logo search
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела

Ограниченность экономических ресурсов в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных по­требностей в таможенных услугах к работах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эф­фективности функционирования таможенной системы.

Эффективность таможенного дела - вопрос проблемный как в науч­ном, так и в практическом аспектах. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социально­го эффекта. Разработку системы критериев для оценки социально-экономи­ческого эффекта деятельности таможен ряд авторов относят к числу основ­ных приоритетных направлений таможенной политики России.

Настоящий раздел учебного пособия можно рассматривать как отраже­ние различных взглядов на проблему оценки эффективности деятельности таможенных органов. Некоторые из приведенных положений могут носить дискуссионный характер.

Таможенная деятельность является специфическим видом государ­ственной деятельности, связанной с обеспечением соблюдения таможенного законодательства и созданием условий для расширения внешней торговли.

Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохрани­тельную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблю­дение экономических интересов к безопасности России. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

Предпринимались попытки оценивать эффективность деятельности таможенных органов по сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет или приходящихся на одного работающего. Послед­ний показатель иногда сопоставляли с расходами государства на содержа­ние одного сотрудника таможенной службы.

Абсолютные суммы собираемых таможенных платежей нельзя рас­сматривать в качестве результатов работы отдельных таможен и постов, обусловленных затратами определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что прямой зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава тамо­женных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных плате­жей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы та­моженных органов, а обусловлены разнообразными внешними факторами.

Такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюд­жет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов, так как не они устанавливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Таким образом, рас­смотренные показатели не могут дать точной оценки работы отдельной та­можни или поста. Единое видение таможенной политики, разработка ре­комендаций по ее совершенствованию, вопросы планирования заданий и распределения ресурсов, информации н технической поддержки решаются на высшем уровне таможенной системы. Следовательно, одним из крите­риев эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) яв­ляется степень исполнения установленного ему планового задания по взы­сканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени.

Условием применения такого критерия должно быть совершенство­вание регионального планирования таможенных платежей, установление обоснованного задания каждому таможенному органу с учетом показате­лей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов. Эта задача может решаться разными методами, в том числе с помощью корреляционно-регрессионных расчетов, и составляет предмет деятельности ФТС России и РТУ.

Степень выполнения планового задания отдельными таможнями определяется по данным статистической отчетности формы № 5 путем со­поставления информации графы 15 (должно быть перечислено в бюджет) и графы 16 (перечислено на счета ФТС России).

Наблюдающаяся в мировой торговле тенденция к снижению импорт­ных пошлин сопровождается введением иных косвенных налогов. Не стала меньшей ответственность за полное и своевременное взимание платежей и перечисление их в бюджет государства. Это остается важной функцией таможенной службы и одним из приоритетных направлений таможенной политики всех стран. Акценты в выполнении названной функции неодина­ковы в странах с высоким, средним и низким уровнем доходов. В странах первой группы основные усилия направлены на высокий уровень соблю­дения торгового законодательства, а задачи стран второй и третьей груп­пы - на максимальное использование потенциальных доходов от торговли в интересах бюджета.

В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможно­сти передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться коммерческими организациями более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и на­логов в банках).

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необхо­димо анализировать такие качественные характеристики работы таможен­ных органов как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД, время оформления необходимых документов.

О качестве работы таможен (постов) можно судить также по тому, как ими соблюдаются таможенные технологии. Так, региональные таможенные управления представляют в ФТС России с разбивкой по таможням сведе­ния о таких видах нарушений технологии контроля за доставкой товаров, как ошибки в оформлении ДКД (МДП) на бумажных носителях, ошибки в оформлении электронных копий ДКД (МДП), несвоевременное уведом­ление о направлении товаров, несвоевременное подтверждение доставки товаров, недосылка копий документов при непоступлении подтверждения о доставке товаров в установленный срок, неподтверждение получения до­кументов, отсутствие ответов на запросы.

Подобные факты в работе оформления необходимых документов уве­личивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.

Поскольку задания таможням по перечислению таможенных плате­жей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием. Этот по­казатель в определенной степени отражает качество планирования и опера­тивного управления.

В связи с ростом международной торговли, значительно опережающей рост мирового производства, возникновением новых рынков особенно про­является международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а также координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окру­жающей среде.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли - с помощью средств электронной техники, использование современных ско­ростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов обще­ства на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на затраты, свя-. занные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они зна­чительно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих до­ходов, то эти затраты ложатся в основном на налогоплательщиков.

Современное требование - простота таможенных процедур для испол­нения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для та­можен, так и для обслуживаемых ими клиентов. Время оказания таможен­ных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффектив­ности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов