9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
Соблюдение требований законодательства Республики Беларусь при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов страны и их должностных лиц, прокурорским надзором и судебным контролем.
Для привлечения к ответственности за совершение нарушения таможенных правил и наложения взыскания должны быть законные основания; при производстве по делу и его рассмотрении должностные лица должны руководствоваться только законом; соблюдение законности в их деятельности находится под контролем.
Выделяют несколько видов контроля за деятельностью таможенных органов.
Ведомственный контроль
Нарушение принципа законности является существенным нарушением процессуальных требований и может служить основанием для обжалования или опротестования постановления по делу о нарушении таможенных правил.
Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или должностного лица, а также принять любые предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц.
Контрольные функции таможенных органов реализуются также при рассмотрении жалоб на постановления о наложении взысканий за нарушение таможенных правил.
Прокурорский надзор
Соблюдение законности в деятельности таможенных органов входит в сферу прокурорского надзора. Приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью деятельности должностных лиц органов власти и управления, затрагивающих права и законные интересы граждан; в принятии мер к устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Судебный контроль
Судебная защита прав и свобод является конституционным принципом. Судебная власть реализуется не только осуществлением правосудия, но и контролем за соблюдением
законов в деятельности органов предварительного расследования.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, в том числе и таможенных, нарушаются его права и свободы.
В суд могут быть обжалованы как коллегиальные действия (решения таможенных органов), так и единоличные (решения должностного лица таможни), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществления его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования