logo search
Новые ответы на госы

И.Г. 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.

Эффективность – это отношение результатов к затратам. Под показателем эффективности понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели. Показатели могут выражаться как в качественной, так и количественной форме.

Специалисты отмечают, что под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи.

Таким образом, результативность следует понимать как меру эффективности, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

Показатели эффективности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников.

Показатели эффективности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:

Чаще всего в области таможенного дела выделяют 3 подхода к эффективности таможенных органов: первый подход – это управленческая деятельность (ФТС – орган исполнительной власти, таможня для государства) – эффективность в сфере управления, второй подход – это производственная сфера – экономическая эффективность, третий подход – сфера услуг (Таможня для участника ВЭД)- общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. Если рассматривать эффективность таможенного дела с позиций участника внешнеэкономической деятельности, то необходимо обратить внимание на такой показатель как скорость выпуска таможенной декларации (ТД). При определении эффективности таможенного дела с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности. Один из подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат. В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

Федеральная таможенная служба:

- устанавливает значения контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности в соответствии с приказами «О контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности» для подчиненных таможенных органов,

- осуществляет оценку их выполнения на основе и распоряжения ФТС РФ «Об утверждении правил оценки выполнения таможенными органами контрольных показателей эффективности деятельности», используя показатели и методики их расчета.

ФТС РФ устанавливает приказы о контрольных и аналитических показателях и распоряжения по оценкам о выполнении показателей эффективности для РТУ, РТУ издает аналогичные приказы и распоряжения для подчиненных ему таможен, а таможни для таможенных постов (если направления, специфика деятельности постов разная, то для каждого поста свой перечень показателей).

Таможенные органы ежеквартально составляю аналитический отчет о выполнении показателей эффективности деятельности, рассчитывая каждый показатель согласно его методике расчета.

По результатам выполнения контрольных показателей вышестоящий таможенный орган выставляет оценку о выполнении показателей эффективности деятельности и определяет количество баллов. Выполнения показателя оценивается на «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Предложения по совершенствованию значений и методик расчета показателей, а также правил оценки выполнения показателей, таможенные органы направляют в структурные подразделения Региональных таможенных управлений.

К недостаткам существующей системы оценки эффективности деятельности таможенных органов можно отнести:

-избыточное разрастание и усложнение комплекса показателей;

-некорректная попытка служить универсальным инструментом оценки на всех уровнях иерархии;

ряд показателей, не отражающих собственно эффективность деятельности таможенных органов;

-несбалансированность комплекса показателей.

Кроме того, одни данные вносятся в центральную базу данных таможенных органов с использованием ведомственных программных средств, а другие представляются в обыкновенной табличной форме (MS Excel), заполняемых вручную, что обусловливает возможность появления некорректных сведений (например, ввиду ошибки).

Решением существующих проблем являются:

-Расчет показателей эффективности должен осуществляться путем дополнения существующего функционала программных средств представления отчетности соответствующими алгоритмами.

-Крайне важно «вывести» сам процесс расчета и итоговые значения за пределы области воздействия человека.

Согласно ст.18 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ» от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ Основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.