Я.Ч. 82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в области таможенного дела. Таможенные органы могут возбуждать уголовные дела только в том случае, если имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного УК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Статьей 193 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет. При этом деяние должно быть совершено в крупном размере и признается таковым, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн руб.
Следует отметить, что ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду. Под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Данное преступление совершается с прямым умыслом.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного наказания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
В таможенной сфере юридическим основанием административной ответственности является КоАП.
Не смотря на то, что статьями для привлечения лиц к административной ответственности в области таможенного дела являются статьи главы 16 КоАП, таможенный орган вправе также возбудить дело об АП по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», а также в соответствии с тем, что согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.
Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.
Объективную сторону образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Субъекты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица - резиденты и нерезиденты.
Статья 15.25 КоАП РФ включает в себя несколько составов административных правонарушений, совершенных в процессе обращения валютных ценностей.
Основания для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
- осуществление незаконных валютных операций,, запрещенных валютным законодательством РФ;
- осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Санкция - наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Что касается валютных ограничений в виде требования о резервировании и использовании специального счета, то пункт 10 части 1 статьи 1 и статья 8 Закона №173-ФЗ об использовании специальных счетов и статья 16 данного закона, устанавливавшая требование о резервировании, не действуют с 1 января 2007 года.
Основания для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц – от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ не позднее одного месяца со дня открытия таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Основания для привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Основанием для привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ является невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Санкция - наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Данная обязанность и срок ее выполнения (срок, предусмотренный внешнеторговым договором или контрактом) установлены п. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если после вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона, товар оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным, его состояние ухудшилось вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Не могут признаваться административным правонарушением, предусмотренным п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств.
Если внешнеторговый договор (контракт) не предусматривает срока получения резидентом от нерезидента денежных средств, причитающихся за переданные резидентом товары, контроль за исполнением резидентом требований ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ должен осуществляться с использованием документов, содержащих информацию о сроке оплаты товаров (платежа за товары) нерезидентом.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:
- товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;
- денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены резидентом в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки, а если внешнеторговым договором (контрактом) сроки получения резидентом денежных средств не установлены, то в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.
Основания для привлечения к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:
- денежные средства перечислены нерезиденту за товары в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом);
- товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом);
- денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, не возвращены в Российской Федерации в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), а в случае отсутствия в контракте сроков возврата денежных средств - в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), а в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) не установлены сроки возврата денежных средств и сроки ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), - в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.
Санкция - наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Основания для привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Санкция - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Дело об административном правонарушении по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления (переоформления) паспорта сделки.
Основания для привлечения к ответственности по ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ.
За нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме за исключением случаев.,предусмотренных ст. ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ., установлена ответственность-
наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 10 000 рублей.
- Д.Р. 1.Таможня, как неотъемлемый атрибут государства.
- Д.Р. 2. Возникновение таможенного дела на Руси.
- Д.Р. 3. Таможенная служба России в условиях рыночной экономики.
- Д.Р. 4. Система таможенных органов рф.
- Д.Р. 6. Система управления в таможенных органов.
- Д.Р. 7. Организация документооборота и делопроизводства в таможенных органах.
- Д.Р. 8. Подготовка и оформление организационно - распорядительных документов в то.
- 2) Положение, правила, инструкция
- Д.Р. 9. Управление персоналом в таможенных органах.
- И.Г. 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.
- Р.Д. 12. Источники таможенного права, классификация.
- Р.Д. 13. Нормы таможенного права, понятие, виды.
- Р.Д.14. Таможенные правоотношения, их субъекты.
- Н.Б. 15 Правоохранительная деятельность таможенных органов.
- Н.Б. 16. Международное таможенное право, понятие и принципы.
- И.Г. 22. Таможенная территория и таможенная граница.
- И.Г. 23. Экономический потенциал таможенной территории.
- И.Г. 24. Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 25. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, назначение, применение.
- И.Г. 26. Определение кода товара по товарной номенклатуре, принятие классификационного решения.
- И.Г. 27. Методы классификации и кодирования товаров
- И.Г. 28. Система показателей и признаков в таможенной статистике
- И.Г. 29. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистике
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- И.Г 32. Меры технического регулирования внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 33. Таможенная экспертиза, понятие, объекты, задачи, виды.
- Г.М.34. Идентификационная экспертиза в таможенном деле.
- Г.М. 35. Идентификация товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 36 Анализ цен мирового рынка для заключения внешнеторговой сделки.
- Н.Б. 37 Установление цены во внешнеторговом контакте.
- Г.М. 39. Основные формы международных расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров.
- Г.М. 40. Источники правового регулирования договора международной купли – продажи товаров.
- Г.М. 41. Применение правил инкотермс при заключении договоров международной торговли.
- Г.М. 43. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу рф.
- Г.М. 45. Порядок декларирования товаров и транспортных средств.
- Н.Л. 46. Дт, структура и назначение
- Функции декларации на товары
- Внешний вид декларации на товары
- Временная или предварительная декларация на товары
- Электронная декларация на товары
- Я.Ч. 47. Временное хранение товаров, места временного хранения
- Я.Ч. 48. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, формы, порядок осуществления.
- Н.Б. 50. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом.
- Н.Л. 55. Таможенные процедуры, классификация, применение.
- Н.Л. 56 Завершающие таможенные процедуры: общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров под указанные процедуры
- Н.Л. 57. Основные таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров.
- Н.Л. 58. Экономические таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание,
- Н.Л. 59. Таможенный представитель, его права и обязанности.
- Н.Л. 60 Таможенный перевозчик, его права и обязанности.
- Н.Б. 61. Тстк, классификация, применение.
- Н.Б. 62. Таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами (дрм)
- Углубленный радиационный контроль.
- Т.М. 63. Инспекционно - досмотровые комплексы, назначение, применение.
- Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы
- Н.Л .64 виды таможенных платежей и сроки их уплаты
- Н.Л. 65.Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета.
- Н.Л 66.Основа для исчисления пошлин и налогов; лица ответственные за уплату таможенных платежей
- Н.Л. 67. Порядок взимания таможенных платежей.
- Н.Л. 68 Исчисление и уплата акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Уплата акциза при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Н.Л. 69. Особенности взимания налога на добавленную стоимость (ндс) в различных таможенных процедурах.
- Н.Л. 70 Возврат излишне уплаченных, взысканных таможенных платежей.
- Н.Л. 71 Взимание таможенных платежей в зависимости от таможенных процедур.
- 1. Выпуск для внутреннего потребления
- 2.Экспорт
- 3.Таможенный транзит
- 4.Таможенный склад
- 4.Временный ввоз
- 2.Вывоз временно ввезенных товаров – реэкспорт (сборы за то)
- 3.Выпуск для внутреннего потребления (сборы за то, ввозная пошлина, акциз, ндс)
- 5.Временный вывоз
- 6.Переработка на таможенной территории
- 1.При оформлении ввозимых товаров (Сборы за то и обеспечение уплаты тп и налогов)
- 3. Оформление отходов и остатков
- 7.Переработка вне таможенной территории.
- 1.Оформление вывозимых товаров
- 8.Переработка для внутреннего потребления
- 9.Реимпорт
- 10.Реэкспорт
- 11.Беспошлинная торговля
- 12.Уничтожение
- 13.Отказ в пользу государства
- 14.Свободная таможенная зона и свободный склад
- Я.Ч. 72. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
- Н.Б. 73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
- Н.Б. 74. Декларирование, методы определения и контроль таможенной стоимости товаров.
- Н.Б. 75. Порядок подтверждения страны происхождения товаров.
- Я.Ч. 77. Валютное регулирование в рф.
- Я.Ч. 78. Валютный контроль в рф.
- Я.Ч. 81. Паспорт сделки.
- Я.Ч. 82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- Н.Б. 83. Система управления рисками в таможенном деле.
- Я.Ч. 84. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
- Т.М. 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств
- Т.М. 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 89. Автоматизированные системы, используемые участниками вэд для взаимодействия с таможенными органами.
- Н.Б. 90. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов.
- Н.Б.91 Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
- Глава 28 укрф
- Н.Б. 92. Характеристика таможенного союза Россия, Казахстан, Белоруссия.