10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь, таможенные органы относятся к правоохранительным органам. В широком смысле любой государственный орган исполнительной власти можно считать правоохранительным.
В этой связи содержанием правоохранительной деятельности таможенных органов является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
Таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета; защищают экономические интересы Республики Беларусь; применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; участвуют в разработке таможенной политики и мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и реализуют эти меры; обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь; ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации; содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей, ввозимых товаров.
Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.
Соблюдение норм права в сфере деятельности таможенных органов — это следование субъектов права, должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов — о приеме деклараций.
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке реализации практически всех функций, возложенных на них, так как все они связаны с установлением норм права или их реализацией.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования