11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
Как показывает опыт зарубежных стран, именно переход к электронному декларированию является единственно верным направлением совершенствования процедуры таможенного декларирования товаров, когда подача, прием и обработка данных осуществляются в электронной форме. В международной таможенной практике электронная форма таможенного декларирования товаров используется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия (США, Япония). При полной автоматизации процедуры производства таможенного оформления течение сроков измеряется уже не в днях, а в часах и минутах.
Одной из самых современных таможенных служб в Европе является Шведская таможенная служба, об этом свидетельствует тот факт, что в этой стране 2,2 тыс. человек ежегодно оформляют 5,5 млн. деклараций. Шведы смогли достичь таких показателей благодаря развитию информационных технологий. В этой стране более 90 % таможенных деклараций представляется в электронном виде (из них 70 % обрабатывается автоматически).
Механизм прохождения таможенных формальностей в Японии основан на автоматизированной системе обработки сведений, необходимых для таможенных целей, которая подразделяется на воздушную и морскую. Эта автоматизированная компьютерная система связывает воедино таможенные службы и участников ВЭД. Декларанту (лицу, подающему заявку на перемещение товара и соответственно его оформление) достаточно со своего рабочего компьютера ввести данные о наименовании товара, стране его изготовления, контрактной стоимости транспортировки и
другие необходимые сведения. После этого система в соответствии с действующими ставками таможенных платежей, курсами валют определяет общую сумму, подлежащую уплате за ввозимый товар, и заносит полученные данные в память. Далее заявитель, получив результаты расчетов, имеет возможность еще раз их перепроверить, а также проверить правильность заполненной заявки (декларации), после чего подает команду на исполнение.
Получив команду на обработку заявки, система осуществляет первичную классификацию заявки и переводит ее в одну из трех категорий:
1) «Без документов» или «Простая инспекция» (в случаях, когда товары не облагаются таможенными платежами, предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей либо соответствующие суммы уже автоматически списаны (перечислены) системой на счет таможенного органа).
2) «Проверка документов».
3 «Проверка документов» и «Таможенный досмотр». Критерии такой «избирательности» заложены в еще одну относительно самостоятельную систему - С1S, куда стекается вся информация о перемещении товаров. С1S — это информационно-таможенная база данных (сведения об участниках ВЭД: результаты таможенного контроля, позволяющие судить о «добросовестности» участников ВЭД, перечни перемещаемых товаров, условия перемещения и другая необходимая информация). Таким образом, поданная изначально заявка после первичной обработки и получения команды на исполнение направляется в базу данных С1S, которая и присваивает заявке соответствующую категорию.
В зависимости от категории заявки существуют различные сроки получения разрешений на выпуск товара. Разрешение выдается путем введения сотрудником таможенного органа соответствующей команды в систему. Как только разрешение считается действительным, оно сразу же появляется на дисплее вводного устройства декларанта. Если товар подлежит обложению таможенными платежами, разрешение передается после того, как система получит подтверждение уплаты (перечисления) необходимой суммы. Следовательно, если заявка была определена в первую категорию, то разрешение, например, на ввоз товара может появиться на дисплее сразу же после введения команды на исполнение (подтверждение заявки после ее проверки декларантом). Если система находит, что необходимо произвести проверку документов, то разрешение на выпуск будет получено только после такой проверки.
Аналогичная система действует и в США. Интересно, что именно американская система АКС (автоматизированная коммерческая система) является прототипом японской. Решение о создании в Японии «мозгового центра» всей системы контроля прохождения грузами таможенных процедур было принято на основе результатов изучения опыта США и других зарубежных стран.
Эти направления также нашли свое отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2002—2008 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов.
Первая комплексная автоматизированная система электронного декларирования начала действовать 1 июля 2004 г. на Чертановском таможенном посту Московской западной таможни. Первыми электронными декларантами стали предприятия «Гознак», «Бриджстоун», «Хонда», «Дельта-систем». А всего до конца года в Центральном регионе электронным декларированием будут пользоваться свыше ста крупных участников внешнеэкономической деятельности.
Масштабы работы по внедрению и применению электронной формы декларирования в Приволжском регионе уже становятся заметны. Текущее состояние электронного декларирования в Приволжском таможенном управлении характеризуется следующими цифрами: по состоянию на май 2007 года количество таможенных постов, применяющих электронную форму декларирования, — 14. Более 350 участников ВЭД используют на практике электронную форму декларирования. В I квартале 2007 года выпущено 1557 электронных ГТД (в 2006 году — 3574 электронные ГТД).
Количество деклараций, подаваемых в электронном виде, растет. Если за весь 2005 год было выпущено более 16 тыс. ЭГТД, то за 2006 год их было уже около 29 тыс., за 2007 год с нарастающим итогом (по состоянию на 18.05.2007) — чуть менее 13 тыс. Это говорит о том, что участники ВЭД оценили удобство и экономичность использования безбумажных технологий. У них появилась возможность увеличить товарооборот и значительно сократить накладные расходы. Используя электронное декларирование, решаем целый ряд проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией.
Введение передовых технологий в таможенном деле позволяет значительно упростить таможенный контроль и с нескольких часов до 25—30 минут сократить время оформления товаров на таможенной границе. Импортеры, перевозчики и брокеры, применяющие электронное декларирование, в соответствии с приказом ГТК России № 395 от 30 марта 2004 г. по собственному желанию могут выбирать места таможенного оформления товаров. Немаловажно и то, что с помощью электронного декларирования импортеры или экспортеры непосредственно не общаются с таможенным инспектором. Участники внешнеэкономической деятельности по электронной почте отправляют таможенную декларацию с электронно-цифровой подписью, а также другие необходимые сведения в адрес регионального таможенного органа. Причем всю эту процедуру по ст. 130 Таможенного кодекса можно проводить заблаговременно сразу после отправки и до прибытия товара на таможенную территорию России.
Упрощенно процесс электронного декларирования товаров и транспортных средств можно описать следующим образом: таможенный брокер формирует в электронной форме и подписывает своей электронной цифровой подписью таможенную декларацию, затем направляет ее вместе с комплектом документов на сервер информационно-технической службы таможенного органа. Таможенный инспектор подключается к серверу и проверяет подлинность электронной цифровой подписи брокера, правильность заполнения электронной формы декларации и наличие необходимых электронных копий документов. При отсутствии ошибок таможенник ставит свою электронную цифровую подпись и передает все на обработку в соответствующую систему, которая производит все дальнейшие операции вплоть до выпуска. Например, в Швеции благодаря новейшим компьютерным системам такую операцию можно совершить, используя мобильный телефон (систему 5М5). На мобильный телефон придет ответ из таможни.
Таким образом, международный опыт электронного декларирования основан на использовании единых информационных центров, которые используют базы данных оформления, результатов ранее проведенных проверочных мероприятий, содержат информацию об участниках ВЭД. Эти же информационные центры осуществляют работу с рисками, а именно выполняют категоризацию поданных заявок на оформление. Влияние человеческого фактора сведено к нулю, так как система выдает не только рекомендации, но и контролирует их выполнение. Очень интересна работа по информированию и консультированию участников ВЭД с использованием того же информационного центра. Отличие при использовании информационного центра лишь в том, сколько ресурсов (информационных баз) при этом используется.
Построение системы управления рисками и широкое применение электронного декларирования — длительный и трудоемкий период, на который у таможенных служб развитых зарубежных стран ушли десятилетия. Однако мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как импортерами, так и сотрудниками таможенных органов.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования