13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
Взяв за основу положения ТК ТС, там. платежи можно определить как там. пошлины, налоги и сборы, обяз-сть взимания, а при необх-ти и взыскания к-х возложена на там. органы.
К там. платежам относятся (ст. 70 ТК ТС):
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3)НДС , взимаемый при ввозе товаров на там. территорию там. союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на там. территорию ТС;
5) таможенные сборы.
ТК ТС указывает на то, что спец-ные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устан-тся в соответствии с межд-ми договорами государств ТС и (или) нац-ным закон-вом государств ТС, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной там. пошлины.
Там. платежи первой группы (там. пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налог. части федерального бюджет. Назначение там. пошлины двояко, во-первых, Там. пошлина может рассматриваться как источник пополнения гос. бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налог. системы РФ» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).
п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что там. пошлина - обязательный платеж, взимаемых там. органами в связи с перемещением товаров через там. границу.
НДС - налог на добавленную стоимость, существует в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости товаров (работ, услуг). НДС является косвенным налогом, т.к. устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу (аналогично акцизу и таможенной пошлине), в отличие от прямых налогов. На практике НДС похож на налог с оборота, а бремя его уплаты в конечном итоге ложится на потребителя.
Акцизы – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги, включаемые в цену изделия или тариф, но в отличие от НДС ограничены опред-ми их видами и группами. Акцизы включаются в цену товара и позволяют гос-ву изъять часть стоимости, к-я не отражает ни эффективность произ-ва, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий произ-ва и реализации так называемых подакцизных товаров. Акцизы устан-тся на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, к-ю получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их произ-ва и реализации. Акцизы также выступают ср-вом ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них.
НДС и акциз уплачиваются в соответствии с Налог. кодексом РФ. Лицами ответственными за уплату НДС и акциза являются те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объектом налогообложения для данных видов налогов является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Там. сборами являются обяз-ные платежи, взимаемые там. органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, там. сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов там. союза.
Размер там. сборов не может превышать примерной стоимости затрат там.органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
К там. сборам относятся (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"):
1) там. сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (там.сборы за там. операции);
2) там. сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Плательщиками там. сборов за там. операции и там. сборов за там.сопровождение являются декларант или иные лица, на которых возложена обяз-ть по уплате там. пошлин, налогов в соответствии тк тс, международными договорами государств - членов Таможенного союза. Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.
Там. сборы исчисляются плательщиками, за исключением случаев при выставлении требований об уплате там. платежей, а также при исчислении там. сборов в отношении товаров для личного пользования, здесь они исчисляются там. органами (ст. 125 ФЗ).
Для целей исчисления сумм там.сборов за там. операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Для целей исчисления сумм там. сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом.
Для целей исчисления сумм там. сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.
Срок уплаты таможенных сборов (ст. 127 ФЗ). Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.
Там. сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения там. органа.
Уплата там. сборов осуществляется на счет Фед. казначейства в валюте Р. Уплата физ. лицами там. сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу там. органа.
Если после регистрации там. декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину там. сборов за там. операции, сумма там. сборов за там. операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за там. операции не производятся.
В случаях отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной там. процедурой в отношении сумм там. пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией там. декларации на помещение товаров под эту там. процедуру, а также отзыва таможенной декларации, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.
Размер там. сборов за там. операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей.
При декларировании товаров с подачей временной там. декларации ставки там сборов за там операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размерах в соответствии с предыдущим абзацем.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:
1) за осуществление там. сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;
б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;
в) от 101 до 200 км включительно - 4 000 рублей;
г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;
2) за осуществление там. сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.
Там. сборы за хранение на складе временного хранения там. органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день - к полному.
Исчисление сумм подлежащих уплате там. сборов производится в валюте РФ. В случаях, если для целей исчисления сумм там. сборов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Ввозные там. пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа (в России — Казначейство России) и подлежат зачислению в национальной валюте той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Ден. суммы, поступившие от ввозных таможенных пошлин на единый счет уполномоченного органа стороны, подлежат распределению в следующих размерах:
— Республика Беларусь — 4,7%;
— Республика Казахстан — 7,33%;
— Российская Федерация — 87,97%.
Дальнейшее перечисление сумм ввозных там. пошлин сторонам осуществляется уполн-ми органами сторон на счета в иностранной валюте других сторон в рабочий день стороны, следующий за днем зачисления указанных сумм на единый счет уполн-го органа.
Вывозные там. пошлины, НДС и акцизы, а также там. сборы (там. сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, за хранение, за таможенное сопровождение) подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Уплата физ. лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
Объектом обложения там пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п.1. ст. 75 ТК ТС).
Базой для исчисления там. пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (п.2. ст. 75 ТК ТС).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза – НК РФ (п.3. ст. 75 ТК ТС).
Там. пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При взыскании там. пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм там. пошлин, налогов производится там. органом государства - члена там. союза, в к-м подлежат уплате там. пошлины, налоги.
Исчисление сумм там. пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства - члена там. союза, там. органу к-го подана там. декларация, за исключением случаев, предусмотренных межд-ми договорами государств - членов таможенного союза.
Сумма там. пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, опред-тся путем применения базы для исчисления там. пошлин и соответствующего вида ставки там. пошлин.
Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, опред-тся в соответствии с законод-вом государства - члена там. союза, на территории к-го товары помещаются под там. процедуру либо на территории к-го выявлен факт незаконного перемещения товаров через там. границу.
Когда будет установлено (подтверждено) в порядке, опред-ом межд-ым договором гос-тв – членов ТС, что товары, помещенные под процедуру там. транзита, нах-ся на территории другого государства – члена ТС, суммы там. пошлин, налогов подлежат исчислению в соответствии с законод-вом того государства - члена ТС, в к-м они подлежат уплате.
Общая сумма ввозных там. пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму там. пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате там. платежей, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 74 ТК ТС (далее - льготы по уплате там. пошлин, налогов), пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма там. пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок там. пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки там. пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.
Плательщиками там. пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на к-х в соответствии с ТК ТС, межд-ми договорами государств — членов ТС и (или) законодательством государств — членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).
Для целей исчисления там. пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации там. декларации там. органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате таможенных платежей (ст. 74 ТК ТС):1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.Льготы по уплате налогов и там. сборов определяются законодательством государств - членовТС.
Основные элементы таможенной пошлины.
Плательщиками там. пошлин являются декларант или иные лица, на к-х в соответствии с ТК ТС, межд-ми договорами государств — членов ТС и (или) законод-ом государств — членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).
На основании ст. 80—81 ТК ТС всех плательщиков там. пошлин можно разделить на :1. Обязательные плательщики там. платежей. К ним следует отнести декларантов и там. представителей, поскольку они являются участниками там. операций и процедур, требования к-х предусматривают уплату там. платежей (за исключением случаев предоставления льгот по там. платежам).2. Возможные плательщики там. платежей могут рассматриваться в качестве таковых только при наличии опред-ых обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через там. границу), с которыми ТК ТС, межд-ые договоры государств — членов ТС и (или) законодательство государств — членов ТС связывают возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.
Возможными плательщиками таможенных платежей могут быть:
— декларанты, не соблюдающие требования условного выпуска товаров или требования там. процедур либо желающие использовать товары (распорядиться ими) в иных целях, не предусматривающих предоставление льгот; — лица, осуществляющие деят-ть в сфере там. дела, за исключением там. представителя, к-й не несет обязанностей по совершению там. операций, обусловленных требованиями там. процедур, под к-е были помещены товары (ч. 2 п. 1 ст. 16 ТК ТС); — лица, осуществляющие операции с товарами, находящимися под там. контролем (например, перевозчики); — лица, получившие права на товары, помещенные под отдельные там. процедуры (например, приобретатель товаров, помещенных под там. процедуру там. склада, — п. 4 ст. 232 ТК ТС); — лица, незаконно перемещающие товары или участвующие в незаконном перемещении, либо лица, приобретшие в собственность или во владение незаконно ввезенные товары (п. 2 ст. 81 ТК ТС).Объектом обложения там. пошлинами являются товары, перемещаемые через там. границу (ст. 75 ТК ТС).
Базой для исчисления там. пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является там. стоимость товаров и (или) их физическая характ-ка в натур-ом выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, к-я неотделима от товара до его потребления и в к-й товар предст-тся для розничной продажи, объем или иная характ-ка).
Выбор конкретной базы для исчисления там. пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
Стоимостная характеристика товара – там. стоимость - используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам.
При расчете там. пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении: кол-во (штуки, пары и др.); масса товара с учетом его первичной упаковки, к-я неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.); объем (литры, кубометры); иные характеристики (киловатт-часы и др.).
На основании п. 1 ст. 82 ТК ТС сроки уплаты там. пошлин, налогов установлены при совершении там. операций и для каждой там. процедуры отдельно. Однако по общему правилу там. пошлины, налоги должны быть уплачены в пределах сроков выпуска товаров (подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС).
Порядок и сроки уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты таможенных платежей.
Статья 82. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
1. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290,300, 306, 344 и 360 настоящего Кодекса.
2. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с:1) международными договорами государств - членов таможенного союза - при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса;2) законодательством государств - членов таможенного союза - при установлении таможенной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса.
3. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии состатьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств-членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства-члена таможенного союза.
Статья 83. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов
1. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.
2. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств-членов таможенного союза.
Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяется законодательством государства-члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.
Статья 84. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
2. В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.
Когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств-членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства-члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве-члене таможенного союза.
3. Там. пошлины, налоги уплачиваются в валюте гос-ва-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
4. Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств-членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
5. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.
6. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств-членов таможенного союза.
7. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.
Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов
В ст. 83 ТК урегулированы отношения, связанные с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, под которым понимается перенос момента уплаты таможенных платежей на более поздний срок.
В указанной статье и национальном таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза предусмотрено две формы изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов - отсрочка и рассрочка.Отсрочка представляет собой такую форму изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, при которой происходит отложение срока исполнения данной обязанности на определенный период (продление срока), по окончании которого вся сумма таможенного платежа вносится единовременно.Применение рассрочки предполагает предоставление права уплаты всей суммы таможенного платежаопределенными частями в установленные сроки (поэтапная уплата).Легальные определения терминов "отсрочка" и "рассрочка" в ТК не даются. Национальное таможенное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь также не содержит их. В законодательстве Российской Федерации понятия "отсрочка" и "рассрочка" закреплены в п. 1 ст. 64 НК РФ, которая предусматривает, что отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока их уплаты при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. В таможенном законодательстве Республики Казахстан отсрочкой признается предоставление права плательщику на продление срока уплаты там. пошлины, а рассрочкой - предоставление права плательщику на поэтапную уплату таможенной пошлины равными долями в соответствии с графиком погашения указанной рассрочки (см. п. 3 ст. 134 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").При рассмотрении вопроса об изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов необходимо учитывать положения Межд-ной конвенции от 18 мая 1973 года "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (Киотской конвенции), в соответствии со стандартным правилом 4.15 Специального приложения B которой в тех случаях, когда национальное законодательство предусматривает возможность отсрочки уплаты пошлин и налогов, в нем должны быть установлены условия предоставления такой возможности.Применительно к изменению сроков уплаты там. пошлин, налогов ТК в зависимости от вида там. платежей предусматривает два уровня регулирования - наднациональный и национальный. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты там. пошлин определяются на наднациональном уровне - международным договором государств - членов Таможенного союза. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются на национальном уровне - законодательством государства - члена Там. союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.Установление оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты там. пошлин осуществляется исключительно на наднациональном уровне регулирования. Данным отношениям посвящено Соглашение от 21 мая 2010 года "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты там. пошлин". В силу ст. 2 указанного Соглашения, отсрочка или рассрочка уплаты там. пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Это соглашение устанавливает перечень оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (п. 1 ст. 6 Соглашения), который является открытым и допускает установление иных обстоятельств, не предусмотренных в нем. Так, согласно п. 3 ст. 6 Соглашения Евразийской экономической комиссией могут быть определены иные основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты там. пошлин либо приостановлено действие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, поименованных в Соглашении.Изменение сроков уплаты налогов осуществляется исключительно на национальном уровне в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации следует руководствоваться ст. ст. 133 - 136 Федерального закона "О там. регулировании в Российской Федерации"; в Республике Беларусь - ст. 45 Налогового кодекса Республики Беларусь; в Республике Казахстан - ст. 133 Кодекса Республики Казахстан "О там. деле в Республике Казахстан". Если национальное законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан допускают возможность изменения сроков уплаты налогов, устанавливая основания, порядок и условия такого изменения, то в Республике Беларусь согласно п. 2 ст. ст. 45 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года N 166-З изменение срока уплаты налога не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Налоговом кодексе Республики Беларусь, там. законодательстве ТС и (или) установленных Президентом Республики Беларусь.
Таможенная пошлина: сущность, функции, характеристика основных элементов ввозной и вывозной таможенной пошлины. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины
Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Функции т. пошлин: Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета. Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров. Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:
- ввозная (импортная) таможенная пошлина;
- вывозная (экспортная) таможенная пошлина.
Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.
Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.
Таможенные пошлины объединены в Таможенном тарифе Таможенного союза в виде свода. Товары для целей применения ставок таможенных пошлин классифицированы и систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Ставка таможенной пошлины представляет собой определенную величину которая служит основой для расчета размера таможенной пошлины. Ставка таможенной пошлины устанавливается на каждую категорию товаров и применяется в отношении товара перемещаемого через там. границу ТС.
В ТС применяются следующие виды ставок пошлин (статья 71 ТК ТС):
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть минимальными, преференциальными и максимальными.
Минимальными ставками таможенных пошлин облагаются товары, происходящие из государств, которым при торговле в ТС предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Ставки таможенных пошлин по позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым ТС предоставляет режим наибольшего благоприятствования, являются базовыми (минимальными). В отношении товаров, происходящих из государств, которым ТС не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или страна происхождения которого не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные вдвое (максимальные).Преференциальные являются разновидностью льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. В основе определения размера таможенной пошлины заложена таможенная стоимость. Размером таможенной пошлины является сумма, которую необходимо уплатить плательщику по данному платежу. Таможенная стоимость товаров и (или) их количество является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами.
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса)Обязанность по уплате ТП возникает с момента регистрации ТО декларации.
Обязанность по уплате ТП прекращается в случаях:
1) уплаты или взыскания таможенных пошлин;
2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот;
3) уничтожения (безвозвратной утраты) товаров;
4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин не превышает сумму 5 евро;
5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
6) обращения товаров в собственность государства;
7) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
8) при признании ее безнадежной к взысканию.
Исчисление таможенных пошлин
Таможенные пошлины исчисляются плательщиками самостоятельно.При взыскании таможенных пошлин исчисление подлежащих уплате сумм производится таможенным органом.Исчисление сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате там. платежей.
Чтобы рассчитать сумму таможенной пошлины, необходимо:
- определить таможенную стоимость ввозимых товаров;
- классифицировать ввозимый/вывозимый товар;
- определить ставку таможенной пошлины;
- определить страну происхождения ввозимого товара.
Таможенная пошлина не взимается в четырех случаях.
1. Если ввозимые товары освобождены от таможенных пошлин на основании российских законов.2. Если ввозимые товары происходят из наименее развитой страны. Чтобы не платить таможенные пошлины по этому основанию, нужно представить сертификат происхождения товара из наименее развитой страны.3. Если ввозимые товары помещаются под определенные таможенные режимы. Таможенные пошлины не взимаются, если ввозимые товары помещаются под следующие таможенные режимы:
- реимпорт;
- ранзит;
- таможенный склад;
- магазин беспошлинной торговли;
- переработка товаров под таможенным контролем (не уплачиваются, если продукты переработки вывозятся; если они помещаются под режим выпуска для свободного обращения, пошлины уплачиваются);
- временный ввоз (применяется полное условное либо частичное освобождение);
- свободная таможенная зона и свободный склад;
- переработка товаров вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки не уплачиваются; по некоторым товарам - уплачиваются частично);
- реэкспорт (если были уплачены при ввозе - возвращаются);
- уничтожение;
- отказ в пользу государства.
4. Если товар произведен в СНГ и ввозится из стран СНГ.
Если ввозится товар, происходящий из страны, к-й не предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации (или страна происхождения товара неизвестна), ставка пошлины, умножается на 2; если ввозится товар, происх-щий из развивающейся страны, ставка пошлины умножается на 0,75.
Основные элементы таможенной пошлины.
Плательщиками там. пошлин являются декларант или иные лица, на к-х в соответствии с ТК ТС, межд-ми договорами государств — членов ТС и (или) законод-ом государств — членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).На основании ст. 80—81 ТК ТС всех плательщиков там. пошлин можно разделить на :
1. Обязательные плательщики там. платежей. К ним следует отнести декларантов и там. представителей, поскольку они являются участниками там. операций и процедур, требования к-х предусматривают уплату там. платежей (за исключением случаев предоставления льгот по там. платежам).
2. Возможные плательщики там. платежей могут рассматриваться в качестве таковых только при наличии опред-ых обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через там. границу), с которыми ТК ТС, межд-ые договоры государств — членов ТС и (или) законодательство государств — членов ТС связывают возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.
Возможными плательщиками таможенных платежей могут быть:
— декларанты, не соблюдающие требования условного выпуска товаров или требования там. процедур либо желающие использовать товары (распорядиться ими) в иных целях, не предусматривающих предоставление льгот; — лица, осуществляющие деят-ть в сфере там. дела, за исключением там. представителя, к-й не несет обязанностей по совершению там. операций, обусловленных требованиями там. процедур, под к-е были помещены товары (ч. 2 п. 1 ст. 16 ТК ТС); — лица, осуществляющие операции с товарами, находящимися под там. контролем (например, перевозчики); — лица, получившие права на товары, помещенные под отдельные там. процедуры (например, приобретатель товаров, помещенных под там. процедуру там. склада, — п. 4 ст. 232 ТК ТС); — лица, незаконно перем-щие товары или участвующие в незаконном перемещении, либо лица, приобретшие в собственность или во владение незаконно ввезенные товары (п. 2 ст. 81 ТК ТС).
Объектом обложения там. пошлинами являются товары, перемещаемые через там. границу (ст. 75 ТК ТС). Базой для исчисления там. пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является там. стоимость товаров и (или) их физическая характ-ка в натур-ом выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, к-я неотделима от товара до его потребления и в к-й товар предст-тся для розничной продажи, объем или иная характ-ка).Выбор конкретной базы для исчисления там. пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
Стоимостная характеристика товара – там. стоимость - используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам.
При расчете там. пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении: кол-во (штуки, пары и др.); масса товара с учетом его первичной упаковки, к-я неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.); объем (литры, кубометры); иные характеристики (киловатт-часы и др.).
На основании п. 1 ст. 82 ТК ТС сроки уплаты там. пошлин, налогов установлены при совершении там. операций и для каждой там. процедуры отдельно. Однако по общему правилу там. пошлины, налоги должны быть уплачены в пределах сроков выпуска товаров (подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС).
Там. пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.
В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.
Основную часть там. пошлин практически во всем мире (и Россия здесь не исключение) составляют импортные пошлины. Основная их задача в нашей стране — защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Россию иностранных товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — также для пополнения доходной части бюджета.
Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.
По способу исчисления там. пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные. Адвалорные исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические исчисляются в установленном размере за единицу товаров (например, 10 евро за 1 кг или 0,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя и пр.), а комбинированные сочетают в себе как первые, так и вторые (например, 0,8 евро за куб. см рабочего объема двигателя, но не менее 30% от таможенной стоимости).
Ставки там. пошлин могут быть дифференцированы также в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки там. пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.
В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, — к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).
Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого, функции таможенных пошлин носят фискальный и регулятивный характер.
- 1 Экономическая безопасность: сущность и стратегическое обеспечение в Российской Федерации.
- 2.Угрозы экономической безопасности и их классификация
- 3.Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности
- 4.Правовые, экономические и организационные основы таможенно-тарифного регулирования в рф. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования
- 5.Единый таможенный тариф Республики Беларусь, республики Казахстан и рф: цели применения, функции, структура, принципы построения
- Раздел 1. Живые животные; продукты животного происхождения.
- 7.Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения
- 8.Порядок контроля таможенной стоимости товаров
- 9.Страна происхождения товара: понятие, цели, определение, механизм практического применения
- Глава 7 тктс
- 10.Цель, задачи, основные направления валютного контроля в рф
- 11.Функции, полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля
- 12.Порядок перемещения через таможенную границу тс денежных средств и денежных инструментов
- 13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
- 16. Таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, особенности взимания таможенных сборов за таможенные операции
- 17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
- 18. Порядок взыскания таможенных платежей
- 20. Формы таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
- 22.Цели и порядок проведения личного досмотра
- 23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля
- 25.Прибытие товаров на таможенную территорию тс (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 26.Убытие товаров с таможенной территории тс (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
- 27.Правовой статус таможенного перевозчика
- 28. Временное хранение. Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
- Глава 25. Тк тс. Временное хранение.
- 29.Места временного хранения
- Глава 25 тк тс
- 30.Правовой статус владельца свх
- Глава 3
- 31 Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Формы и сроки декларирования товаров
- Глава 27 тк тс. Там.Деклар-е тов-в
- 32. Подача и регистрация таможенной декларации
- Глава 27.Таможенное декларирование товаров
- 33.Перечень и характеристика документов, представляемых при декларировании товаров
- Глава 27. Таможенное декл-ние тов-в
- 34.Предварительно декларирование товаров
- Глава 27.Таможенное декларир-е тов-в
- 35.Правовой статус декларанта
- Глава 27.Тамож-е декл-ние тов-в
- 36. Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска
- Глава 28.Выпуск товаров
- 37. Условный выпуск товаров. Сроки выпуска
- Глава 28. Выпуск товаров
- 42.Содержание таможенной процедуры «переработка на таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 43.Содержание таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 44.Содержание таможенной процедуры «переработка вне таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 45. Содержание таможенной процедуры «экспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 46.Содержание таможенной процедуры «реэкспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 47.Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
- 49.Таможенный контроль международных почтовых отправлений .
- 52.Структура построения етн вэд и сфера ее применения
- 53.Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.
- 54.Единая автоматизированная информационная система (еаис) фтс России: назначение, состав, решаемые задачи
- 56. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования
- 57. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством
- 58. Понятие и сущность тстк. Роль и место тстк в таможенном контроле
- 59. Источники таможенного права (понятие и виды, пределы действия, таможенные нормы)
- 60. Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общие характеристики)
- 61. Функции таможенных органов (понятие и содержание)
- 62. Ответственность в таможенном праве (понятие, значение и виды ответственности)
- 63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
- 64. Порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц
- 65. Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти. Структура фтс рф
- 66. Понятие и виды административных наказаний за нарушение таможенных правил
- 67. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела
- 68. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
- 69. Стороны и участники по делам о нарушении таможенных правил, их правовое положение
- 70. Понятие базисных условий поставки, их использование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
- 71. Паспорт сделки: порядок оформления и его применение в целях валютного контроля.
- Статья 20. Паспорт сделки
- 72. Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре «Временный ввоз (допуск)».
- 73. Определение таможенной стоимости и применение таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами на таможенную территорию тс.
- 74. Коммерческие документы во внешней торговле.
- 75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.
- 76. Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза по защите прав интеллектуальной собственности.
- 77. Формы управленческой деятельности в государственном управлении.
- 78. Принципы, виды и уровни государственного управления.
- 79. Таможенное дело как объект и субъект управления.
- 80. Организация системы управления в таможенных органах.
- 81. Управленческая деятельность. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности
- 82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
- 83.Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов
- 84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
- 86. Таможенная экспертиза. Виды таможенной экспертизы, права и обязанности эксперта.
- 87. Порядок и сроки проведения административного расследования по делам о нарушении таможенного законодательства.
- 88. Виды таможенных процедур. Общие положения.
- 89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде
- 90.Организация таможенного контроля ввоза на таможенную территорию тс товаров, принадлежащих лицам, пользующимися таможенными льготами.