Н.Б. 83. Система управления рисками в таможенном деле.
Таможенные службы, как правило, проводят таможенный контроль на основе принципа выборочности. Выборочность, в свою очередь, осуществляется через применение системы управления рисками, на которой строится администрирование любого бизнес-процесса. Основной принцип действия СУР заключается в определении приоритетных и ключевых направлений деятельности и рационального распределения имеющихся ресурсов. .Сегодня в соответствии со стандартами Конвенции Киото управление рисками в таможенной службе – это базисный принцип применения современных методов таможенного контроля, который позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая при этом эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишних затрат времени и средств.
К базовым международным нормам, определяющим принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками, относится Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото 18.05.1973г), а также Руководство по управлению рисками Всемирной таможенной организации (июль 2003г.)
В Российской Федерации основные понятия и принципы управления рисками в сфере таможенного регулирования нашли свое нормативное закрепление в приказе ГТК России от 26.09.2003 №1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», а также в главе 18 таможенного кодекса Таможенного союза.
Названная Концепция содержит основные понятия, применяемые в системе управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что немаловажно, цель и предпосылки ее разработки.
Согласно концепции целью СУР является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов.
Основные задачи СУР:
создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
разработка методик (программ) по выявлению рисков;
определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков;
определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
В рамках работы по разработке и применению системы управления рисками были подготовлены и изданы следующие правовые акты ФТС России:
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле и их актуализации (приказ ФТС России от 11.01.2008г. №11);
Типовой регламент функционирования координирующих подразделений таможенных органов при применении отдельных элементов системы управления рисками, наделяющий полномочиями по изданию срочных профилей рисков и ориентировок РТУ и таможен, непосредственно подчиненные ФТС России (приказ ФТС России от 11.06.2008г. №729);
Временный порядок разработки и утверждения региональных и зональных профилей рисков РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (приказ ФТС России от 02.07.2008г. №807).
Временные методические рекомендации о действиях уполномоченных должностных лиц таможенных органов в ходе осуществления таможенного контроля в ходе таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств (письмо ФТС России от 25.12.2008г. №01-11/55111).
Основные понятия:
Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.
Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций.
Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Категории товаров, относящихся к группам риска:
Товары, имеющие значительные объемы ввоза/вывоза и обеспечивающие поступление наибольших сумм таможенных платежей;
Товары, в отношении которых установлены высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин;
Товары, в отношении которых установлены комбинированные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин;
Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов.
Категории товаров, относящихся группам прикрытия:
Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные ставки таможенных пошлин;
Товары, в отношении которых законодательством РФ установлены тарифные льготы и иные освобождения от уплаты таможенных платежей;
Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных пошлин, установленных в отношении товаров, классифицируемых в ой же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему виду относящихся к данным товарам.
Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно превышают объемы их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов.
Товары, в отношении которых установлены ставки НДС в размере 10%, или товары, не облагаемые НДС.
Перечни товаров группы риска и прикрытия доводятся до таможенных органов установленным порядком и обновляются, по крайней мере, один раз в квартал. Все это – малая часть работы по управлению рисками, проводимой Федеральной таможенной службой.
Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска.
Область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.
Индикаторы риска – определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
Оценка риска – систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.
Под профилем риска следует понимать не только абстрактную совокупность сведений. Единственной формой закрепления профилей риска являются правовые акты ФТС России.
Общая технология автоматизированного принятия решений при проведении таможенных процедур в пункте пропуска должна включать три этапа:
1) прием и ввод документов в автоматизированную систему информации из документов;
2) автоматическая селекция товаров;
3) анализ рисков и принятие решений.
- Д.Р. 1.Таможня, как неотъемлемый атрибут государства.
- Д.Р. 2. Возникновение таможенного дела на Руси.
- Д.Р. 3. Таможенная служба России в условиях рыночной экономики.
- Д.Р. 4. Система таможенных органов рф.
- Д.Р. 6. Система управления в таможенных органов.
- Д.Р. 7. Организация документооборота и делопроизводства в таможенных органах.
- Д.Р. 8. Подготовка и оформление организационно - распорядительных документов в то.
- 2) Положение, правила, инструкция
- Д.Р. 9. Управление персоналом в таможенных органах.
- И.Г. 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.
- Р.Д. 12. Источники таможенного права, классификация.
- Р.Д. 13. Нормы таможенного права, понятие, виды.
- Р.Д.14. Таможенные правоотношения, их субъекты.
- Н.Б. 15 Правоохранительная деятельность таможенных органов.
- Н.Б. 16. Международное таможенное право, понятие и принципы.
