logo
Uchebnoe_posobie_Vved_v_spets

4.5.4 Сотрудничество таможенных органов с иными государственными контролирующими органами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008г. № 872, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации», утверждены Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу России лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в целях координации деятельности государственных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска.

Правила определяют, что контроль в пунктах пропуска через государственную границу осуществляют не только таможенные органы, но и другие государственные контрольные органы, к которым относятся подразделения:

в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.

Координация деятельности государственных контрольных органов направлена на обеспечение:

а) минимизации времени проведения контроля;

б) исключения дублирующих функций и действий;

в) сокращения количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными;

г) реализации принципа «одного окна».

Осуществление принципа «одного окна» означает, что:

Обмен данными между таможенными органами и соответствующими государственными контрольными органами производится в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных;

Государственный контрольный орган, принявший решение о запрете пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, оформляет его в письменной форме;

Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения (таблица 4.4).

Указанные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.

На основании типовых схем и с учетом местных условий Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через госграницу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Эти схемы утверждаются протоколом заседания координационного совета, создаваемого в пункте пропуска.

В технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в своих нормативно-правовых актах четко и последовательно следует принципам и нормам ВТО, направленным на ускорение, упрощение и унификацию таможенных процедур.

Таблица 4.4

Типовые схемы организации пропуска через государственную границу

Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных

Виды пунктов

пропуска

последовательность осуществления видов контроля лиц. транспортных средств, грузов, товаров и животных

при прибытии на территорию РФ

при убытии с территории РФ

1

2

3

автомобильный

  • санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц);

  • пограничный;

  • транспортный (при необходимости);

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных пунктах пропуска) (Далее – в специализированных пунктах пропуска);

  • таможенный и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (согласно ФЗ).

  • транспортный (при необходимости);

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости);

  • таможенный и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (согласно ФЗ);

  • пограничный.

железнодорожный

  • транспортный (при необходимости);

  • санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц);

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в специализированных пунктах пропуска).

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости);

  • таможенный;

  • пограничный.

Окончание табл. 4 4

1

2

3

Морской и речной (озерный)

  • санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц);

  • пограничный;

  • транспортный (при необходимости и только в отношении грузовых автотранспортных средств и автобусов, перемещаемых паромами);

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в специализированных пунктах пропуска);

  • таможенный и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (согласно ФЗ).

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости);

  • транспортный (при необходимости и только в отношении грузовых автотранспортных средств и автобусов, перемещаемых паромами);

  • таможенный и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (согласно ФЗ);

  • пограничный

Воздушный

  • санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц);

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в специализированных пунктах пропуска);

  • таможенный.

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости);

  • таможенный;

  • пограничный.

Пешеходный

  • санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц);

  • пограничный;

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости);

  • таможенный.

  • санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости);

  • таможенный;

  • пограничный.

В смешанных же пунктах пропуска, открытых для международного сообщения с использованием различных видов транспорта, при прибытии (убытии) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию (с территории) Российской Федерации последовательно осуществляются все виды контроля, предусмотренные для автомобильных, железнодорожных, морских и речных (озерных) пунктов пропуска.

О необходимости повышения эффективности сотрудничества таможенников и специалистов из других контролирующих государственных органов говорят участившиеся случаи завоза на территорию Российской Федерации (в частности, в Приморье и на весь Дальний Восток) сорняков и растительноядных насекомых. Среди «пришельцев» сорняки рода амброзия, колорадский жук, пчелиный клещ Варроа, золотистая нематода, американский таракан (переносчик опасных заболеваний человека). В салонах и кузовах потока автомашин, ввезенных в Россию из Японии, США и др. стран, завозят сухие растения, остатки земли и другой сор, представляющие реальную угрозу завоза опасных насекомых и растений. Из Америки и Европы на Дальний Восток завезены вместе с цветами около 10 опасных вредителей тепличных растений, в том числе такой вредитель, как Трипс.

Южные регионы России борются с нашествием «заграничной» картофельной моли, поедающей клубни изнутри, а также кукурузной совки- вредителем более прожорливым, нежели колорадский жук, завезенный с овощами из Египта и Израиля. В грейпфрутах, мандаринах и гранатах турецкого происхождения также обнаружена эта зараза [33].

Весь мир в напряжении от распространяющегося т.н. «птичьего гриппа», а в Россию завозится большое количество мяса птицы. Не ликвидирована опасность распространения «коровьего бешенства» через мясо говядины, зараженного вирусом энцефалопатии.

Бесконтрольный завоз в Крым дальневосточной белки (для «экзотики») в 80-х годах прошлого века привел к распространению на знаменитых курортах клещевого энцефалита- смертельно опасного для человека заболевания. А в Белоруссию с Дальнего Востока была переселена енотовидная собака, ставшая опасным вредителем для национального лесного хозяйства. Быстро и во множестве расплодившаяся ( из-за отсутствия естественных врагов), она уничтожает редких птиц, в том числе реликтовых – глухарей [32].

Вот почему тщательный таможенный контроль так необходим для решения одной из основных задач - охраны жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.