3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
Таможенная деятельность во всем ее многообразие осуществляется в конечном счете по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения статистики внешней торговли Российской Федерации применяется товарная номенклатура, разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров в соответствии с Международной конвенцией.
Поэтому рассмотрим, что же такое Гармонизированная система (ГС) и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), их предысторию и назначение.
3.4.1 Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) означает номенклатуру, включающую в себя позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила интерпретации ГС. (См.: Международная конвенция о Гармонизированной системе. Ст.1., п. а).
а) История становления:
1923 г. - Лига Наций принимает первую Международную Конвенцию об унификации таможенных операций
1937 г. - подготовлен Проект таможенной номенклатуры
1950 г. - в Брюсселе заключена Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах.
1951 г. - Проект таможенной номенклатуры положен в основу первого варианта Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН)
1955 г. - выпущено первое издание БТН, которое подвергалось незначительным изменениям (в июне 1959, апреле 1965 и январе 1972 гг.)
1959 г. - с 11 сентября вступила в силу Конвенция по таможенной номенклатуре
1976 г. - опубликован последний вариант БТН.
В тоже время началась подготовка нового товарного классификатора
1973 г. - приступил к работе Комитет по гармонизированной системе Совета по таможенному сотрудничеству (СТС)
1981 г. - завершена подготовка ГС
1983 г. - Международная Конвенция о ГС официально открыта для подписания членами СТС
1987 г. - Конвенцию о ГС подписали и ратифицировали 53 страны и Европейский Экономический Союз (ЕЭС)
1988 г. - с 1 января Конвенция вступила в силу
1997 г. – с 1 января данная конвенция вступила в силу для РФ (Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. №372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров»).
б) Необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового товарного классификатора была обусловлена следующими факторами (рисунок 3.12):
Рис. 3.12 Предпосылки создания ГС
в) Источники гармонизированной системы описания и кодирования товаров представлены на рисунке 3.13 [36]:
Рис. 3.13 Источники ГС
г) Участниками разработки гармонизированной системы описания и кодирования товаров явились:
Совет по таможенному сотрудничеству (СТС) при активном участии экспертов из 59 стран мира;
Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ);
Конференция ООН по торговле и сотрудничеству (ЮНКТАД);
Международная торговая палата (МТП);
Международная организация по стандартизации (ИСО);
Статистическое бюро ООН. [36]
д) Введение ГС преследовало цель облегчения международной торговли посредством упрощения сбора, сопоставления и анализа статистических данных международной торговли за счет реализации следующих задач (рисунок 3.14):
Рис. 3.14 Мероприятия по достижению целей ГС
е) Область применения ГС охватывает следующие сферы (рисунок 3.15):
Рис.3.15 Область применения ГС
Гармонизированная система стала основой экономических классификаторов ООН, в частности:
Международной стандартной хозяйственной классификации всех видов экономической деятельности ООН (отраслевой классификатор);
Единого классификатора товаров и услуг ООН;
Стандартной международной торговой классификации ООН;
Гармонизированной системы и Классификатора укрупненных экономических группировок. [36]
Кроме того, гармонизированная система предусматривает применение комбинированной таможенно-статистической номенклатуры для использования заинтересованными участниками, связанными с международной торговлей.
ж) ГС стала основой национальных номенклатур (рисунок 3.16):
Рис. 3.16 Виды национальных номенклатур
Таким образом, являясь многофункциональной базисной номенклатурой, Гармонизированная система:
облегчает торговые и таможенно-тарифные переговоры;
обеспечивает сопоставление ставок таможенных пошлин для государств и торговых партнеров;
повышает обозримость товарных потоков;
ускоряет обмен коммерческой информацией между участниками внешнеэкономической деятельности за счет электронной передачи данных. [30]
и) Международная Конвенция (Соглашение) о Гармонизированной системе - правовая основа введения и применения Номенклатуры ГС в мировой практике.
Международная Конвенция о ГС состоит из Преамбулы и 20 статей.
Преамбула отражает основные цели, предпосылки и факторы, обусловившие необходимость создания, области и сферы применения многонационального товарного классификатора..
к) Статья 1 Конвенции дает следующие определения номенклатур (рисунок 3.17):
Рис. 3.17 Определения номенклатур
л) Единый административный документ (ЕАД) - базовая форма таможенной декларации.
Перечень применяемых во внешнеторговых операциях документов Экономической комиссии ООН для Европы (ЕЭК) насчитывал около 140 различных видов формуляров, обращающихся в области:
производства;
закупок;
продажи;
платежей (банковской сферы);
страхования;
услуг (транспорт, отгрузка, разгрузка, склады, морские и аэропорты и т.д.);
перевозок;
таможенных формальностей (экспорт, импорт и транзит товаров) и др.
Облегчить положение и сократить документооборот стало возможным лишь путем применения всеми участниками внешнеторговых отношений одной и той же товаросопроводительной документации.
Гармонизированная система сама по себе не приводит к ее унификации, но создает предпосылки для гармонизации принятой в международных торговых отношениях серии формуляров (напр., таможенные декларации) [36].
В системе унифицированных международных документов одним из базисных стал Единый административный документ, который:
разработан рабочей группой Комитета по развитию торговли ЕЭС совместно с другими международными организациями, в т.ч. СТС, в начале 80-х годов;
введен одновременно с Гармонизированной системой 1 января 1988г.;
явился основой международных (например в ЕЭС) и национальных (например, в РФ, СНГ) таможенных деклараций, а также создания Статистическим отделом ООН Единого Таможенного Документа (ЕТД) для всех государств;
заменил около 80 различных формуляров, требовавшихся для таможенных процедур [28].
Единый административный документ способствует:
- упрощению, интернационализации и ускорению таможенных формальностей по обработке внешнеторговых грузов;
- обеспечению согласованности операций в международных перевозках товаров;
- переходу к полностью автоматизированным учету и обработке внешнеторгового документооборота.
- Государственное образовательное учреждение
- 15-Летию образования Российской
- Содержание
- Уважаемые первокурсники!
- Введение
- Модуль 1 Возникновение и развитие таможенного дела в России
- В постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
- 1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
- 1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
- 1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)
- 1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
- 1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)
- Контрольные вопросы:
- Модуль 2 Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
- 2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права
- 2.2 Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
- 2.2.2 Структура Таможенного кодекса рф
- Структура Таможенного кодекса рф
- 2.3 Закон рф «о таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства
- 2.3.2 Цели Закона рф «о таможенном тарифе».
- 2.3.3 Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- 2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
- Контрольные вопросы:
- Модуль 3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 3.2 Таможенная территория и таможенная граница
- 3.2.2 Таможенная граница
- 3.3 Таможенное регулирование и его механизмы
- 3.3.3 Нетарифные меры
- 3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
- 3.4.2. Назначение и сфера применения тн вэд
- 3.4.3 Цели применения тн вэд:
- 3.5 Страна происхождения товаров и значение ее определения
- 3.5.2 Цели определение страны происхождения товаров (спт):
- 3.5.4 Таможенные льготы и тарифные преференции
- 3.6 Таможенная статистика и ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 3.25 Задачи таможенной статистики
- 3.26 Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики
- Контрольные вопросы:
- Модуль 4 Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства
- 4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела
- 4.1.1. Понятия таможенного дела
- 4.2 Содержание таможенного дела
- 4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Понятия и определения.
- 4.2.1 Основные принципы перемещения товаров
- 4.3 Принципы перемещения товаров
- 4.2.2 Понятия и их определения
- 4.3 Таможенные процедуры
- 4.3.1 Таможенное оформление
- 4.3.2 Декларирование товаров
- 4.3.3 Таможенные режимы
- 4.3.4 Специальные таможенные процедуры
- 4.5 Организация таможенного контроля
- 4.5.2 Система управления рисками
- 4.5.3 Формы таможенного контроля
- 4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
- 4.5.5 Виды таможенного контроля
- 4.5.6 Методы таможенного контроля:
- 4.5.8 Зоны таможенного контроля
- 4.6 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 4.7 Таможенная экспертиза
- 4.20 Объекты таможенной экспертизы
- 4.8 Деятельность в области таможенного дела
- Контрольные вопросы:
- Модуль 5
- 5.2 Основные задачи и функции таможенных органов
- 5.2.2 Задачи региональных таможенных управлений
- 5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в рф
- 5.3.1 Цели и задачи Концепции
- 5.3.2 Совершенствование таможенного администрирования
- 5.3.4 Реализация Концепции развития таможенной системы России
- Контрольные вопросы:
- Модуль 6 Организация таможенной деятельности
- 6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности
- 6.2 Административно- хозяйственная деятельность таможенных органов
- 6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности
- 6.3.2 Формы правоохранительной деятельности
- 6.4 Информационно-аналитическая работа
- Контрольные вопросы:
- Модуль 7
- 7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
- 7.1.2 Таможенная служба
- 7.2 Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации
- 7.2.2 Государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов
- 7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах
- 7.3.1 Поступление на службу в таможенные органы
- 7.14 Виды поощрений сотрудников и госслужащих таможенных органов
- 7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации
- 7.4.2 Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
- 7.15 Нормы служебного поведения.
- 7.5 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Послесловие
- Библиографический список
- Памятные даты и события