7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
Кадры (личный состав, персонал) таможенного дела - это совокупность всех работающих в таможенных органах и занимающих должности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников бюджетной сферы.
Сотрудники и федеральные государственные служащие таможенных органов являются должностными лицами. Количество должностей сотрудников, федеральных государственных служащих и работников бюджетной сферы в таможенной системе в целом определяется Правительством Российской Федерации, а в таможенных органах, учреждениях и предприятиях, подведомственных ФТС России, - руководи гелем ФТС. Персонал таможенных органов выполняет работу, связанную с высокой степенью ответственности перед государством, психологическим и умственным напряжением, поэтому от многих сотрудников требуется хорошая физическая подготовка.
Повышение эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов, повышения их социальной защищенности и членов их семей.
Современный уровень кадровой работы требует прогнозирования потребности в кадрах для таможенной службы. Необходимо также формировать резерв, в том числе руководящего состава на выдвижение, оптимально использовать все штатные единицы, стимулировать служебный рост. В этих целях оценивают кадровый потенциал таможенных органов.
Под кадровым потенциалом понимают способность персонала таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды.
Кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность занятых, эффективность их использования, средний возраст и стаж работы, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах труда. Кадровый потенциал в немалой степени зависит от расстановки кадров, оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа профессии.
По сравнению с 1991 г. численность занятых в таможенной системе увеличилась к 2005 г. более чем в 15 раз и составляет более 60 тыс. человек. Наиболее распространенные профессии в таможенном деле: юристы, экономисты, статистики, программисты. Около 40 % штатной численности в таможенных органах составляют занятые в отделах таможенного оформления и контроля и на таможенных постах. На экономические, финансовые, подразделения тылового обеспечения приходится около 1/4 штатной численности. Другие должностные лица обеспечивают деятельность правоохранительных подразделений, собственную безопасность, таможенную охрану, информационно-техническую службу, выполняют административную функцию.
Особенно быстрый рост численности занятых в таможенных органах России происходил в 1991-1995 гг. Это явилось следствием ускоренного развития таможенной инфраструктуры, роста спроса на услуги по таможенному оформлению, повышения значимости правоохранительной деятельности по обеспечению экономических аспектов безопасности государства и усложнения задач таможенной службы.
На первый план поставлены задачи улучшения качественного состава и совершенствования расстановки кадров, повышения профессионального мастерства, внедрения технических средств таможенного контроля (ТСТК) Для этого используется система первоначальной подготовки, персональной подготовки и повышения квалификации кадров. Цель профессиональной подготовки - привести уровень квалификации личного состава в соответствие во-первых, с требованиями, предъявляемыми к таможенному администрированию участниками мировой торговли, во-вторых, с меняющейся нормативной базой, экономическими условиями развития, таможенными технологиями и новыми аспектами обеспечения экономической безопасности государства.
Для таможенной системы, как и для других сфер деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами как по количеству, так и по профессиональному составу. Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и се филиалы, другие высшие учебные заведения страны, правоохранительные органы, вооруженные силы.
Совершенствование качественного состава кадров в таможенном деле проявляется в повышении доли специалистов, имеющих высшее образование и получивших подготовку в специальных высших учебных заведениях системы ФТС России. Одновременно снижается доля лиц со средним профессиональным и общим средним образованием. Проявляется тенденция увеличения доли должностных лиц, имеющих профильное для деятельности таможенных органов образование.
Стремление рационализировать структуру расходов федерального бюджета повышает значимость эффективного использования трудовых ресурсов в таможенном деле, как и во всей сфере государственной исполнительной власти.
Главная составляющая экономической эффективности затрат живого труда - его производительность. Под производительностью труда понимают количество оказанных услуг или выполненных работ одним среднесписочным штатным должностным лицом в единицу времени (смену, месяц, год).
Выбор показателя для измерения производительности труда в таможенном деле зависит от целей проводимого анализа, уровня управления (таможня региональное таможенное управление, ФТС России), конкретного содержания трудовых процессов, возможности количественного определения результатов труда. В методических и нормативных документах таможенной службы России для характеристики объема работ, выполняемых федеральными государственными служащими и сотрудниками таможенных органов, и их сравнения используются понятия напряженность» труда, «загружен-
ность» личного состава, по экономическому содержанию тождественные производительности труда.
Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одного работающего в таможне или отделе (непосредственно занимающихся таможенным оформлением): количество обработанных ГТД; количество оформленных документов контроля доставки (ДКО); число пропущенных физических лиц; количество оформленных автомобилей; количество иных оформленных в таможенных целях документов (таможенных приходных ордеров (ТПО), добавочных листов ГТД и др.).
Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влияют случайные, вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки, в других - к чрезмерной напряженности труда.
Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации. Для этого не только выбирают одинаковые временные промежутки, сезон года, но и группируют таможенные органы по статусу, специализации, сходным внешним условиям деятельности, транспорту, на котором преимущественно товар доставляется к таможенному оформлению, исключают нетипичные показатели отдельных периодов. При рассмотрении вопроса о загруженности должностных лиц необходимо учесть специфику деятельности пограничных таможен, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях. Сравнение показателей напряженности труда может свидетельствовать о перегруженности личного состава отдела или недостаточно эффективной работе и резерве штатов.
На производительность труда (загруженность) федеральных государственных служащих и сотрудников таможенных органов оказывают влияние следующие основные факторы:
- трудоемкость операций с различными видами документов;
- широта номенклатуры товаров, представленных в грузовых таможенных декларациях;
- необходимость углубленной проверки по товарам, относимым
к группам риска;
- степень внедрения современных информационных технологии и комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;
- качество программных продуктов;
- возможности используемых ТСТК;
- вид транспорта, на котором доставлен и предъявлен к таможенному контролю товар;
- распределение компетенции по отдельным вопросам таможенного оформления между таможенными органами разного уровня;
- квалификация и профессиональный опыт должностных лиц;
- степень мотивации к труду.
Существовавший до недавнего времени в Российской Федерации типовой порядок таможенного оформления и таможенного контроля разделял процесс оформления и контроля на множество этапов, содержал ряд неэффективных процедур. Это усложняло процесс оформления и увеличивало время его проведения, создавало необходимость привлечения большого количества сотрудников. В настоящее время происходит переход от пятиступенчатой к одноступенчатой процедуре таможенного оформления и таможенного контроля.
Совершенствование таможенных технологий в целях повышения качества и производительности труда - одно из перспективных направлений развития таможенной службы.
Показатель производительности труда выполняет ряд объективно необходимых функций: плановую, учетную, стимулирующую.
Плановая функция заключается в том, что с учетом этого показателя обосновывается перспективная численность личного состава, общий объем трудовых затрат в сфере таможенного дела соизмеряется со спросом на услуги по таможенному оформлению.
Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет определить эффективность использования труда в таможенном деле в целом, в отдельных таможенных органах, обосновать категорию последних.
Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию - при правильной организации поощрения обеспечивает заинтересованность исполнителей в увеличении объема работ с соблюдением действующей нормативной базы и рациональное соотношение между загруженностью и оплатой труда личного состава таможенных органов.
Важнейшие факторы роста эффективности груда в таможенном деле при выполнении работ и оказании услуг - это внедрение новейших информационных технологий, комплексная автоматизация таможенного оформления, использование прогрессивных технических средств контроля, повышение квалификации кадров, совершенствование организации труда.
Напряженность труда личного состава таможенных органон оценивается не только в целях планирования потребности в кадрах на перспективу, их лучшей расстановки, эффективного стимулирования труда, но и для установления категории таможенному органу. В этом случае важны не столько абсолютные значения изучаемых параметров каждой таможни, сколько то, как они соотносятся с показателями других таможен одной категории. Необходим показатель, позволяющий все виды работ и оформленных документов «привести к общему знаменателю» и сделать возможным ранжирование таможен по степени напряженности их деятельности. Методика РТА предлагает рассчитывать сравнительную напряженность деятельности таможен на основе количества оформленных «условных» документов (исключая тыловые и оперативные таможни).
Величина «условных» документов определяется как результат суммирования произведений количества принятых к оформлению отдельных видов документов на соответствующие им коэффициенты трудоемкости:
УД = ∑ Di х Кi, (7.1)
где УД - количество условных документов;
D - количество принятых к оформлению документов i-ro вида (грузовых таможенных деклараций, добавочных листов к ним, документов контроля доставки, таможенных приходных ордеров и других документов); К - соответствующий каждому виду документов коэффициент трудоемкости (установленный методикой категорирования таможен по рекомендации РТА).
Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является ГТД (коэффициент трудоемкости принят равным 1). Для других документов коэффициенты устанавливаются меньше единицы (от 0,05 до 0,75) и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно грузовой таможенной декларации. Они могут менять свои значения при изменении технологии таможенного оформления различных документов или физических лиц.
Сравнительная напряженность деятельности таможен рассчитывается по формуле
СНД = УД + Кл х. ФЛ, (7.2)
где СНД - сравнительная напряженность деятельности таможен; К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления физических лиц и грузовой декларации (значение его принимается
равным 0,02);
ФЛ - количество проследовавших через таможенную границу данной таможни физических лиц (чел.); УД - количество условных документов.
ФТС России устанавливает или изменяет категорию таможенного органа с учетом не только сравнительной напряженности его деятельности, но и его специализации, экономического и торгового потенциала зоны обслуживания, вклада в формирование доходов федерального бюджета, других параметров. С учетом категорийности разрабатываются типовые структуры и типовые штатные расписания региональных управлений, таможен и таможенных постов.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений