logo search
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.

При выполнении возложенных на них функций та­моженные органы и учреждения системы ФТС России несут расходы по оплате труда, закупают транспортные средства, оборудование, реактивы для лабораторий, оплачивают коммунальные услуги, осуществляют ремонт служебно-производственных зданий, осуществляют другие затраты.

Для расчета потребности в денежных средствах и в целях их эффек­тивного использования ФТС России и подведомственные ему организации составляют смету доходов и расходов (далее - смета расходов).

Смета расходов является основным плановым документом, определяю­щим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание бюджетных учреждений и осуществление мероприятий по их развитию.

Расходы таможенных органов финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому их содержание следует рассматривать с точки зрения принятой классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Функциональная, ведомственная и экономическая классификация рас­ходов федеральною бюджета, применяемая в текущем году, утверждается приказом Министерства финансов Российский Федерации.

Экономическая классификация расходов бюджетных учреждений со­ответствует экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В рамках бюджетной классификации операции сектора государ­ственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвести­ционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Экономическая классифи­кация расходов - это группировка расходов в зависимости от экономиче­ского содержания операций, осуществляемых и секторе государственного управления. Смысл экономической группировки расходов состоит в том, чтобы отразить их влияние на стоимости активов учреждения и оценить эффективность управления бюджетными ресурсами в данном секторе госу­дарственного управления.

Экономическая классификация является ключевой для ведения хозяй­ственной деятельности.

Рис. 8.1. Обязательства Российской Федерации по обеспечению таможенной

службы России из средств федерального бюджета (млн. руб.)

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Феде­рации состоит из следующих групп:

- 200 - Расходы;

- 300 - Поступление нефинансовых активов;

- 500 - Поступление финансовых активов;

- 600 - Выбытие финансовых активов.

Кроме того, настоящая классификация состоит из статей и соответству­ющих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов.

Рассмотрим содержание расходов таможенных органов и учреждений ФТС России (далее таможенных органов) по статьям и подстатьям эконо­мической классификации.

Статья 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» включает и себя следующие полстатьи:

- 211 - «Заработная плата»;

- 212 - «Прочие выплаты»;

- 213 - «Начисления на оплату труда».

Подстатья 211 «Заработная плата» включает выплаты личному со­ставу и работникам таможенных органов должностных окладов, окладов по специальным званиям и классным чинам, за особые условия государ­ственной службы, выслугу лет, работу со сведениями, имеющими степень секретности, шифровальную работу, специальный режим работы, допуск к государственной тайне, классность водителей, районных коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж непре­рывной работы в южных районах Сибири и Дальнего Востока, ученые сте­пени и звания и другие надбавки; выплаты премий, материальной помощи, вознаграждений по итогам работы за год и других выплат и вознаграждений поощрительного характера, оплату за период обучения работников, направ­ленных на профессиональную подготовку и другие расходы по оплате труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о государствен­ной службе, трудовым законодательством и другими нормативными актами.

Подстатья 212 «Прочие выплаты» включает расходы таможенных органов по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловлен­ных статусом сотрудников и иных должностных лиц таможенной службы, в том числе:

На эту подстатью таможенные органы также относят выплату компен­сации за использование личного транспорта в служебных целях; оплату сто­имости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсацию расхо­дов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и других расходов при проезде к месту отпуска и обратно или переезде из районов Крайнего Севера (плата за постельные принадлежности, комиссионные сборы и стра­ховые платежи на транспорте).

Подстатья 213 «Начисления на оплату труда» отражает расходы та­моженных органов по оплате единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам па обязательное социальное страхование от не­счастных случаев при исполнении служебных обязанностей и профессио­нальных заболеваний.

По этой статье таможенные органы также планируют оплату пособий ФГГС и работникам таможенных органов, осуществляемых в рамках госу­дарственного социального страхования, за счет средств Фонда социальною страхования Российской Федерации таких, как :

Статья 220 «Приобретение услуг» таможенными органами включает в себя следующие подстатьи:

- 221 - Услуги связи;

- 222 - Транспортные услуги;

- 223 - Коммунальные услуги;

- 224 - Арендная плата за пользование имуществом;

- 225 - Услуги по содержанию имущества;

- 226 - Прочие услуги.

Подстатья 221 « Услуги связи» отражает расходы по оплате услуг связи, в том числе оплату за предоставление телефонных, телеграфных каналов связи, каналов передачи данных (информации); соединительных, специ­альных и прямых линий связи; сотовой, пейджинговой связи; пересылку почтовых отправлений (в том числе оплата услуг фельдъегерской связи); радиосвязи, мобильных телесистем документальной электросвязи; подклю­чение и использование Глобальной информационной сети Интернет; а так­же расходы, связанные с предоставлением доступа к каналам связи (уста­новка телефонов и других средств связи); приобретение почтовых марок, конвертов, регистрация факсов, модемов, другие аналогичные расходы.

Подстатья 222 «Транспортные услуги» отражает расходы по оплате транспортных услуг, оказываемых сторонними организациями, в том числе оплату:

Подстатья 223 «Коммунальные услуги» отражает расходы таможенных органов по оплате коммунальных услуг, в том числе оплату отопления, по­требления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и оплату за снабженческо-сбытовые услуги); потребления электро­энергии для хозяйственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей; водоснабжения, канализации.

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом» отра­жает расходы по оплате арендной платы, начисленной в соответствии с за­ключенными договорами аренды помещений (в том числе общежитий, мест проведения занятий по физической, стрелковой и специальной подготовке, спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов должностных лиц таможенных органов), гаражей, транспортных средств, парковочных мест, технических средств таможенного контроля.

Подстатья 225 «Услуги по содержанию имущества» включает расходы таможенных органов на оплату услуг сторонним организациям, связанные с содержанием в соответствии с правилами и нормами эксплуатации нефи­нансовых активов, находящихся в оперативном управлении либо в аренде, в том числе содержание в чистоте инвентаря, помещений, дворов; расходы по техническому обслуживанию и ремонту элементов охранной и пожарной сигнализации, элементов систем видеонаблюдения, элементов локальной вычислительной сети; капитальному и текущему ремонту имущества (по­мещений, сооружении, машин и оборудования, инвентаря, транспортных средств), заправку картриджей к оргтехнике, заправку огнетушителей.

Подстатья 226 «Прочие услуги» включает расходы таможенных орга­нов в целях обеспечения собственных нужд на следующие цели:

Статья 260 «Социальное обеспечение» включает в себя следующие подстатьи:

261 - Пособия по социальному страхованию населения;

262 - Пособия по социальной помощи населению;

263 - Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора госу­дарственного управления.

Подстатья 262 «Пособия по социальной помощи населению» включа­ет расходы за счет средств бюджетов, направленные на реализацию мер государственной социальной защиты, установленных законодательством Российской Федерации. По этой статье таможенные органы планируют вы­платы как сотрудникам, так и ФГТС и работникам.

Выплаты сотрудникам таможенных органов - это единовременные пособия при увольнении, при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста по­лутора лет, расходы на выплату ежемесячного государственного пособия обвиняемому сотруднику таможенного органа, временно отстраненному от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным государственным служащим и работникам таможен­ных органов выплачиваются выходные пособия при увольнении, денежные средства на период трудоустройства в связи с ликвидацией и реорганиза­цией таможенного органа; обвиняемому ФГТС, временно отстраненному от должности в таможенном органе, выплачивается ежемесячное государственное пособие.

Подстатья 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сек­тора государственного управления» включает расходы за счет средств бюджетов по реализации мер социальной защиты граждан либо выплаты за особые заслуги перед Российской Федерацией, предусмотренные законодательством РФ (кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию). По этой статье расходов таможенные органы, напри­мер, планируют пособия и компенсации должностным лицам таможенных органов, вышедшим на пенсию и подвергшимся радиационному воздей­ствию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. За счет денежных средств, выделенных по этой статье, таможенные органы также выплачива­ют единовременное пособие семье сотрудника или федерального государ­ственного служащего в случае их гибели, возмещают ущерб, причиненный имуществу сотрудника, ФГГС или их близкому родственнику в связи с ис­полнением должностным лицом служебных обязанностей.

Статья 290 «Прочие расходы» включает в себя расходы по выплате стипендий студентам, аспирантам, докторантам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку студентов и аспирантов учебных заведений ФТС России; уплату разного рода платежей, сборов, го­сударственных пошлин (пошлины за государственную регистрацию транс­портных средств и иные юридические действия, связанные с изменением и выдачей документов на транспортные средства); оплату налогов в соот­ветствии с налоговым законодательством Российской Федерации; приобре­тение кубков, медалей, вымпелов, значков, нагрудных знаков и знаков отли­чия, ценных подарков, букетов цветов и др.; оплата расходов протокольного характера при служебных командировках на территории иностранных госу­дарств, расходы на прием и обслуживание делегаций; возмещение мораль­ного вреда по решению судебных органов.

Статья 300 «Поступление нефинансовых активов» включает и себя следующие подстатьи:

310 - Увеличение стоимости основных средств;

320 - Увеличение стоимости нематериальных активов;

340 - Увеличение стоимости материальных запасов.

Подстатья 310 «Увеличение стоимости основных средств»

На данную статью относят расходы таможенных органов на приоб­ретение, а также сумму договоров подряда на строительство, реконструк­цию, техническое перевооружение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, в том числе:

Подстатья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» включает оплату прав таможенных органов, возникающих из:

Подстатья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» вклю­чает расходы таможенных органов на приобретение материалов, предназна­ченных для однократного использования в процессе деятельности в тече­ние периода, не превышающего 12 месяцев (независимо от их стоимости). На эту статью также относят расходы таможенных органов на приобрете­ние предметов, которые используются более 12 месяцев, но не относятся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификато­ром основных фондов (ОКОФ):

Группа 500. Поступление финансовых активов. В состав данной группы включается статья 540 - Увеличение задолженности по бюджет­ным кредитам.

По статье 540 «Увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам» отражается предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кре­дитов.

Группа 600. Выбытие финансовых активов. В этой группе по статье 640 «Выбытие финансовых активов» отражается уменьшение задолженно­сти по бюджетным ссудам, то есть возврат бюджетных ссуд, предоставлен­ных в предыдущие годы.

Таможенные органы отражают погашение должностными лицами та­моженных органов 50% предоставленных ранее ссуд на приобретение жи­лья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рис. 8.2. Группировка расходов таможенных органов

по их экономическому содержанию

Часть ресурсов таможенные органы получают безвозмездно и в этой части не несут никаких расходов. Так, земельные участки, предназначен­ные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются им в порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с зе­мельным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, предоставля­ются этим органам в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хра­нения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, эти ор­ганизации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования. Экипажам морских (речных) и воздушных судов таможенных органов предоставляет­ся право:

1) на безвозмездное использование водного и воздушного простран­ства Российской Федерации, акватории морских и речных портов, а также аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на терри­тории Российской Федерации, независимо от их принадлежности и предназначения;

2) безвозмездное пользование преимущественным правом входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном с заинтересо­ванными федеральными органами исполнительной власти;

3) безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологиче­ской, гидрографической и иной информации;

4) безвозмездное обеспечение полетов и судовождения.

Разработка сметы расходов ведется по принципу «снизу - вверх»: от таможенных постов и таможен к РТ, от РТУ - к ФТС России (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Схема разработки сметы расходов таможенных органов

Структура расходов таможен и таможенных постов неодинакова. Это обусловлено различиями в структуре управления, составе кадров по вы­слуге лет, территории зоны ответственности; уровнем технического осна­щения, категорией таможенного органа, уровнем региональных цен на ком­мунальные услуги, услуги связи, транспортные тарифы, топливо и другие товары.

Расходы таможни формируются под воздействием реально складываю­щихся условий функционирования. В процессе работы таможенных орга­нов под воздействием внешних причин (рост цен на товарно-материальные ценности, изменение тарифов на услуги связи, коммунальные услуги и т.д.) и других факторов (например, изменение штатной численности) появля­ется потребность провести корректировку сметы расходов. Корректировка может осуществляться как при разработке проекта плана, так и в процессе реализации уже утвержденного плана.

В целях анализа и совершенствования планирования потребности в де­нежных средствах все расходы таможенных органов могут быть объедине­ны в группы по основным направлениям затрат. Для этого, например, объ­единяются в одну группу расходы по улучшению материально-технической базы таможни и обеспечению условий для ее функционирования; в другую группу включается оплата услуг сторонних организаций по содержанию служебных и производственных помещений; третью группу составляю! расчеты по фонду оплаты труда должностных лиц и работников. Отдельно рассматриваются расходы по служебным командировкам.

К первой условно выделенной группе относятся статьи, за счет средств которых осуществляется приобретение запасных частей и комплектующих к специальной технике и транспортным средствам, ТСТК, приобретение хозяйственного и производственного инвентаря. Ведь именно от уровня технической оснащенности, информационного обеспечения во многом за­висит эффективность работы таможенных органов. Затрудняет процесс производственной деятельности и недостаток бумаги, картриджей для пе­чатной техники, других канцелярских и расходных материалов.

Расходы второй группы являются следствием экономических отноше­ний с организациями сферы услуг, в которых таможенные органы должны выступать как платежеспособные субъекты.

По расходам третьей группы можно судить об уровне благосостояния должностных лиц и работников таможенной службы, сравнивать расходы в отраслевом и региональном разрезах.

Расчеты по смете доходов и расходов производятся исходя из объемов деятельности и с учетом фактического исполнения сметы за предыдущий год. Все расходы по смете группируются по виду и целевому назначению.

Таможенные органы при расчете объема затрат по отдельным статьям экономической классификации расходов могут использовать следующие методы или их сочетание:

При нормативном методе объем ассигнований на исполнение обяза­тельства определяется исходя из удельных нормативов и числа должност­ных лиц и работников таможенных органов или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств.

Нормативный метод основан на технико-экономических расчетах с ис­пользованием норм табеля положенности ФТС России по материально-тех­ническим ресурсам, норм Трудового кодекса Российской Федерации, норм Таможенного кодекса Российской Федерации, постановлений Правитель­ства Российской Федерации.

Рассчитывая расходы на заработную плату и прочие выплаты, тамо­женные органы учитывают законодательно установленные должностные оклады сотрудников и служащих, оклады специального звания, нормы стимулирующих и компенсационных выплат, нормы отчислений единого социального налога, утвержденные штаты таможенных органов, присво­енные специальные звания и квалификационные характеристики, выслу­гу лет, контрольный список присвоения очередных званий. Нормативным методом могут быть определены расходы на выплату стипендий, пенсий, оплату продуктовых наборов для экипажей морских и воздушных судов, спецпитание для сотрудников и служащих, работающих во вредных усло­виях, расходы на мягкий инвентарь и обмундирование, текущий ремонт оборудования и инвентаря. Нормативный метод планирования расходов наиболее широко применяется в секторе государственного управления.

Для каждого исполняемого расходного обязательства приводится ссыл­ка на конкретные положения нормативных правовых актов и решений (название, номер, дата принятия или утверждения, номер статьи, пункта, подпункта, абзаца или раздела) и указывается применяемый метод оценки объема затрат на его исполнение.

Плановый метод определения расходов предполагает, что объем ассигнований на исполнение обязательств таможенных органов рассчитан :-на основе ранее утвержденных планов, графиков, договоров, смет с воз­можной корректировкой для разных лет планового периода. С помощью этого метода определяют расходы на выполнение научно-исследователь­ских работ, оплату текущего и капитального ремонта помещений, приобре­тение жилого фонда, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, командировочные расходы.

Например, расходы на командировки могут быть рассчитаны на осно­вании плана служебных командировок и плана обучения сотрудников и слу­жащих на факультетах повышения квалификации, участия в целевых семи­нарах, совещаниях, конференциях (в том числе международных), а также установленных норм расходов на питание и проживание при командиров­ке в различные города России и зарубежные страны (установлены Прави­тельством Российской Федерации). В плане указывают сроки обучения или командировок, место назначения, количество человек, продолжительность в днях. Так как многие служебные поездки обусловлены выполняемыми функциями и ежегодно повторяются, то расходы планового периода мо­гут быть определены путем корректировки расходов предыдущего пери­ода. В смету расходов подрядчика на капитальный и текущий ремонт по­мещений и оборудования входят затраты на строительные другие налоги, включаемые в себестоимость выполняемых работ, транспортные расходы, прибыль подрядчика, налог на добавленную стоимость. Согласованная с подрядчиком смета расходов на текущий или капитальный ремонт в пре- : делах лимита бюджетных ассигнований служит основанием для включения указанной суммы в смету расходов таможенного органа. В случае разме­щения структурных подразделений таможен и таможенных постов для со­вершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов и других объектах, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, матери­ально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора с таможенными органами.