- И.Г. 22. Таможенная территория и таможенная граница.
- И.Г. 23. Экономический потенциал таможенной территории.
- И.Г. 24. Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 25. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, назначение, применение.
- И.Г. 26. Определение кода товара по товарной номенклатуре, принятие классификационного решения.
- И.Г. 27. Методы классификации и кодирования товаров
- И.Г. 28. Система показателей и признаков в таможенной статистике
- И.Г. 29. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистике
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- И.Г 32. Меры технического регулирования внешнеэкономической деятельности.
- И.Г. 33. Таможенная экспертиза, понятие, объекты, задачи, виды.
- Г.М.34. Идентификационная экспертиза в таможенном деле.
- Г.М. 35. Идентификация товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 36 Анализ цен мирового рынка для заключения внешнеторговой сделки.
- Н.Б. 37 Установление цены во внешнеторговом контакте.
- Г.М. 39. Основные формы международных расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров.
- Г.М. 40. Источники правового регулирования договора международной купли – продажи товаров.
- Г.М. 41. Применение правил инкотермс при заключении договоров международной торговли.
- Г.М. 43. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу рф.
- Г.М. 45. Порядок декларирования товаров и транспортных средств.
- Н.Л. 46. Дт, структура и назначение
- Функции декларации на товары
- Внешний вид декларации на товары
- Временная или предварительная декларация на товары
- Электронная декларация на товары
- Я.Ч. 47. Временное хранение товаров, места временного хранения
- Я.Ч. 48. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, формы, порядок осуществления.
- Н.Б. 50. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом.
- Н.Л. 55. Таможенные процедуры, классификация, применение.
- Н.Л. 56 Завершающие таможенные процедуры: общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров под указанные процедуры
- Н.Л. 57. Основные таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров.
- Н.Л. 58. Экономические таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание,
- Н.Л. 59. Таможенный представитель, его права и обязанности.
- Н.Л. 60 Таможенный перевозчик, его права и обязанности.
- Н.Б. 61. Тстк, классификация, применение.
- Н.Б. 62. Таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами (дрм)
- Углубленный радиационный контроль.
- Т.М. 63. Инспекционно - досмотровые комплексы, назначение, применение.
- Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы
- Н.Л .64 виды таможенных платежей и сроки их уплаты
- Н.Л. 65.Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета.
- Н.Л 66.Основа для исчисления пошлин и налогов; лица ответственные за уплату таможенных платежей
- Н.Л. 67. Порядок взимания таможенных платежей.
- Н.Л. 68 Исчисление и уплата акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Уплата акциза при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Н.Л. 69. Особенности взимания налога на добавленную стоимость (ндс) в различных таможенных процедурах.
- Н.Л. 70 Возврат излишне уплаченных, взысканных таможенных платежей.
- Н.Л. 71 Взимание таможенных платежей в зависимости от таможенных процедур.
- 1. Выпуск для внутреннего потребления
- 2.Экспорт
- 3.Таможенный транзит
- 4.Таможенный склад
- 4.Временный ввоз
- 2.Вывоз временно ввезенных товаров – реэкспорт (сборы за то)
- 3.Выпуск для внутреннего потребления (сборы за то, ввозная пошлина, акциз, ндс)
- 5.Временный вывоз
- 6.Переработка на таможенной территории
- 1.При оформлении ввозимых товаров (Сборы за то и обеспечение уплаты тп и налогов)
- 3. Оформление отходов и остатков
- 7.Переработка вне таможенной территории.
- 1.Оформление вывозимых товаров
- 8.Переработка для внутреннего потребления
- 9.Реимпорт
- 10.Реэкспорт
- 11.Беспошлинная торговля
- 12.Уничтожение
- 13.Отказ в пользу государства
- 14.Свободная таможенная зона и свободный склад
- Я.Ч. 72. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
- Н.Б. 73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
- Н.Б. 74. Декларирование, методы определения и контроль таможенной стоимости товаров.
- Н.Б. 75. Порядок подтверждения страны происхождения товаров.
- Я.Ч. 77. Валютное регулирование в рф.
- Я.Ч. 78. Валютный контроль в рф.
- Я.Ч. 81. Паспорт сделки.
- Я.Ч. 82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- Н.Б. 83. Система управления рисками в таможенном деле.
- Я.Ч. 84. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
- Т.М. 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств
- Т.М. 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- Н.Б. 89. Автоматизированные системы, используемые участниками вэд для взаимодействия с таможенными органами.
- Н.Б. 90. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов.
- Н.Б.91 Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
- Глава 28 укрф
- Н.Б. 92. Характеристика таможенного союза Россия, Казахстан, Белоруссия.