logo
Uchebnoe_posobie_Vved_v_spets

2.1 Конституция рф и Федеральные законы – основа таможенного права

Итак, какие бы изменения ни происходили в государственном устройстве, политическом строе экономические и торговые связи с внешним миром, а значит и таможенная деятельность, всегда были под пристальным вниманием власти. Поэтому регулирование внешнеторговых, внешнеэкономических отношений и связей, в том числе и регулирование таможенной деятельности, как неотъемлемой составляющей внешнеэкономической политики, всегда было прерогативой государственной власти. (Прерогатива - от лат. prerogativus - первым падающий голос, то есть исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу).

2.1.1 Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в целом ряде статей непосредственно устанавливает исходные начала и принципы таможенной деятельности в Российской Федерации, закрепляя основные права и свободы человека и гражданина (рисунок 2.1).

Регулируют же все вопросы таможенной деятельности Федеральные законы (по юридической силе уступающие только Конституции РФ), Указы Президента Российской Федерации, а также Постановления и Распоряжения Правительства РФ, принимаемые на основании и во исполнение Законов РФ и указов Президента РФ.

Об этом свидетельствуют пункты 2 и 3 статьи 3 Таможенного кодекса РФ, в которых говорится, что таможенное законодательство РФ состоит из таможенного кодекса и, принятых в соответствии с ним, иных федеральных законов, а "также указами Президента РФ" и соответствующими нормативными актами Правительства РФ [3].

2.1.2 Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие таможенную деятельность в Российской Федерации. К основным федеральным законам, регламентирующим основные вопросы внешнеэкономической деятельности, следует отнести законы:

Рис.2.1 Исходные начала и принципы таможенной деятельности в РФ, устанавливаемые Конституцией РФ

который определяет принципы государственной политики, правовые основ деятельности органов государственной власти в отношении экспортного контроля, обеспечивает нераспространение оружия массового поражения, контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения;

На их основе Правительство РФ принимает постановления и предписывает, в частности таможенным органам, осуществлять специальные защитные меры, применять компенсационные пошлины.

Федеральные законы, регулирующие таможенную деятельность в РФ представлены на рисунке 2.2.

Нормативными актами, регулирующими отношения в сфере таможенного дела, являются и другие законы РФ, а также Указы Президента Российской Федерации, на основании которых Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Например: Указ Президента РФ от 18.08.96 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 718 «О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеторговой деятельности».

Рис.2.2 Федеральные законы, регулирующие таможенную деятельность в РФ

Например: Приказ ФТС России от 4 сентября 2007 № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»; приказ ФТС России от 25 апреля 2007 № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»; приказ ФТС России от 11 января 2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».

Помимо приказов ФТС могут издаваться и иные нормативные акты, определяющие порядок осуществления таможенного контроля. Например, Протокол об организации эксперимента по практической отработке элементов совместного таможенного контроля с приложением «Временной технологической схемы пропуска лиц, товаров и транспортных средств через МАПП Бугристое-Кайрок». (Подписан руководителями таможенных служб России и Казахстана).