logo
Uchebnoe_posobie_Vved_v_spets

1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью

Крушение самодержавия и создание Советского государства привели к изменению таможенной политики и функций таможенной системы, связанных с национализацией внешней торговли и установлением государственной монополии внешнеторговой деятельности, а также государственной торговой монополии на все товары первой необходимости (Положение ВЦИК и СНК «О рабочем контроле» от 14 ноября 1917 г.)

Уже 22 февраля 1918 г. учреждается Таможенно-тарифный комитет, который принимал ( в рамках своей компетенции) постановления, имевшие юридическую силу после утверждения Советом Народных Комиссаров (СНК).

Первое Советское правительство декретами Совета Народных комиссаров 22 апреля 1918 г. объявляет о национализации внешней торговли, а 29 мая того же года "О таможенных сборах и учреждениях" установило, что таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и никакие местные органы не вправе вмешиваться в действия таможен по вопросам их функциональной деятельности. Местные власти (Советы) имели лишь право надзора за работой таможенных органов, направляя в них своих комиссаров.

(С этой поры день 29 мая в Советском Союзе считался профессиональным праздником – Днем таможенника, который ныне именуется Днем ветеранов таможенной службы).

Решением всех вопросов внешней торговли занимался Наркомат торговли и промышленности, а позднее - Наркомат внешней торговли, в чьё ведение был передан Департамент таможенных сборов, переименованный в Главное управление таможенного контроля (ГУТК), а затем - в Главное таможенное управление (ГТУ). При Совете народных комиссаров создаётся таможенно- тарифный комитет, переданный впоследствии Наркомату внешней торговли (НКВТ).

В начале 1921 г., политика «военного коммунизма» была заменена «новой экономической политикой». Первая мировая и Гражданская войны привели к дезорганизации рынка, товарному голоду при резком сокращении ввоза из-за рубежа. В соответствии с законом о борьбе с контрабандой (декабрь 1921 г.) при Всероссийской чрезвычайной комиссии начала действовать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, в которой активное участие приняли таможенные органы.

С образованием СССР (1922 год, 30 декабря) начался новый этап развития таможенной политики и таможенного дела, отражавший внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза, ориентированную на построение социализма.

"Таможенный устав СССР" (1924 г.) объединил все нормативные документы, затрагивавшие деятельность таможенных органов, распределив обязанности между ведомствами, причастными к реализации таможенной политики государства: Наркомат внешней торговли осуществлял управление таможенным делом; Главное таможенное управление разрабатывало инструкции и возглавляло борьбу с контрабандистами на всей территории СССР; Таможенно-тарифный комитет определял тарифы и пошлины.

Непосредственный контроль за пропуском товаров и транспортных средств через границу осуществляли таможни и таможенные посты, объединявшиеся в таможенные округа:

Таможенный кодекс СССР 1928 г. основными задачами таможенных органов определил осуществление " фактического контроля за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, взимания таможенных сборов и совершения всех других таможенных операций". Кроме того, Таможенный кодекс: детализовал компетенцию и функции всех звеньев таможенной системы; регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил; определял понятие административно-наказуемой контрабанды. Одновременно упрощалась структура и сокращались таможенные учреждения [27].

В 30-ых годах прошлого столетия отчётливо стала проявляться тенденция к отказу от экономических методов управления и усилению административно-командных мер регулирования общественных, в том числе и внешнеэкономических, отношений, что повлияло и на организацию таможенного дела. Таможенная политика теряет своё самостоятельное значение. Сосредоточив в своих руках монополию внешней торговли, государство стало единоличным продавцом и покупателем: экспортёр-импортёр - Совет Министров СССР; перевозчик - Союзвнештранс; плательщик - Внешторгбанк СССР.

Это отражено в Таможенном кодексе СССР 1964 г., в котором функции таможенных органов ещё более упрощены и сведены лишь к контролю за соблюдением монополии внешней торговли и борьбе с контрабандой. Таможенная система превратилась в двухзвенную - таможни непосредственно замыкались на Главное таможенное управление Министерства внешней торговли.

Демонополизация, децентрализация и демократизация общества в результате отхода от абсолютной политизации и руководящей роли КПСС во всех сферах - политической, экономической, идеологической и социальной (то, что вошло в историю под названием "перестройка") привели к реорганизации системы управления таможенным делом и структуры таможенных органов в целом.

Началом реорганизации таможенной системы, радикальным этапом её реформирования стал 1986 год. ГТУ МВТ преобразовывается в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУ ГТК СМ СССР) и становится самостоятельным органом государственного управления со статусом союзного ведомства. Функции его значительно расширялись, был определён порядок его деятельности. ГУГТК отвечало: за разработку предложений в области таможенной политики; руководство таможенным делом; осуществление контроля за соблюдением всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также частными лицами установленного порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, предметов личного потребления, советской и иностранной волюты; их декларирования и досмотра; совершения иных таможенных операций; разработка и проведение мероприятий по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил [27].

Воссоздаются региональные таможенные управления и четырехзвенная структура управления таможенным делом: ГУГТК - РТУ - таможни - таможенные посты. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, становится Государственный таможенный комитет СССР. Были созданы два координационных органа: Таможенно-тарифный совет и Координационный совет по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Укрепляются международные связи по таможенным вопросам.

СССР ратифицирует Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, в результате чего все участники международной торговли стали использовать Единый административный документ - Грузовую таможенную декларацию и Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Представитель ГТК СССР становится вице-президентом международного Совета таможенного сотрудничества. Всё это - яркое свидетельство того, что административно-командные методы стали отходить на второй план, заменяясь экономической моделью регулирования внешнеэкономической деятельности.

Однако, распад Советского Союза и приобретение Российской Федерацией суверенитета выдвинули объективную необходимость создания таможенной системы России.