11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
Что касается системы электронного декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме, то она предполагает два этапа. На первом из них проводится предварительная проверка электронной копии ГТД, второй этап предполагает собственно электронное декларирование с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Новой перспективной таможенной технологией является предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, направляемых на территорию Республики Беларусь. Предварительная информация будет полностью определять формы применяемого таможенного контроля и служить основой для работы системы управления рисками. Развитие практики внедрения предварительного информирования таможенных органов предполагает включение данных вопросов в межправительственные и межведомственные соглашения, заключаемые с государствами — основными торговыми партнерами Республики Беларусь.
Реальные результаты использования предварительной информации позволяют сказать, что получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски», за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют усиленной проверки. Ряд технологических и технических проблем (каналы связи, форматы передаваемых данных, программные продукты, обеспечивающие доведение и использование информации) не позволяет в настоящее время широкомасштабно внедрить процедуры предварительного информирования в таможенных органах. Именно для их решения финансирование требуется в первоочередном порядке.
Комплексный подход к созданию и внедрению системы предварительного информирования рассматривается как необходимый шаг для подготовки условий для внедрения института обязательного представления предвари-
тельной информации, базирующегося на мировых стандартах и рекомендациях Всемирной таможенной организации. Применение системы предварительного информирования (информационный обмен между таможенными службами), предусмотренный Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Республикой Беларусь и странами-контрагентами ежегодно на 10 %, повысит эффективность борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости.
На основании Таможенного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» следует:
1) таможенное оформление товаров с использованием декларирования в электронной форме может применяться только в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, не подлежащих обложению вывозными таможенными пошлинами;
2) в случае декларирования товаров в электронной форме таможенным органам Республики Беларусь предоставляются следующие электронные документы, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах: платежный документ об уплате таможенных сборов за таможенное оформление; документы, подтверждающие выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами; грузовая таможенная декларация;
3) грузовая таможенная декларация в виде электронного документа (далее — ЭГТД), а также документы, указанные в пункте 2 (далее— документы, необходимые для таможенных целей), представляются в таможенный орган посредством электронного обмена информацией в порядке, определенном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
4) при представлении ЭГТД и документов, необходимых для таможенных целей, должностное лицо таможенного органа с помощью программных средств осуществляет проверку на правильность заполнения полей и соответствия форматов данных документов формату, установленному нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — форматно-логический контроль), а также проверяет на подлинность электронную цифровую подпись лица, подписавшего данные документы.
В случае выявления ошибок при проведении форматно-логического контроля либо несоответствия электронной цифровой подписи лица, подписавшего документы, декларанту направляется электронное сообщение, содержащее информацию о недостоверности электронной цифровой подписи либо перечень ошибок, заверенное электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа;
5) декларанту не позднее пятнадцати минут после завершения форматно-логического контроля направляется ЭГТД, содержащая регистрационный номер и заверенная электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа;
С момента присвоения ЭГТД регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Заявление в ЭГТД недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме либо иных сведений, необходимых для таможенных целей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь;
6) должностное лицо таможенного органа после проведения форматно-логического контроля осуществляет проверку соответствия сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для таможенных целей.
В случае несоответствия сведений о наименовании товара, количестве товара, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для таможенных целей, либо при наличии информации, полученной в рамках системы анализа и управления рисками, должностное лицо таможенного органа принимает решение о проведении таможенного досмотра товаров.
В случае принятия решения о проведении таможенного досмотра товаров должностное лицо таможенного органа направляет декларанту товара электронное сообщение в произвольной форме о времени и месте проведения таможенного досмотра товаров, заверенное электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа;
7) В случае выявления при проведении таможенного досмотра несоответствия количества товаров, указанных в ЭГТД, фактическому количеству товаров либо при выявлении товаров, не указанных в ЭГТД, должностным лицом таможенного органа принимается решение об отказе в выдаче таможенного разрешения на использование товаров в заявленном таможенном режиме, а также предпринимаются иные действия, предусмотренные законодательством;
8) в случае соответствия сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для таможенных целей, выполнения мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами, установленных законодательством Республики Беларусь, а также после осуществления контроля полноты и своевременности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление должностное лицо таможенного органа выдает таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме экспорта, после чего направляет декларанту выданное таможенное разрешение;
9) порядок хранения в информационных системах ЭГТД, а также документов, необходимых для таможенных целей, и сроки их хранения определяются иными нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;
10) после выдачи таможенного разрешения на использование товаров в таможенном режиме экспорта должностное лицо таможенного органа, выдавшее соответствующее таможенное разрешение, направляет владельцу склада временного хранения, на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров со склада временного хранения в виде электронного сообщения в произвольной форме, заверенного электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательность размещения товаров на складах временного хранения не требуется);
11) должностное лицо таможенного органа после выдачи таможенного разрешения на использование товаров в таможенном режиме экспорта распечатывает копию ЭГТД на бумажном носителе (листе формата А4 по форме бланка «Грузовая таможенная декларация» (ТД1).
При этом должностное лицо таможенного органа, выдавшее разрешение на использование товаров в таможенном режиме экспорта, заверяет графу «А» основного листа бумажной копии ЭГТД своей подписью и личной номерной печатью. Данный экземпляр выдается декларанту и подлежит передаче перевозчику для целей получения разрешения таможенных органов на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.
Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду:
—ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств;
—увеличить товарооборот;
—снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;
—ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;
—уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля.
Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа («таможенными инспекторами») исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Наличие ЭЦП удостоверяет, что передаваемые сведения имеют юридическую силу.
Подсистема декларанта позволяет:
—подготовить в электронном виде транспортные, коммерческие, финансовые и другие документы, необходимые для таможенного оформления;
—заполнить ГГД в электронной форме (ЭГТД) на основе сведений, указанных в этих документах, и заверить ее ЭЦП;
—отправить комплект документов и ЭГТД в ХМL-формате в подсистему таможенного органа в виде авторизованного сообщения;
—по запросу таможенного инспектора, переданному в виде сообщения, осуществить досылку необходимых документов и сведений.
В подсистеме таможенного органа таможенный инспектор:
—принимает комплект документов, присланных из подсистемы декларанта;
—проверяет, правильно ли оформлена ЭГТД, соответствуют ли сведения, заявленные в ЭГТД, сведениям, содержащимся в представленных электронных документах;
—отправляет в виде сообщения запрос на досылку необходимых сведений и документов, если сведений, представленных декларантом, недостаточно, чтобы начать основное таможенное оформление;
—выгружает ЭГТД в формат штатного средства таможенного оформления и контроля;
—после завершения основного таможенного оформления загружает ЭГТД в систему электронного декларирования и осуществляет выпуск ЭГТД.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования