logo search
otvety_po_vsem

89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде

На современном этапе Россия не относится к числу мощных экономически держав: её доля в мировом ВВП равна 2,6%. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами ей приходится развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства, гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленност.Основной проблемой, возникающей при интеграции России в мировую экономику, следует считать зависимость страны от сырьевых рынков. Усиление зависимости от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство – тенденция абсолютно закономерная для любой страны. В случае с Россией гипертрофия этой зависимости вызвана прежде всего двумя обстоятельствами1:кризисным состоянием российской экономики; ошибками во внешнеэкономической политике, разрушением (с подачи новой экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.

В целом за 90-е годы значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в 2000-м доля России в мировом товарном экспорте не превышала полутора процентов. В последние годы это доля возросла, однако все равно не превышает семи процентов.

На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держались на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется более четверти национального ВВП. В СССР этот показатель не превышал 10 процентов. За рубеж вывозится от 20 до 80 проц. отечественного производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Удельный вес машин и оборудования в структуре экспорта не превышает 10 проц. (в основном в страны СНГ), а в общем объеме мирового экспорта машино-технической продукции составляет всего 0,3 процента. За вычетом военной техники, а также поставок оборудования в государства СНГ объем экспортных поставок российской машино-технической продукции, реально конкурентоспособной на мировых рынках, оценивается в 0,1 проц. от суммарного мирового экспорта соответствующих видов оборудования. Хотя Россия и занимает на мировом рынке вооружений второе место, вклад экспортных поставок военной техники в общие валютные поступления страны не так велик, как представляется: всего 5,2 проц. в 2007 году1. Расширение импорта продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок. На Россию приходится 40 проц. экспорта говядины и 30 проц. экспорта свинины из стран ЕС. Однако эта взаимозависимость асимметрична. Мы зависим от мировой экономики гораздо сильнее, чем она от нас. У западных банков и предпринимателей шире возможность застраховаться от рисков, связанных с их деятельностью в России. Например, крупные западные инвесторы смогли перед августовским кризисом уйти с рынка ГКО без больших потерь, так как использовали средства из кредита МВФ, полученные Россией в июле 1998-го. При этом они, естественно, сохранили громадные проценты, которые получали прежде (до 100-150 проц. годовых в валюте). Застраховаться от рисков по прямым инвестициям в России труднее. Поэтому иностранные инвесторы проявляют сдержанность и крайнюю осторожность.

Россия заняла прочные позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое – по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Мы выступаем на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы. Однако основные валютные поступления (свыше половины) дает экспорт нефти, нефтепродуктов и газа. Экспортные квоты (отношение экспорта к производству) по энергосырью достигли критических величин, особенно учитывая почти полную изношенность основных фондов в нефтедобыче и нефтепереработке, необходимость замены или ремонта значительной части трубопроводов.

Интеграция через поставки энергосырья в принципе невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство населения страны живет не там, где находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты.

Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую экономическую систему – создание условий для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют между собой государства-реципиенты.

Современная Россия остро нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет пока лишь небольшую величину по сравнению с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных инвестиций – показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство.

Одним из наиболее действенных и эффективных регуляторов международной экономической интеграции, способных комплексно решить многие базовые задачи в рамках масштабной проблемы интеграции, остается таможенный регулятор. Институционально и инструментально в современных условиях он представлен в виде таможенных администраций или таможенных служб.

Именно эти институты, воздействуя на мировую экономическую систему, на мировой рынок товаров и услуг (рис. 1.1), являются коррелятором либо катализатором международных экономических отношений и национальных экономик, при условии принадлежности

к такому процессу, в противном случае тормозят его. Кроме того, они способны стать действенным инструментом зашиты национальной безопасности.

Современный таможенный регулятор формируется на следующих организационно-правовых уровнях: всемирном (международном), региональном (межгосударственном) и государственном.

На международном уровне проводится активная работа по унификации принципов и методов регулирования внешней торговли, по организации деятельности таможенных служб в рамках деятельности ведущих международных организаций, таких как ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная торговая палата. Конференция ООН по торговле и развитию.

Основное содержание их функционирования — своевременное предоставление эффективной помощи правительствам в их работе по осуществлению устойчивых стратегических и организационно-правовых форм внешнеторговой и таможенной политик. Среди главных направлений деятельности:

• содействие в разработке экономической политики, в Формировании организационно-правовых структур для поддержки макроэкономических целей правительств, в частности таможенных органов;

• разработка и финансирование программ модернизации и развития национальных экономик и таможенных структур, надзор за их реализацией;

• предоставление стратегических рекомендаций по системе сбора налогов и таможенных пошлин, предоставление помощи в подготовке законодательных актов и обучении юристов госорганов, в частности, по законодательству о валютном регулировании и налогово-бюджетной сфере;

• консультации по разработке и реализации реформ внешней торговли, оказание помогли в модернизации компьютерных систем, повышении квалификации для госслужащих.