3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
Таможенные органы несут ответственность за перечисление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внешней торговли. Федеральным законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» впервые введено понятие «администратор поступлений в бюджет». Администратор доходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ осуществляет:
начисление и учет платежей в бюджет;
контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
- взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет пеней и штрафов по ним.
Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые и иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные этими органами. Таможенная служба Российской на ФТС России возложена ответственность за взимание и перечисление в федеральный бюджет в полном объеме следующих платежей:
налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации;
таможенные пошлины;
таможенные сборы;
прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;
средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу);
средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу);
- денежные взыскания (штрафы) за нарушение таможенных правил. Федеральная таможенная служба России также имеет в своем ведении
бюджетные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и федеральные государственные унитарные предприятия. Доходы этих учреждений и предприятий должны быть учтены при разработке федерального бюджета и включены в смету доходов и расходов ФТС России.
В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проект поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран не одинакова и является одним из индикаторов всего хозяйственного механизма. Для развивающихся стран характерны, в частности, такие особенности, как макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагрузка,* зависимость от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля в бюджетных доходах таможенных пошлин. В США они дают около 1 % доходной части бюджета, а основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика. В Молдавии таможенные платежи формируют до 70 % всех доходов государства. Для входящих во Всемирную торговую организацию развитых стран Европы доля тямл.
W<»utn — — **
дд=ч^-——■ ——— i ——— iii i i _____ ,
ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанные Министерством экономического развития и торговли.
При этом ФТС России использует такие исходные данные, как: объем экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа в натуральных единицах, в том числе в страны дальнего зарубежья и страны СНГ (из них в республики Беларусь, Украина, Казахстан, Молдавия), средние цены на эти товары раздельно для дальнего зарубежья и стран СНГ, ставки вывозной таможенной пошлины, курс доллара, объемы налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья.
Таможенные пошлины и таможенные сборы составляют 98 % суммы доходов бюджета России, полученных от ВЭД. В целом же доля доходов, ответственность за перечисление которых возложены на ФТС России, составит в плановых доходах бюджета страны в 2006 г. 43 %.
В 2005 году ФТС России перечислила в бюджет государства более 2 трлн. рублей. На рис. 3.1 показана структура таможенных платежей.
□ Ввозная пошлина
■ Вывозная пошлина
□Таможенные сборы и иные платежи
□Акциз при ввозе
■ НДС при ввозе
Соотношение таможенных платежей, взысканных при импорте и экспорте товаров, зависит от доли импорта и экспорта товаров во внешнеторговом обороте и среднего таможенного тарифа на импортируемые и экспортируемые товары, величины внутренних налогов (НДС, акциз) на ввозимые товары, цен мирового рынка. Средний уровень тарифа на импортируемые товары также в свою очередь зависит от таких факторов как: структура импорта и уровень тарифа по отдельным группам товаров, страна происхождения товара, применение антидемпинговых, специальных, сезонных пошлин и др.
Таможенные платежи при импорте в Россию доминируют в общей сумме таможенных платежей.
Наблюдается тенденция к уменьшению доли таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров в Россию, в общей сумме налоговых таможенных платежей с 66,8 % в 2002 г. до 39,4 % по плану в 2006 г. (рис. 3.2).
Первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет занимает Центральное таможенное управление, второе - Северо-Западное и третье - Южное таможенное управление.
Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Центральная энергетическая таможня, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт-Петербургская, Тюменская, Московская Южная, Подольская, Московская северная, Туапсинская таможни.
При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Министерство'финансов Российской Федерации учитывает объемы таможенных платежей, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.
Плановые задания для ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливает Правительство и утверждает Государственная Дума Российской Федерации, принимая закон о федеральном бюджете. Сумма платежей характеризует услуги таможенных органов, оказываемые государству по выполнению фискальных функций.
Задание ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливается на основе сложных прогнозных расчетов величины валового внутреннего продукта и его использования на накопление и потребление, объема и структуры внешнеторгового оборота, конъюнктуры мирового рынка, цен на основные товары российского экспорта и импорта. Правительство также ориентируется на политику в области косвенных налогов, таможенного тарифа, курс рубля по отношению к другим валютам, развитие международного экономического сотрудничества, уровень налогообложения граждан и организаций.
Из внешних факторов, определяющих доходы российского бюджета, следует отметить структуру экспорта, которая не может резко измениться в ближайшие годы. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобладать. Доля платежей от продажи сырой нефти составила в доходах бюджета i 2006 г. около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен ia российскую нефть. Правительство Российской Федерации проводит по-штику, направленную в перспективе на максимальную защиту федераль-юго бюджета от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен ia российские экспортные товары, увеличение доли продуктов высокой тепени переработки в экспорте, но это дело времени.
Расчеты, основанные на перечисленных факторах, позволяют споопюсов и установить плановые задания министерствам, агентствам и службам, ответственным за их выполнение.
ФТС России распределяет полученное от Правительства плановое задание по таможенным платежам между РТУ и таможнями центрального подчинения. В свою очередь РТУ доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.
Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС) и таможенным сборам в целом на год и по кварталам.
В Российской Федерации имеет место высокая степень концентрации в планировании и уплате таможенных платежей. Более 80 % таможенных платежей собирается в 15 таможнях, а всего их в России более 120. На уровне таможенных постов соотношение еще контрастнее. Подавляющую часть таможенных платежей обеспечивают 30 постов из почти 700.
В Дальневосточном федеральном округе более 80 % грузов в стоимостном выражении оформляется на территории Приморского и Хабаровского краев. На первом месте в перечислении таможенных платежей в бюджет среди дальневосточных таможен стоит Владивостокская таможня.
В территориальном планировании необходимо учитывать направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам внешнеэкономической деятельности), ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, колебания объемов таможенных платежей по месяцам года. Например, в зимний период сокращаются объемы поставок нефти по системе нефтепроводов в северных районах Сибири из-за повышения ее вязкости. Закрытие зимой горных перевалов в Алтайском крае практически прекращает оформление грузов отдаленными постами в горных районах. На Дальнем Востоке это месяцы ледостава и ледохода на Амуре, которые влияют на показатели деятельности Благовещенской, Биробиджанской, Хабаровской таможен.
В планировании таможенных платежей для отдельных таможен имеют значение такие важные факторы, как используемые таможенные ре- жимы, соотношение между стоимостью ввозимых и вывозимых товаров, уровень таможенных платежей по группам товаров в сравнении со стати- стической стоимостью ввозимых и вывозимых товаров, ликвидация имею- щейся задолженности по уплате таможенных платежей, состояние контро- ля за исполмолянма»* *•«../—.—
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений