logo search
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

7.1. Кадровый потенциал таможенного дела

Кадры (личный состав, персонал) таможенного дела - это совокупность всех работающих в таможенных органах и занимающих должности сотрудников, федеральных государственных служащих и работ­ников бюджетной сферы.

Сотрудники и федеральные государственные служащие таможенных органов являются должностными лицами. Количество должностей сотруд­ников, федеральных государственных служащих и работников бюджетной сферы в таможенной системе в целом определяется Правительством Рос­сийской Федерации, а в таможенных органах, учреждениях и предпри­ятиях, подведомственных ФТС России, - руководи гелем ФТС. Персонал таможенных органов выполняет работу, связанную с высокой степенью ответственности перед государством, психологическим и умственным на­пряжением, поэтому от многих сотрудников требуется хорошая физическая подготовка.

Повышение эффективности деятельности таможенных органов Россий­ской Федерации невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов, повышения их социальной защи­щенности и членов их семей.

Современный уровень кадровой работы требует прогнозирования по­требности в кадрах для таможенной службы. Необходимо также формиро­вать резерв, в том числе руководящего состава на выдвижение, оптимально использовать все штатные единицы, стимулировать служебный рост. В этих целях оценивают кадровый потенциал таможенных органов.

Под кадровым потенциалом понимают способность персонала та­моженных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды.

Кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность занятых, эффективность их использования, средний возраст и стаж рабо­ты, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах труда. Кадровый потенциал в немалой степени зависит от расстановки ка­дров, оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа профессии.

По сравнению с 1991 г. численность занятых в таможенной системе увеличилась к 2005 г. более чем в 15 раз и составляет более 60 тыс. чело­век. Наиболее распространенные профессии в таможенном деле: юристы, экономисты, статистики, программисты. Около 40 % штатной численности в таможенных органах составляют занятые в отделах таможенного оформ­ления и контроля и на таможенных постах. На экономические, финансовые, подразделения тылового обеспечения приходится около 1/4 штатной чис­ленности. Другие должностные лица обеспечивают деятельность право­охранительных подразделений, собственную безопасность, таможенную охрану, информационно-техническую службу, выполняют административ­ную функцию.

Особенно быстрый рост численности занятых в таможенных органах России происходил в 1991-1995 гг. Это явилось следствием ускоренного развития таможенной инфраструктуры, роста спроса на услуги по тамо­женному оформлению, повышения значимости правоохранительной дея­тельности по обеспечению экономических аспектов безопасности государ­ства и усложнения задач таможенной службы.

На первый план поставлены задачи улучшения качественного соста­ва и совершенствования расстановки кадров, повышения профессионального мастерства, внедрения технических средств таможенного контроля (ТСТК) Для этого используется система первоначальной подготовки, персональной подготовки и повышения квалификации кадров. Цель профессиональной подготовки - привести уровень квалификации личного состава в соответ­ствие во-первых, с требованиями, предъявляемыми к таможенному адми­нистрированию участниками мировой торговли, во-вторых, с меняющейся нормативной базой, экономическими условиями развития, таможенными технологиями и новыми аспектами обеспечения экономической безопасно­сти государства.

Для таможенной системы, как и для других сфер деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами как по количеству, так и по профессиональному составу. Источниками попол­нения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и се филиалы, другие высшие учебные заведения страны, право­охранительные органы, вооруженные силы.

Совершенствование качественного состава кадров в таможенном деле проявляется в повышении доли специалистов, имеющих высшее образова­ние и получивших подготовку в специальных высших учебных заведениях системы ФТС России. Одновременно снижается доля лиц со средним про­фессиональным и общим средним образованием. Проявляется тенденция увеличения доли должностных лиц, имеющих профильное для деятельно­сти таможенных органов образование.

Стремление рационализировать структуру расходов федерального бюджета повышает значимость эффективного использования трудовых ре­сурсов в таможенном деле, как и во всей сфере государственной исполни­тельной власти.

Главная составляющая экономической эффективности затрат живого труда - его производительность. Под производительностью труда пони­мают количество оказанных услуг или выполненных работ одним средне­списочным штатным должностным лицом в единицу времени (смену, ме­сяц, год).

Выбор показателя для измерения производительности труда в таможен­ном деле зависит от целей проводимого анализа, уровня управления (тамож­ня региональное таможенное управление, ФТС России), конкретного со­держания трудовых процессов, возможности количественного определения результатов труда. В методических и нормативных документах таможенной службы России для характеристики объема работ, выполняемых федераль­ными государственными служащими и сотрудниками таможенных органов, и их сравнения используются понятия напряженность» труда, «загружен-

ность» личного состава, по экономическому содержанию тождественные производительности труда.

Для измерения производительности труда используют следующие по­казатели в расчете на одного работающего в таможне или отделе (непо­средственно занимающихся таможенным оформлением): количество обра­ботанных ГТД; количество оформленных документов контроля доставки (ДКО); число пропущенных физических лиц; количество оформленных автомобилей; количество иных оформленных в таможенных целях доку­ментов (таможенных приходных ордеров (ТПО), добавочных листов ГТД и др.).

Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влия­ют случайные, вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки, в других - к чрезмер­ной напряженности труда.

Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отноше­нии разных таможенных органов требует сопоставимости информации. Для этого не только выбирают одинаковые временные промежутки, се­зон года, но и группируют таможенные органы по статусу, специализации, сходным внешним условиям деятельности, транспорту, на котором преиму­щественно товар доставляется к таможенному оформлению, исключают не­типичные показатели отдельных периодов. При рассмотрении вопроса о за­груженности должностных лиц необходимо учесть специфику деятельности пограничных таможен, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях. Сравнение показателей напряженности труда может свидетельствовать о перегруженности личного состава отдела или недостаточно эффективной работе и резерве штатов.

На производительность труда (загруженность) федеральных государ­ственных служащих и сотрудников таможенных органов оказывают влия­ние следующие основные факторы:

- трудоемкость операций с различными видами документов;

- широта номенклатуры товаров, представленных в грузовых тамо­женных декларациях;

- необходимость углубленной проверки по товарам, относимым

к группам риска;

- степень внедрения современных информационных технологии и ком­плексной автоматизированной системы таможенного оформления;

- качество программных продуктов;

- возможности используемых ТСТК;

- вид транспорта, на котором доставлен и предъявлен к таможенному контролю товар;

- распределение компетенции по отдельным вопросам таможенного оформления между таможенными органами разного уровня;

- квалификация и профессиональный опыт должностных лиц;

- степень мотивации к труду.

Существовавший до недавнего времени в Российской Федерации типо­вой порядок таможенного оформления и таможенного контроля разделял процесс оформления и контроля на множество этапов, содержал ряд не­эффективных процедур. Это усложняло процесс оформления и увеличива­ло время его проведения, создавало необходимость привлечения большого количества сотрудников. В настоящее время происходит переход от пяти­ступенчатой к одноступенчатой процедуре таможенного оформления и та­моженного контроля.

Совершенствование таможенных технологий в целях повышения ка­чества и производительности труда - одно из перспективных направлений развития таможенной службы.

Показатель производительности труда выполняет ряд объективно не­обходимых функций: плановую, учетную, стимулирующую.

Плановая функция заключается в том, что с учетом этого показателя обосновывается перспективная численность личного состава, общий объ­ем трудовых затрат в сфере таможенного дела соизмеряется со спросом на услуги по таможенному оформлению.

Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет опре­делить эффективность использования труда в таможенном деле в целом, в отдельных таможенных органах, обосновать категорию последних.

Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию - при правильной организации поощрения обеспечивает заин­тересованность исполнителей в увеличении объема работ с соблюдением действующей нормативной базы и рациональное соотношение между за­груженностью и оплатой труда личного состава таможенных органов.

Важнейшие факторы роста эффективности груда в таможенном деле при выполнении работ и оказании услуг - это внедрение новейших инфор­мационных технологий, комплексная автоматизация таможенного оформ­ления, использование прогрессивных технических средств контроля, повы­шение квалификации кадров, совершенствование организации труда.

Напряженность труда личного состава таможенных органон оце­нивается не только в целях планирования потребности в кадрах на перспективу, их лучшей расстановки, эффективного стимулирования труда, но и для установления категории таможенному органу. В этом случае важ­ны не столько абсолютные значения изучаемых параметров каждой тамож­ни, сколько то, как они соотносятся с показателями других таможен одной категории. Необходим показатель, позволяющий все виды работ и оформ­ленных документов «привести к общему знаменателю» и сделать возмож­ным ранжирование таможен по степени напряженности их деятельности. Методика РТА предлагает рассчитывать сравнительную напряженность деятельности таможен на основе количества оформленных «условных» до­кументов (исключая тыловые и оперативные таможни).

Величина «условных» документов определяется как результат сумми­рования произведений количества принятых к оформлению отдельных ви­дов документов на соответствующие им коэффициенты трудоемкости:

УД = ∑ Di х Кi, (7.1)

где УД - количество условных документов;

D - количество принятых к оформлению документов i-ro вида (грузовых таможенных деклараций, добавочных листов к ним, документов контроля доставки, таможенных приходных ордеров и других документов); К - соответствующий каждому виду документов коэффициент трудоем­кости (установленный методикой категорирования таможен по рекомен­дации РТА).

Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является ГТД (коэффициент трудоемкости принят равным 1). Для других документов коэффициенты устанавливаются меньше единицы (от 0,05 до 0,75) и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соот­ветствующих документов относительно грузовой таможенной декларации. Они могут менять свои значения при изменении технологии таможенного оформления различных документов или физических лиц.

Сравнительная напряженность деятельности таможен рассчитыва­ется по формуле

СНД = УД + Кл х. ФЛ, (7.2)

где СНД - сравнительная напряженность деятельности таможен; К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформ­ления физических лиц и грузовой декларации (значение его принимается

равным 0,02);

ФЛ - количество проследовавших через таможенную границу данной та­можни физических лиц (чел.); УД - количество условных документов.

ФТС России устанавливает или изменяет категорию таможенного ор­гана с учетом не только сравнительной напряженности его деятельности, но и его специализации, экономического и торгового потенциала зоны об­служивания, вклада в формирование доходов федерального бюджета, дру­гих параметров. С учетом категорийности разрабатываются типовые струк­туры и типовые штатные расписания региональных управлений, таможен и таможенных постов.