84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
Руководство - это деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития; работа руководителя в неопределенном контакте с подчиненными по решению служебных задач.
Успешность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руков-ля тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. Основными ролями руководителя таможенного органа являются роли руководителя, администратора, планировщика.
Роль руководителя - официальная роль человека, на которого возложены функции управления коллективом. Есть много факторов внешнего и внутреннего характера, которые воздействуют на него. Доверие вышестоящего начальника, ожидание подчиненными успеха в работе коллектива, знание специфики таможенного дела, опыт управленческой деятельности, система мотивации.
Факторы, влияющие на управленческую деятельность руководителя; необходимость эффектно управлять собой и своим временем; способность руководствоваться своими личными ценностями; способность принимать решения; четко определять как цели выполняемой работы, так и управленческие цели; уметь организовывать работу людей; необходимость самому постоянно поддерживать собственный рост и развитие; решать проблемы быстро и эффективно; должен изобретательно и гибко реагировать на изменение ситуации; более умело использовать людские ресурсы; своевременно обучаться новым методам руководства.
Требования к руководителю:
1. Руководитель как личность должен иметь такие качества, как: необходимое образование, широкую эрудицию, крепкое здоровье, высокие нравственные качества, уверенность в себе.
2. Как руководитель программы он должен отвечать таким требованиям: обладать способностью к принятию ответственных решений, иметь достаточные специальные и технические познания.
3. Как руководителю коллектива ему необходимо обладать качествами как: коммуникабельность, способность работать в коллективе, умение руководить коллективом.
Эффективным руководителем обычно считают того, кто способен правильно оценить ситуацию и выбрать тот тип руководства, который наиболее полно отвечает политики и современным задачам организации, традиционному стилю и ценностям, масштабам, структуре, методам работы, составу персонала работников, их квалификации и способности к самостоятельной работе.Успешное решение кадровой проблемы в управлении тесно связано с объективной оценкой людей, ибо для того, чтобы рационально, подобрать расставить, использовать кадры, нужно, прежде всего, правильно их оценить. Каждый руководитель проходит две стадии функционального существования: вступление в должность и пребывание в должности. Вначале на право занятия соответствующего руководящего поста, в последствии на соответствие занимаемой должности по результатам деятельности подчиненных. Оценка таможенного руководителя его аттестация должна как минимум отражать: личные, профессиональные, интеллектуальные и другие качества; способность своим влиянием достигать позитивных результатов, полной реализации требований таможенных нормативно-правовых документов. Оценка руководителя определяется как по результатам деятельности возлагаемой им таможенной организации, так и по соответствию его возможностей занимаемой должности.
Сегодня в сложившейся таможенной практике выделяется два основных направления технологии оценки руководителя.
1. Используются все виды наблюдения, обобщения и сбора мнений об управленческой деятельности руководителя и результатах работы конкретного таможенного органа или коллектива.
2. Оцениваются показатели работы в сравнении с показателями лучших руководителей. Используются собрания, совещания, другие мероприятия. Общая оценка деловых качеств руководителя осуществляется с учетом оценок специальных профессиональных данных и результатов деятельности системы.
Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, менеджеру необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:
методологию управленческого решения;
методы разработки управленческих решений;
организацию разработки управленческого решения;
оценку качества управленческих решений.
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
М-ды разработки управл-ких решений вкл-т в себя способы и приемы выполн-я операций, необх-х в разработке управ-х решений. К ним относятся способы анализа, обработки инф-ии, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
техническое развитие;
организация основного и вспомогательного производства;
маркетинговая деятельность;
экономическое и финансовое развитие;
организация заработной платы и премирования;
социальное развитие;
управление;
бухгалтерская деятельность;
кадровое обеспечение;
прочие виды деятельности.
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы. Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:
на входящую и исходящую;
обрабатываемую и необрабатываемую;
текстовую и графическую;
постоянную и переменную;
нормативную, аналитическую, статистическую;
первичную и вторичную;
директивную, распределительную, отчетную.
Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения. Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.
85.Аттестация и конкурс как основные технологии управления персоналом в таможенных органах.
В соответствии с Приказом ФТС РФ 1658 от 24.12.08. «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации»
Аттестация сотрудников таможенных органов Российской Федерации проводится в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), для решения вопросов:1) о соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности; 2) о представлении сотрудника таможенного органа к государственной награде Российской Федерации.
Аттестация для решения вопроса о соответствии сотрудника там. органа занимаемой должности может быть очередной и досрочной.
Очередная аттестация сотрудников проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
Досрочная аттестация сотрудника может быть проведена на основании приказа там. органа по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа, кроме случаев, указанных в пункте 6 настоящего Положения о порядке проведения аттестации сотрудников там. органов Российской Федерации , не ранее чем через 30 календарных дней после доведения соответствующего приказа сотруднику под подпись.
Аттестации не подлежат сотрудники:
1) занимающие должности менее года;
2) находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; 3) прикомандированные к органам государственной власти Российской Федерации и организациям (указанные категории сотрудников не подлежат аттестации на период командирования);
4) сотрудники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и беременные женщины (аттестация указанных сотрудников проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).
В системе таможенных органов создаются следующие аттестационные комиссии:
1) Высшая аттестационная комиссия ФТС России;
2) аттестационная комиссия ФТС России по аттестации сотрудников правоохранительных подразделений;
3) аттестационная комиссия центрального аппарата ФТС России;
4) аттестационные комиссии региональных таможенных управлений;
5) аттестационные комиссии региональных таможенных управлений по аттестации сотрудников правоохранительных подразделений; 6) аттестационные комиссии таможен;
7) аттестационная комиссия Российской таможенной академии.
По решению руководителя ФТС России могут быть созданы иные аттестационные комиссии.
Аттестационные комиссии создаются приказами соответствующих таможенных органов в следующем составе: председатель аттестационной комиссии, его заместитель (заместители), члены аттестационной комиссии и секретарь (секретари).
В состав аттестационных комиссий могут быть включены: заместитель начальника таможенного органа, начальник кадрового подразделения, начальник подразделения собственной безопасности, начальник правового подразделения, психолог и другие должностные лица по решению начальника таможенного органа.
Начальник аттестуемого сотрудника при подготовке отзыва обязан:
1) изучить действующий порядок аттестации сотрудников;
2) провести с аттестуемым индивидуальную беседу по вопросам прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, совершенствования профессиональных качеств, дать необходимые рекомендации по устранению недостатков, повышению личной ответственности за состояние дел на порученном участке работы;
3) дать объективную оценку деловых и личных качеств аттестуемого сотрудника, его профессионального уровня, организаторских способностей, состояния служебной дисциплины и определить содержание характеристики.
В тексте характеристики аттестуемого сотрудника рекомендуется отразить в зависимости от занимаемой должности следующие вопросы:
а) соответствие сотрудника требованиям по занимаемой должности;
б) уровень профессиональной подготовки, знание Конституции Российской Федерации, требований законодательных и других нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, а также знание должностной инструкции и ее выполнение в процессе службы;
в) организованность в работе, умение определить главное в решении поставленных задач, способность качественно выполнять должностные обязанности, проявлять инициативу, оперативно ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке; г) достигнутые результаты служебной деятельности, личный вклад сотрудника в выполнение поставленных задач;
д) умение руководить подчиненными;
е) оценку состояния структурного подразделения, таможенного органа, которым руководит сотрудник;
ж) способность критически оценивать свою деятельность и деятельность подчиненных; имеющиеся недостатки и упущения в служебной деятельности, в руководстве подразделением, таможенным органом и рекомендации по их устранению;
з) выполнение требований присяги сотрудника, обязанностей, изложенных в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации.
Секретарь аттестационной комиссии не менее чем за семь календарных дней до начала аттестации обязан ознакомить аттестуемого сотрудника с представленным отзывом под подпись.
Сотрудник вправе выразить свое несогласие с представленным отзывом, а также представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период.
Секретарь аттестационной комиссии обязан в сроки, установленные Регламентом, доложить председателю аттестационной комиссии о количестве поступивших документов, подлежащих рассмотрению на заседании, оповестить членов аттестационной комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании аттестационной комиссии, о времени и месте проведения заседания, о вопросах, выносимых на ее рассмотрение, а также представить членам аттестационной комиссии документы, подлежащие рассмотрению на заседании
В случае невозможности присутствия на заседании отдельных членов аттестационной комиссии либо сотрудников, подлежащих аттестации или приглашенных на заседание, указанные лица обязаны заблаговременно представить заявление на имя председателя аттестационной комиссии с указанием причин невозможности присутствия на заседании.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
На период аттестации сотрудника, входящего в состав аттестационной комиссии, его членство в комиссии приостанавливается. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника и его непосредственного начальника (либо лица, его замещающего). В случае неявки аттестуемого сотрудника на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине аттестация переносится на более поздний срок.
В случае неявки аттестуемого сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в установленном порядке, а его аттестация переносится на более поздний срок.
Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации в случае представления аттестуемым сотрудником дополнительных сведений о его служебной деятельности за период, предшествующий аттестации, и его заявления о несогласии с представленным отзывом вправе перенести аттестацию сотрудника на более поздний срок.
Служебная деятельность сотрудника оценивается на основе определения соответствия требованиям должностной инструкции, участия в решении поставленных задач, эффективности и результативности выполняемой работы, наличия поощрений и неснятых дисциплинарных взысканий.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого сотрудника о его служебной деятельности, а в случае необходимости - и его непосредственного начальника.
Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) соответствует занимаемой должности;
2) не соответствует занимаемой должности.
Решение аттестационной комиссии принимается открытым голосованием в отсутствие аттестуемого сотрудника и его непосредственного начальника простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестуемый сотрудник признается соответствующим занимаемой должности.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, о понижении сотрудника в должности, об увольнении сотрудника.
Результаты аттестации фиксируются в протоколе заседания аттестационной комиссии и аттестационном листе сотрудника. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Результаты аттестации сообщаются аттестованному сотруднику непосредственно после подведения итогов голосования.
Аттестационный лист сотрудника с результатами аттестации, подписанный председателем и секретарем аттестационной комиссии, представляется начальнику соответствующего таможенного органа не позднее семи рабочих дней после ее проведения. Начальник таможенного органа обязан принять решение об утверждении (неутверждении) результатов аттестации не позднее десяти рабочих дней с момента представления аттестационного листа на утверждение.
Начальник таможенного органа по результатам аттестации может принять решение:
1) об оставлении сотрудника в занимаемой должности;
2) о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность;
3) о переводе сотрудника на другую вакантную должность;
4) о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 5) об увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.
Указанные решения, кроме решения о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, начальник соответствующего таможенного органа принимает не позднее двух месяцев со дня проведения аттестации.
Принятие решения о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации и издание соответствующего приказа начальник таможенного органа осуществляет не позднее месяца со дня принятия решения аттестационной комиссией.
В сроки, установленные для принятия решения начальником таможенного органа по результатам аттестации, не засчитывается период нахождения в отпуске и время болезни сотрудника.
В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по итогам аттестации, он вправе обжаловать это решение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Протоколы заседаний аттестационных комиссий хранятся в кадровом подразделении таможенного органа. Отзывы и аттестационные листы сотрудников хранятся в их личных делах.
Контроль за организацией работы и деятельностью аттестационной комиссии осуществляет начальник таможенного органа.
Методическое руководство деятельностью аттестационных комиссий осуществляет Управление государственной службы и кадров ФТС России.
- 1 Экономическая безопасность: сущность и стратегическое обеспечение в Российской Федерации.
- 2.Угрозы экономической безопасности и их классификация
- 3.Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности
- 4.Правовые, экономические и организационные основы таможенно-тарифного регулирования в рф. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования
- 5.Единый таможенный тариф Республики Беларусь, республики Казахстан и рф: цели применения, функции, структура, принципы построения
- Раздел 1. Живые животные; продукты животного происхождения.
- 7.Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения
- 8.Порядок контроля таможенной стоимости товаров
- 9.Страна происхождения товара: понятие, цели, определение, механизм практического применения
- Глава 7 тктс
- 10.Цель, задачи, основные направления валютного контроля в рф
- 11.Функции, полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля
- 12.Порядок перемещения через таможенную границу тс денежных средств и денежных инструментов
- 13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
- 16. Таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, особенности взимания таможенных сборов за таможенные операции
- 17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
- 18. Порядок взыскания таможенных платежей
- 20. Формы таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
- 22.Цели и порядок проведения личного досмотра
- 23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля
- 25.Прибытие товаров на таможенную территорию тс (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 26.Убытие товаров с таможенной территории тс (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 27.Правовой статус таможенного перевозчика
- 28. Временное хранение. Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
- Глава 25. Тк тс. Временное хранение.
- 29.Места временного хранения
- Глава 25 тк тс
- 30.Правовой статус владельца свх
- Глава 3
- 31 Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Формы и сроки декларирования товаров
- Глава 27 тк тс. Там.Деклар-е тов-в
- 32. Подача и регистрация таможенной декларации
- Глава 27.Таможенное декларирование товаров
- 33.Перечень и характеристика документов, представляемых при декларировании товаров
- Глава 27. Таможенное декл-ние тов-в
- 34.Предварительно декларирование товаров
- Глава 27.Таможенное декларир-е тов-в
- 35.Правовой статус декларанта
- Глава 27.Тамож-е декл-ние тов-в
- 36. Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска
- Глава 28.Выпуск товаров
- 37. Условный выпуск товаров. Сроки выпуска
- Глава 28. Выпуск товаров
- 42.Содержание таможенной процедуры «переработка на таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 43.Содержание таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 44.Содержание таможенной процедуры «переработка вне таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 45. Содержание таможенной процедуры «экспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 46.Содержание таможенной процедуры «реэкспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 47.Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 49.Таможенный контроль международных почтовых отправлений .
- 52.Структура построения етн вэд и сфера ее применения
- 53.Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.
- 54.Единая автоматизированная информационная система (еаис) фтс России: назначение, состав, решаемые задачи
- 56. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования
- 57. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством
- 58. Понятие и сущность тстк. Роль и место тстк в таможенном контроле
- 59. Источники таможенного права (понятие и виды, пределы действия, таможенные нормы)
- 60. Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общие характеристики)
- 61. Функции таможенных органов (понятие и содержание)
- 62. Ответственность в таможенном праве (понятие, значение и виды ответственности)
- 63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
- 64. Порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц
- 65. Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти. Структура фтс рф
- 66. Понятие и виды административных наказаний за нарушение таможенных правил
- 67. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела
- 68. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
- 69. Стороны и участники по делам о нарушении таможенных правил, их правовое положение
- 70. Понятие базисных условий поставки, их использование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
- 71. Паспорт сделки: порядок оформления и его применение в целях валютного контроля.
- Статья 20. Паспорт сделки
- 72. Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре «Временный ввоз (допуск)».
- 73. Определение таможенной стоимости и применение таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами на таможенную территорию тс.
- 74. Коммерческие документы во внешней торговле.
- 75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.
- 76. Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза по защите прав интеллектуальной собственности.
- 77. Формы управленческой деятельности в государственном управлении.
- 78. Принципы, виды и уровни государственного управления.
- 79. Таможенное дело как объект и субъект управления.
- 80. Организация системы управления в таможенных органах.
- 81. Управленческая деятельность. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности
- 82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
- 83.Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов
- 84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
- 86. Таможенная экспертиза. Виды таможенной экспертизы, права и обязанности эксперта.
- 87. Порядок и сроки проведения административного расследования по делам о нарушении таможенного законодательства.
- 88. Виды таможенных процедур. Общие положения.
- 89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде
- 90.Организация таможенного контроля ввоза на таможенную территорию тс товаров, принадлежащих лицам, пользующимися таможенными льготами.