов.
- Н.Б.91 Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
- Глава 28 укрф
- Н.Б. 92. Характеристика таможенного союза Россия, Казахстан, Белоруссия.