1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
Крушение самодержавия и создание Советского государства привели к изменению таможенной политики и функций таможенной системы, связанных с национализацией внешней торговли и установлением государственной монополии внешнеторговой деятельности, а также государственной торговой монополии на все товары первой необходимости (Положение ВЦИК и СНК «О рабочем контроле» от 14 ноября 1917 г.)
Уже 22 февраля 1918 г. учреждается Таможенно-тарифный комитет, который принимал ( в рамках своей компетенции) постановления, имевшие юридическую силу после утверждения Советом Народных Комиссаров (СНК).
Первое Советское правительство декретами Совета Народных комиссаров 22 апреля 1918 г. объявляет о национализации внешней торговли, а 29 мая того же года "О таможенных сборах и учреждениях" установило, что таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и никакие местные органы не вправе вмешиваться в действия таможен по вопросам их функциональной деятельности. Местные власти (Советы) имели лишь право надзора за работой таможенных органов, направляя в них своих комиссаров.
(С этой поры день 29 мая в Советском Союзе считался профессиональным праздником – Днем таможенника, который ныне именуется Днем ветеранов таможенной службы).
Решением всех вопросов внешней торговли занимался Наркомат торговли и промышленности, а позднее - Наркомат внешней торговли, в чьё ведение был передан Департамент таможенных сборов, переименованный в Главное управление таможенного контроля (ГУТК), а затем - в Главное таможенное управление (ГТУ). При Совете народных комиссаров создаётся таможенно- тарифный комитет, переданный впоследствии Наркомату внешней торговли (НКВТ).
В начале 1921 г., политика «военного коммунизма» была заменена «новой экономической политикой». Первая мировая и Гражданская войны привели к дезорганизации рынка, товарному голоду при резком сокращении ввоза из-за рубежа. В соответствии с законом о борьбе с контрабандой (декабрь 1921 г.) при Всероссийской чрезвычайной комиссии начала действовать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, в которой активное участие приняли таможенные органы.
С образованием СССР (1922 год, 30 декабря) начался новый этап развития таможенной политики и таможенного дела, отражавший внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза, ориентированную на построение социализма.
"Таможенный устав СССР" (1924 г.) объединил все нормативные документы, затрагивавшие деятельность таможенных органов, распределив обязанности между ведомствами, причастными к реализации таможенной политики государства: Наркомат внешней торговли осуществлял управление таможенным делом; Главное таможенное управление разрабатывало инструкции и возглавляло борьбу с контрабандистами на всей территории СССР; Таможенно-тарифный комитет определял тарифы и пошлины.
Непосредственный контроль за пропуском товаров и транспортных средств через границу осуществляли таможни и таможенные посты, объединявшиеся в таможенные округа:
Петрозаводский;
Западный;
Сибирский;
Туркестанский;
Семипалатинский;
Украинский;
Южный;
Закавказский;
Дальневосточный.
Таможенный кодекс СССР 1928 г. основными задачами таможенных органов определил осуществление " фактического контроля за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, взимания таможенных сборов и совершения всех других таможенных операций". Кроме того, Таможенный кодекс: детализовал компетенцию и функции всех звеньев таможенной системы; регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил; определял понятие административно-наказуемой контрабанды. Одновременно упрощалась структура и сокращались таможенные учреждения [27].
В 30-ых годах прошлого столетия отчётливо стала проявляться тенденция к отказу от экономических методов управления и усилению административно-командных мер регулирования общественных, в том числе и внешнеэкономических, отношений, что повлияло и на организацию таможенного дела. Таможенная политика теряет своё самостоятельное значение. Сосредоточив в своих руках монополию внешней торговли, государство стало единоличным продавцом и покупателем: экспортёр-импортёр - Совет Министров СССР; перевозчик - Союзвнештранс; плательщик - Внешторгбанк СССР.
Это отражено в Таможенном кодексе СССР 1964 г., в котором функции таможенных органов ещё более упрощены и сведены лишь к контролю за соблюдением монополии внешней торговли и борьбе с контрабандой. Таможенная система превратилась в двухзвенную - таможни непосредственно замыкались на Главное таможенное управление Министерства внешней торговли.
Демонополизация, децентрализация и демократизация общества в результате отхода от абсолютной политизации и руководящей роли КПСС во всех сферах - политической, экономической, идеологической и социальной (то, что вошло в историю под названием "перестройка") привели к реорганизации системы управления таможенным делом и структуры таможенных органов в целом.
Началом реорганизации таможенной системы, радикальным этапом её реформирования стал 1986 год. ГТУ МВТ преобразовывается в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУ ГТК СМ СССР) и становится самостоятельным органом государственного управления со статусом союзного ведомства. Функции его значительно расширялись, был определён порядок его деятельности. ГУГТК отвечало: за разработку предложений в области таможенной политики; руководство таможенным делом; осуществление контроля за соблюдением всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также частными лицами установленного порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, предметов личного потребления, советской и иностранной волюты; их декларирования и досмотра; совершения иных таможенных операций; разработка и проведение мероприятий по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил [27].
Воссоздаются региональные таможенные управления и четырехзвенная структура управления таможенным делом: ГУГТК - РТУ - таможни - таможенные посты. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, становится Государственный таможенный комитет СССР. Были созданы два координационных органа: Таможенно-тарифный совет и Координационный совет по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Укрепляются международные связи по таможенным вопросам.
СССР ратифицирует Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, в результате чего все участники международной торговли стали использовать Единый административный документ - Грузовую таможенную декларацию и Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Представитель ГТК СССР становится вице-президентом международного Совета таможенного сотрудничества. Всё это - яркое свидетельство того, что административно-командные методы стали отходить на второй план, заменяясь экономической моделью регулирования внешнеэкономической деятельности.
Однако, распад Советского Союза и приобретение Российской Федерацией суверенитета выдвинули объективную необходимость создания таможенной системы России.
- Государственное образовательное учреждение
- 15-Летию образования Российской
- Содержание
- Уважаемые первокурсники!
- Введение
- Модуль 1 Возникновение и развитие таможенного дела в России
- В постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
- 1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
- 1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
- 1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)
- 1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
- 1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)
- Контрольные вопросы:
- Модуль 2 Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
- 2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права
- 2.2 Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
- 2.2.2 Структура Таможенного кодекса рф
- Структура Таможенного кодекса рф
- 2.3 Закон рф «о таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства
- 2.3.2 Цели Закона рф «о таможенном тарифе».
- 2.3.3 Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- 2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
- Контрольные вопросы:
- Модуль 3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 3.2 Таможенная территория и таможенная граница
- 3.2.2 Таможенная граница
- 3.3 Таможенное регулирование и его механизмы
- 3.3.3 Нетарифные меры
- 3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
- 3.4.2. Назначение и сфера применения тн вэд
- 3.4.3 Цели применения тн вэд:
- 3.5 Страна происхождения товаров и значение ее определения
- 3.5.2 Цели определение страны происхождения товаров (спт):
- 3.5.4 Таможенные льготы и тарифные преференции
- 3.6 Таможенная статистика и ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 3.25 Задачи таможенной статистики
- 3.26 Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики
- Контрольные вопросы:
- Модуль 4 Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства
- 4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела
- 4.1.1. Понятия таможенного дела
- 4.2 Содержание таможенного дела
- 4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Понятия и определения.
- 4.2.1 Основные принципы перемещения товаров
- 4.3 Принципы перемещения товаров
- 4.2.2 Понятия и их определения
- 4.3 Таможенные процедуры
- 4.3.1 Таможенное оформление
- 4.3.2 Декларирование товаров
- 4.3.3 Таможенные режимы
- 4.3.4 Специальные таможенные процедуры
- 4.5 Организация таможенного контроля
- 4.5.2 Система управления рисками
- 4.5.3 Формы таможенного контроля
- 4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
- 4.5.5 Виды таможенного контроля
- 4.5.6 Методы таможенного контроля:
- 4.5.8 Зоны таможенного контроля
- 4.6 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 4.7 Таможенная экспертиза
- 4.20 Объекты таможенной экспертизы
- 4.8 Деятельность в области таможенного дела
- Контрольные вопросы:
- Модуль 5
- 5.2 Основные задачи и функции таможенных органов
- 5.2.2 Задачи региональных таможенных управлений
- 5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в рф
- 5.3.1 Цели и задачи Концепции
- 5.3.2 Совершенствование таможенного администрирования
- 5.3.4 Реализация Концепции развития таможенной системы России
- Контрольные вопросы:
- Модуль 6 Организация таможенной деятельности
- 6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности
- 6.2 Административно- хозяйственная деятельность таможенных органов
- 6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности
- 6.3.2 Формы правоохранительной деятельности
- 6.4 Информационно-аналитическая работа
- Контрольные вопросы:
- Модуль 7
- 7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
- 7.1.2 Таможенная служба
- 7.2 Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации
- 7.2.2 Государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов
- 7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах
- 7.3.1 Поступление на службу в таможенные органы
- 7.14 Виды поощрений сотрудников и госслужащих таможенных органов
- 7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации
- 7.4.2 Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
- 7.15 Нормы служебного поведения.
- 7.5 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Послесловие
- Библиографический список
- Памятные даты и события