logo search
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста

К показателям деятельности таможенных органов относятся такие показатели, которые определяют основное содержание их работы и характеризуют объем таможенных услуг, предоставленных физи­ческим и юридическим лицам. Свои функции таможенные органы осущест­вляют в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транс­портных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также взимания таможенных пошлин и других налоговых и неналоговых платежей.

Объем выполненных работ и масштабы оказанных таможенным органом услуг характеризуются следующими показателями:

Приведенные натуральные и стоимостные показатели характеризуют

Под мощностью таможенного органа понимается способность к вы-;* полнению максимального объема таможенных работ и оказанию макси-! мального объема услуг за установленный период времени (день, месяц, квартал, год). Так, мощность таможенного поста, имеющего в своем соста­ве автомобильный или железнодорожный пункт пропуска, будет во многом зависеть от их пропускной способности, то есть возможного числа переме­щаемых через таможенную границу автомобилей или вагонов в сутки.

Строительство автомобильных пунктов пропуска является на совре­менном этапе приоритетным направлением в развитии таможенной инфра­структуры. За счет введения в эксплуатацию 200 автомобильных пунктов пропуска в 2000 г. прирост мощности этих объектов в целом составил поч­ти 8 тысяч автомашин в сутки.

Мощность таможенного органа зависит от таких факторов, как:

Мощность таможенного органа рассчитывается с учетом следующих основных показателей:

Все факторы, влияющие на мощность таможенного органа, взаимосвя­заны.

Сменность работы оборудования обусловлена режимом работы тамо­женного органа, установленного исходя из потребностей участников ВЭД. Таможенное оформление товаров, являющихся продуктом предприятий с непрерывном циклом производства (например, нефтеперерабатывающих), осуществляется круглосуточно. Также выполняется таможенное оформле­ние и таможенный контроль грузов и товаров, перемещаемых через грани­цу членами экипажей судов.

Рассмотрим влияние отдельных факторов на возможность выполнения

ТЯ \Л СТЯГ?* 11111~Г\Л ГЧГЛГОТ/-ЧГУЧ или милгт aIvi *»* тп

Так, примерное время таможенного оформления и таможенного кон­троля судов, перемещаемых через таможенную границу, определяется в за­висимости от характера груза и грузоподъемности судна (табл. 3.1).'»

Время оформления может быть увеличено с учетом субъективной не­обходимости в углубленном таможенном контроле.

Таблица 3.1

Рекомендуемое время таможенного оформления судов

Тип судов

До 3000 т

3001-5000т

5001-15000т

Более 15000 т

Сухогрузные

1,5 ч

2,5 ч

3,0 ч

3,0 ч

Наливные

1,0 ч

1,5 ч

1,5 ч

2,5 ч

Работа с грузами, перевозимыми в контейнерах, отличается от работы г крупными судовыми партиями тем, что практически каждый контейнер - это отдельная грузовая декларация, для оформления которой нужно прой-ги полный цикл таможенных процедур: досмотр, проверка таможенной поимости товаров, получение всех согласовании на его выпуск, начисле­ние таможенных платежей. Рост количества грузов, перемещаемых через таможенную границу в контейнерах, приводит к необходимости увеличить мощность таможенных постов за счет увеличения численности сотрудни­ков или внедрения более прогрессивных таможенных технологий и обо->удования.

Специфические особенности имеют перемещение грузов в рефрижера-горных контейнерах и их перевалка в морских портах.

Способность таможенного органа к оказанию определенного объема 'слуг, выполнению работ устанавливается, как правило, по мощности Бе­гущего подразделения или группы основного оборудования. Примером акого оборудования может быть отечественный комплекс «Поле», предна-наченный для контроля контейнеров, перевозимых морским и железнодо-южным транспортом. Время на обработку одного контейнера массой 22,5 т помощью комплекса составляет 8 минут.

Технические характеристики комплекса «Поле» позволяют просмо­треть в день 120 контейнеров, в год - 47000, определяя тем самым мощ-юсть пункта пропуска. Комплекс дает на экране монитора светотеневое зображение контролируемого груза в горизонтальной и вертикальной пло-костях, позволяет увеличивать в 2,4, 8 раз любые выбранные оператором тагменты изображения, выделять контуры предметов, измерять расстоя­ние между двумя точками изображения и «яривязывать» выбранную точку к координатам контейнера.

Крупнейший в Европе международный автомобильный переход Не-хотеевка (таможенный пост «Нехотеевка» Белгородской таможни) на гра­нице Украины и России рассчитан на пропуск 12000 автомобилей в сутки, в том числе 10600 легковых, 925 грузовых и 500 автобусов. Такую мощ­ность обеспечивает сооружение 10 полос на въезд и 10 полос на выезд только для легкового транспорта. Максимальная мощность обычно до­стигается постепенно.

В технико-экономическом обосновании планируемой мощности та­моженного органа учитывают спрос на оказание услуг по таможенному оформлению в регионе, размещение и специализацию таможенного органа, кооперирование в работе. Эти внешние факторы являются производными от состояния и перспектив экономического развития регионов и их уча­стия во внешнеэкономической деятельности. Так, в 2001 г. ввод в действие в Санкт-Петербургском порту нового терминала по перевалке минеральных удобрений, по расчетам, должен был привести к возможности оформления дополнительно 530 железнодорожных вагонов и 2 крупнотоннажных судна в сутки (с учетом планируемой годовой мощности терминала). Это потре­бовало существенного увеличения численности личного состава таможен­ного поста «Турухтанный» (Балтийская таможня).

Сфера деятельности этого поста - Морской и Рыбный торговые пор­ты Санкт-Петербурга, причальные линии завода им. Кирова, крупнейшие в России терминалы по перевалке и хранению экспортных грузов (нефти, минеральных удобрений, контейнеров).

Мощность других подразделений таможенного органа должна соотно­ситься с мощностью ведущего подразделения или группы оборудования. При наличии «узких» мест, то есть несоответствия пропускной способно­сти участка (поста, установки) мощности ведущего звена (оборудования) разрабатывается план их устранения. Это могут быть мероприятия по тех­ническому перевооружению, реконструкции, изменению организационной структуры и расстановки кадров, направленные на увеличение мощности таможенного органа или ее более полное использование.

Мощность таможни (поста) может меняться в течение изучаемого пе­риода по следующим причинам: - износ оборудования:

При анализе использования мощности за отчетный период рассчиты­вают отношение фактически выполненных работ и услуг к среднегодовой мощности таможни.

Мощность таможен и ее использование принимаются во внимание при планировании капитальных вложений в развитие таможенной инфраструк­туры, капитального ремонта, при принятии решений о ликвидации тамо­женного органа, а также при установлении заданий таможенному органу на перечисление налоговых и других платежей в бюджет.