1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
Ни одно государство не может существовать без обязательных платежей, уплачиваемых всеми организациями и гражданами, предприятиями всех форм собственности со своих доходов или за определённые услуги. (Во многих государствах, в США, например, таможенная служба называется "таможенные услуги"). Также известно, что доходная часть бюджетов государств складывается в основном из двух частей - налогов (прямых и косвенных) и таможенно- пошлинного обложения, имеющего свою предысторию.
Очевидно, что появление торговцев (купцов) ещё в незапамятные времена было обусловлено всеобщим разделением труда, обособлением торговли от производства и развитием городов, торгово-ремесленных центров.
Само же передвижение купцов было небезопасным, так как товары, перевозимые, как правило, караванами по суше и судами по морям и рекам, были лакомым и соблазнительным доходом для "лихих людей", промышлявших разбоем вдоль торговых путей, что и сегодня, к сожалению, проявляется в виде пиратства. Поэтому караваны сопровождались вооружённой охраной, которую необходимо было содержать и которая не всегда успешно справлялась с возложенной на неё миссией. Это хорошо известно, как и то, что на смену охране (силовым методам по сопровождению товаров) пришли откупные за право проезда - провоза через границы феодальных владений, то есть экономические меры - поборы. Они то и стали впоследствии пошлинами, взимавшимися с купцов владельцами территорий [27].
И на Руси взимание пошлин за провоз товаров существовало с давних времён.
По судоходным рекам, изобиловавшим на славянских землях, велась торговля с населением Причерноморья, Приазовья и Прибалтики. О характере, видах взимавшихся пошлин свидетельствуют договоры Руси с Византией начала и середины X века. Московское государство торило пути в Индию и Китай, осуществлялся широкий товарообмен со странами Европы -Францией, Германией, Чехией, Венгрией, Польшей, Италией и другими. Вспомним, хотя бы, торговый путь "из варяг в греки" (от Белого моря до Средиземного), "хождение за три моря" русского купца Афанасия Никитина, чтобы понять, насколько большую роль в развитии народов играла торговля и, соответственно, какое значение для развития экономик зарождавшихся государств имели торговые сборы (пошлины). Исторические источники сообщают нам, что на Руси самым распространенным сбором в средневековую эпоху был "мыт". Изначально этим словом обозначалось место остановки возов или судов с товарами, а затем "мытом" стали называть пошлину, взимавшуюся за провоз товара через "мытные заставы", располагавшиеся на торговых путях, у мостов, переправ через реки. Занимались сбором мыта мытники или мытари [27].
Кроме мыта существовали и другие виды пошлин: проезжие, торговые, за обслуживание и штрафные. К проезжим сборам относились: проплавное (за провоз товаров водным путём); побережное (с причаливавших судов); перевоз (за переправку товаров через реки); мостовщина (за проезд через мосты); костки (плата с каждого человека, сопровождавшего товар). К торговым - "явленое" (за обязательное предъявление товара); "весчее" (за торговлю сыпучими товарами - мука, зерно и т.п.); "пятно" (за клеймение скота и лошадей при купле - продаже); "подужное" (сбор с дуги каждого воза). А названия пошлин за обслуживание говорят сами за себя: амбарное, гостиное, дворовое, избное, полавочное и другие [31].
Штрафные пошлины брались за уклонение от уплаты мыта - "промыт"; "пропятенье" - за отказ от клеймения лошадей;"заповедь"- пеня за неуплату пошлин при покупке - продаже. Следует, однако, заметить, что в разных российских землях и княжествах (уездах) одни и те же пошлины назывались по-разному.
С пришествием на Русь татаро-монгольских племён тюркское слово "тамга", означавшее "клеймо на имуществе рода", стало применяться в русском языке как метка, клеймо, поставленное на товар при его продаже, а также сбор за право продажи товара. Говоря современным языком, -лицензия на право торговли определённым товаром. И ныне монгольское слово тамга переводится как изначальное клеймо, тавро либо печать, штамп, штемпель. Сегодня этот штамп или клеймо у нас заменяется акцизной маркой на определённый товар - пиво, спиртосодержащие напитки, табачные изделия и т.п.
Сама процедура взимания сбора при продаже или клеймении товаров называлась "тамжить" товар, а места тамжения - таможнями, сборщик пошлин - таможником (современное - таможенник). Постепенно стали вводиться должности таможенных служащих - таможенный голова (т.е. -глава, старший, начальник), таможенный целовальник - сборщик пошлин, таможенный подьячий - канцелярский служитель. Это яркое свидетельство становления и формирования государственной службы, организационного структурирования таможенных органов по функциональным направлениям деятельности [27].
- Государственное образовательное учреждение
- 15-Летию образования Российской
- Содержание
- Уважаемые первокурсники!
- Введение
- Модуль 1 Возникновение и развитие таможенного дела в России
- В постсоветский период (конец XX –начало XXI вв.)
- 1.1 Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»
- 1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм
- 1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)
- 1.4 Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью
- 1.5 Создание и развитие Российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXI веков)
- Контрольные вопросы:
- Модуль 2 Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
- 2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права
- 2.2 Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела
- 2.2.2 Структура Таможенного кодекса рф
- Структура Таможенного кодекса рф
- 2.3 Закон рф «о таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства
- 2.3.2 Цели Закона рф «о таможенном тарифе».
- 2.3.3 Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- Структура Закона рф «о таможенном тарифе»
- 2.4 Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности
- Контрольные вопросы:
- Модуль 3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3.1 Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 3.2 Таможенная территория и таможенная граница
- 3.2.2 Таможенная граница
- 3.3 Таможенное регулирование и его механизмы
- 3.3.3 Нетарифные меры
- 3.4 Гармонизированная система описания и кодирования товаров и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности рф
- 3.4.2. Назначение и сфера применения тн вэд
- 3.4.3 Цели применения тн вэд:
- 3.5 Страна происхождения товаров и значение ее определения
- 3.5.2 Цели определение страны происхождения товаров (спт):
- 3.5.4 Таможенные льготы и тарифные преференции
- 3.6 Таможенная статистика и ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 3.25 Задачи таможенной статистики
- 3.26 Цели, задачи и назначение специальной таможенной статистики
- Контрольные вопросы:
- Модуль 4 Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства
- 4.1 Понятие, цели и содержание таможенного дела
- 4.1.1. Понятия таможенного дела
- 4.2 Содержание таможенного дела
- 4.2 Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Понятия и определения.
- 4.2.1 Основные принципы перемещения товаров
- 4.3 Принципы перемещения товаров
- 4.2.2 Понятия и их определения
- 4.3 Таможенные процедуры
- 4.3.1 Таможенное оформление
- 4.3.2 Декларирование товаров
- 4.3.3 Таможенные режимы
- 4.3.4 Специальные таможенные процедуры
- 4.5 Организация таможенного контроля
- 4.5.2 Система управления рисками
- 4.5.3 Формы таможенного контроля
- 4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами
- 4.5.5 Виды таможенного контроля
- 4.5.6 Методы таможенного контроля:
- 4.5.8 Зоны таможенного контроля
- 4.6 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 4.7 Таможенная экспертиза
- 4.20 Объекты таможенной экспертизы
- 4.8 Деятельность в области таможенного дела
- Контрольные вопросы:
- Модуль 5
- 5.2 Основные задачи и функции таможенных органов
- 5.2.2 Задачи региональных таможенных управлений
- 5.3 Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в рф
- 5.3.1 Цели и задачи Концепции
- 5.3.2 Совершенствование таможенного администрирования
- 5.3.4 Реализация Концепции развития таможенной системы России
- Контрольные вопросы:
- Модуль 6 Организация таможенной деятельности
- 6.1 Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности
- 6.2 Административно- хозяйственная деятельность таможенных органов
- 6.3 Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности
- 6.3.2 Формы правоохранительной деятельности
- 6.4 Информационно-аналитическая работа
- Контрольные вопросы:
- Модуль 7
- 7.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
- 7.1.2 Таможенная служба
- 7.2 Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации
- 7.2.2 Государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов
- 7.3 Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах
- 7.3.1 Поступление на службу в таможенные органы
- 7.14 Виды поощрений сотрудников и госслужащих таможенных органов
- 7.4 Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации
- 7.4.2 Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
- 7.15 Нормы служебного поведения.
- 7.5 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Послесловие
- Библиографический список
- Памятные даты и события