logo
Новые ответы на госы

Р.Д. 12. Источники таможенного права, классификация.

Под источниками таможенного права понимаются формы юридического закрепления правовых норм, регулирующих деятельность таможенных и иных органов по осуществлению таможенной политики.

Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, т.к. таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Виды источников таможенного права:

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., ряд статей устанавливает начала и принципы таможенной деятельности в стране:

В ст. 71 ж) Таможенное законодательство в целом отнесено к ведению РФ что предполает его формирование только путем принятия ФЗ.

Ч.1 ст. 74 запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы и какие либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств.

Ст.106 п. в) ФЗ по вопросам таможенного регулирования принятые государственной думой подлезат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального собрания, такой порядок призван обеспечить соблюдение в ТД интересы в Росии вцелом, так и субъектов.

2. Нормативные правовые акты уже не существующих государств – Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

НПА этих государств сохраняют свою юридическую силу полностью или в части не противоречащей КРФ и в случае,если НПА РСФСР не заменены соответствующими НПА России, а НПА СССР не приостановлены в соответсвующем порядке или не заменены НПА России.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложениек Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17

4. Другие кодифицированные нормативные правовые акты:

Налоговый кодекс РФ (часть первая – 1998 г.) в соответствии с ним таможенные органы в ряде случаев обладают полномочиями налоговых органов. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов закреплены в ст. 34 НК РФ.

Уголовный кодекс РФ, от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) в УК содержится 5 составов преступления, которые отнесены к компетенции ТО,

Ст. 188 Контрабанда

Ст. 189 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Ст. 190  Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Ст. 193 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

СТ. 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001). В нем предусмотрены полномочия таможенных органов на проведение дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции ТО.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001). Содержит гл. 16 «Адмитнистративные правонарушения в области ТД» (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ), в ней 23 состава.

5. Иные ФЗ:

ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года.

Он обеспечивает: 1. соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

2. экономическую безопасность РФ при осуществлении внешней торговли товарами;

3. выполнение РФ международных договоров

4. совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

5. создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; в нем определен порядок прохождения службы в РФ и основные правовые положения сотрудников в ТО.

Кроме ФЗ, которые относятся исключительно к сфере таможенного права в РФ действуют и другие ФЗ, содержащие отдельные таможенные нормы.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003), определяет основы государственного регулирования ВТД, полномочия РФ и её субъектов в этой области, в целях защиты экономических и политических интересов РФ.

ФЗ РФ от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». Целью закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом.

ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (принят ГД ФС РФ 10.12.1997), устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и ТО РФ в пределах предоставленных им полномочий.

6. Законы РФ:

Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) "О таможенном тарифе",

Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 17.07.2009) "О вывозе и ввозе культурных ценностей", направлен на сохранение культурного наследия народов РФ, на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

7. Подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

8. Наименьшей юридической силой среди подзаконных нормативных правовых актов обладают приказы, указания, распоряжения, положения, которые вправе принимать высший орган системы таможенных органов.

9. Международные договоры, используемые в соответствии с КРФ, в которой сказано что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные соглашения РФ являются составной частью российской правовой системы.

Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В настоящее время Россия участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов.

Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.  (Заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). Цель конвенции упрощение и унификация таможенных формальностей, предшествующих ТО товаров и транспортных средств. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота РФ

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП  (конвенция МДП)" (Заключена в Женеве 14.11.1975)., её цель упрощение процедуры таможенного транзита при международных перевозках грузов.

"Конвенция о временном ввозе" (заключена в Стамбуле 26.06.1990), стамбульская или таможенная конвеция о Корнете АТА, разрешает свободу передвижения через границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. Товары сопровождаются одним документом, известным, как карнет АТА.

Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики. 

10. Акты органов судебной власти. Решения Конституционного суда РФ, кроме них распространяются решения Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.