logo search
Новые ответы на госы

Т.М. 63. Инспекционно - досмотровые комплексы, назначение, применение.

Наибольшую трудность среди всех видов объектов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов, так как контроль связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ (2-3 часа на одно транспортное средство), наличия специально выделенных для этого площадок, что практически делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов; основная их масса, особенно транзитные грузы, проходит таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого. Кроме того, по этим же причинам также выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды.

В связи с особой опасностью использования указанных видов объектов таможенного контроля для целей организованной контрабанды мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной техники. Одним из уникальнейших технических средств, используемых в таможне, является инспекционно-досмотровый комплекс.

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран – Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: Smiths Heimann (Германия), Nuctech Company Limited (Китай) и Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК. Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Применение ИДК оправданно на предварительном этапе таможенного досмотра. В этом случае проведение идентификации грузов с помощью инспекционно-досмотровой установки не подменяет собой этап тамо­женного досмотра как одной из форм таможенного контроля, а позволяет получить дополнительную информацию о наличии однородностей либо неоднородностей в грузе, подозрительных предметов, предполагаемом количестве каких-либо объектов.

В рамках усиления борьбы с нарушениями таможенных правил (недостоверное декларирование или не декларирование), повышения роли таможенной службы в деле борьбы с терроризмом ФТС России принято решение о создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТККГ и ТС), представляющей собой ряд инспекционно-досмотровых комплексов различных типов, систему управления их работой и электронного обмена с использованием ведомственной телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Концепция создания СТККГ и ТС была определена приказом ФТС России от 24.01.2005 года №52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств».

Итак основными задачами применения ИДК являются следующие:

- повышение объемов и степени достоверности результатов проведе­ния таможенного досмотра;

- ускорение объемов товаропотоков через пункты пропуска на госу­дарственной границе Российской Федерации;

-сокращение затрачиваемого времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;

- проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах;

- увеличение поступлений таможенных платежей в бюджет;

- повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства.

Стоимость каждого мобильного комплекса HCV-Mobile, поставленного в 2007-2008 гг. в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже. Сегодня на автомобильных пунктах пропуска размещены 12 стационарных и уже применяются 42 мобильные системы, а также завершено строительство трех стационарных систем в морских портах. Проводятся работы по их объединению в единую информационную систему.

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов. На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере. Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструкту­ры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах. Значительная часть товаров, перемещаемых морским транспортом, транспортируется в контейнерах стандартных размеров. Особенности конструкции контейнеров, высокая плотность загрузки и разнообразная номенклатура перевозимых товаров затрудняют проведение таможенного досмотра без предварительной выгрузки и размещения товаров на терри­тории складских помещений.

Классификация и технические требования к ИДК.

Виды ИДК

Все инспекционно-досмотровые комплексы являются интроскопическими техническими средствам и  представляют собой сканирующую систему с веерообразным пучком рентгеновских лучей, которые, просвечивая объект, отображают его снимок в рентгеновских лучах на экране компьютера.

Исходя из практики использования специальной досмотровой рентгеновской техники, инспекционно-досмотровые комплексы можно классифицировать следующим образом:

- мобильные ИДК;

- перемещаемые (легковозводимые) ИДК;

- стационарные ИДК.

В зависимости от объектов контроля ИДК можно разделить на:

- ИДК для автотранспортных средств;

- ИДК для железнодорожных контейнеров;

- ИДК для авиаконтейнеров;

- ИДК для морских контейнеров

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему.

Мобильный ИДК полностью размещается на шасси автомобиля. Развёртывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны).

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищённой от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счёт перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью.

Практическая производительность сканирования для транспортных средств длиной 18 м - 25 транспортных средств / час.

Перемещаемые (легковозводимые) инспекционно-досмотровые комплексы.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлении. Во время сканирования досматриваемые транспортные средства неподвижны, т.к. сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.

  Данные комплексы в основном используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

  17 ноября 2005 года первый в России легковозводимый ИДК прошел приемо-сдаточные испытания на пункте пропуска "Троебортное" Брянской таможни на российско - украинской границе.