logo search
Uchebnoe_posobie_Vved_v_spets

1.3 Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.В.)

Начало XIX века в России знаменуется отменой коллежской системы управления и переходом на министерскую. В 1811 году Министерство коммерции ликвидируется, а управление таможенным делом передается Департаменту внешней торговли, входившему в состав Министерства финансов. (Такое положение сохраняется и в советский период).

В 1819 году принимается первый в истории России таможенный устав, в который вводится понятие контрабанды.

Во втором Таможенном уставе, принятом в 1857 году, определяются права и обязанности таможенных чиновников.

А с 1865 года функции по управлению таможенными учреждениями перешли к Департаменту таможенных сборов.

Третий Таможенный устав, принятый в 1892 году, вводит новые подразделения – таможенную охрану на море и в прибрежных водах [27].

(Одним из представителей судов таможенной охраны на Дальнем Востоке России является ветеран – мемориальный корабль-музей Тихоокеанского флота «Красный вымпел», пришвартованный на Корабельной набережной Владивостока, напротив мемориальной гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56. До Октябрьской революции этот военный пароход назывался «Адмирал Завойко» и до 1921 года служил таможенному делу, а затем вошел в состав военно–морского флота на Тихом океане) [29].

Борьба протекционистской и фритредерской тенденций протекала с переменным успехом: таможенный тариф 1819 года установил такие минимальные ввозные пошлины, что, по свидетельству современников, этот тариф "убил русскую промышленность". В тарифах 1850, 1857 и 1868 г.г. продолжалась либерализация тарифов, снижение ставок таможенных пошлин. И лишь с 1877 года снова стал усиливаться протекционизм таможенной политики. Таможенный тариф 1891 г. состоял из трёх взаимосвязанных тарифов - европейского, азиатского и финляндского, что свидетельствует о дифференциальном подходе к выработке такой таможенной политики, которая в большей степени отвечала национальным интересам Российского государства [27].

Проводя исторические параллели, мы можем и сегодня наблюдать упорную борьбу так называемых "западников" (фритредеров) и "государственников" (протекционистов) в современном российском правительстве, что связано как с объективными условиями, так и с субъективными причинами развития Российской Федерации на современном этапе.

Четвертый Таможенный устав, принятый в 1904 году, установил следующую структуру таможенной иерархии:

  1. Департамент таможенных сборов

  2. Окружные и участковые таможенные управления

  3. Таможни

  4. Таможенные заставы

  5. Таможенные посты и пункты

Низшим звеном этой структуры были переходные пункты (таможенные посты), единственным служащим которых являлся таможенный надзиратель.

Более крупными учреждениями являлись таможни, в штат которых входили: управляющий; его помощники; служащие - надзиратели, смотрители (инспекторы, контролёры); казначеи; секретари (бухгалтеры, кассиры); эксперты; нижние чины – казаки (охрана, отряды быстрого реагирования). Таможни объединялись в таможенные округа (региональные таможенные управления), а наиболее крупные таможни подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов Российского Министерства финансов (таможни центрального подчинения).

Кроме пограничных таможенных учреждений, находившихся на сухопутных, морских и железнодорожных путях и оформлявших товары, перемещавшиеся через границу, действовали "внутренние" таможни, осуществлявшие лишь внешний досмотр товаров, следовавших в глубь страны. Эта структура просуществовала до октября 1917 года [27].

Подводя итоги развития таможенного дела в России в дооктябрьский период, необходимо отметить, что таможенная система, таможенные органы в своей деятельности выполняли следующие задачи:

- фискальную (в конце XIX в. доходы от таможенной деятельности составили 14,5% всех доходов казны);

Наряду с этим, деятельность российских таможенников была сопряжена с выполнением полицейских функций по охране государственного строя.