Плановый метод, как правило, применяется в сочетании с нормативным, так как плановая замена оборудования производится в соответствии с нор­мами табеля положенности и с учетом таких факторов, как срок полезного использования, степень физического и морального старения. Капитальный ремонт помещений, транспортных средств производится в установленные сроки, а материалы для ремонта нормируются на единицу выполняемых ремонтных работ, единицу площади, объект и т.д.

Метод индексации расходов предполагает, что объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (но не выше темпов инфляции).

При планировании расходов на аренду помещений исходят из принципа необходимой достаточности арендуемых площадей и величины арендной платы, установленной местными органами власти для бюджетных учреж­дений. Расходы таможенных органов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг на плановый период могут быть рассчитаны ис­ходя из сумм расходов по этим статьям в предшествующем году, с учетом факторов, влияющих на расходы и их возможного изменения в будущем (индексов изменения тарифов на услуги связи и транспортные услуги, объ­емов перевозок грузов в адрес таможенных органов, тарифов на электро­энергию и т.д.).

На индекс инфляции могут быть скорректированы в плановом периоде расходы на обязательное страхование гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств, прочие текущие расходы, расходы на при­обретение медикаментов и перевязочных материалов.

Формульный метод планирования расходов предполагает, что объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе нор­мативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов. Формульный метод применяется в сочетании с другими методами расчета расходов та­моженных органов. Так, определяя расходы таможенного органа на приоб­ретение носимых радиостанций необходимо использовать не только норму табеля положенности, но и установленную формулу расчета. То же самое можно сказать о расчете необходимого количества топлива для работы та­моженных морских, речных и воздушных судов.

Таким образом, приведенные методы планирования расходов таможен­ных органов могут использоваться самостоятельно или, чаще, в сочетании прут с другом.

Расходы таможенной службы, рассчитанные по их экономическому со­держанию, должны быть распределены субъектами планирования (РТУ, РТА, ФТС России) по целям, задачам и ведомственным целевым програм­мам. Это необходимо для увязки расходов с достижением конкретных це-1ей и результатов таможенного дела. Аналитическое распределение расхо­дов осуществляют исходя из численности должностных лиц, участвующих з реализации каждой программы, их фонда оплаты труда, необходимых социальных выплат, расходов, связанных с содержанием служебных по­мещений, капитальным ремонтом объектов таможенной инфраструктуры, приобретением и модернизацией предметов длительного пользования, необходимых для реализации программ. При отсутствии данных для полного распределения планируемых расходов могут быть приведены выборочные данные по отдельным целям, задачам или бюджетным программам с указанием объема (доли) нераспределенных расходов.

Составленный финансово-экономическим отделом проект сметы рас­ходов таможни передается в РТУ, которое обобщает и уточняет проекты смет подчиненных таможен, планирует расходы на содержание аппарата управления и представляет общую по региональному управлению смету расходов в ФТС России. Передача данных осуществляется в электронном виде по каналам связи единых автоматизированных систем ФТС России и на бумажных носителях с сопроводительным письмом и пояснительной запиской. ФТС России, составляя сводную смету доходов и расходов, фор­мирует и обосновывает заявку всей таможенной службы на необходимые объемы бюджетных ассигнований. В нее, кроме обобщенных расходов ре­гиональных таможенных управлений, включаются расходы аппарата ФТС России, расходы таможенных лабораторий, Российской таможенной акаде­мии, медицинских и других учреждений и предприятий, подведомственных ФТС России. На этапе обоснования расходов параллельно проводят расче­ты поступлений в федеральный бюджет России таможенных и иных пла­тежей от деятельности таможенных органов и учреждений (предприятий), подведомственных ФТС России. ФТС России утверждает сметы доходов и расходов региональных таможенных управлений, а они - сметы доходов и расходов подчиненных таможен. Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности начальника таможенного органа (руководителя учреждения, подведомственного ФТС России) по целевому использованию средств федерального бюджета, а также обязательства ор­ганов, исполняющих бюджет перечислить эти средства и их права осущест­влять контроль целевого использования бюджетных средств. ФТС России имеет право на основании мотивированного представления регионального таможенного управления вносить изменения в утвержденную смету дохо­дов и расходов регионального управления в части распределения средств между ее статьями.