logo search
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

Экономика таможенного дела как наука

Таможенное дело в России относится к ведению феде­ральных органов государственной власти и представляет собой совокуп­ность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифно­го регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В формировании мер таможенно-тарифного регулирования внешнеэ­кономической деятельности участвует ряд федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Реализация же комплекса та­моженно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС) Российской Феде­рации, составляющую единую систему, включающую центральный аппарат ФТС, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты Российской Федерации, представительства Службы за рубежом1.

ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правона­рушениями.

Таможенное дело в Российской Федерации - это особая область дея­тельности, часть национальной экономики, ее государственного сектора, в которой таможенные органы и другие подведомственные ФТС России предприятия и организации осуществляют на основе единой технологии таможенные работы и услуги, обеспечивающие реализацию регулятивных, контрольных, экономических и информационно-аналитических функций.

Таможенное дело в Российской Федерации характеризуется рядом осо­бенностей:

- представляет собой организационно оформленную систему, включа­ет субъектов двух видов: управляющую подсистему - ФТС России и управляемые подсистемы - региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, представительства Службы за рубежом, а также тамо­женные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учеб­ные заведения, предприятия и организации, подведомственные ФТС России;

- представляет собой финансируемую из федерального бюджета часть государственного сектора экономики;

- обеспечивает выполнение таможенных работ и оказание таможенных услуг и выступает как «чистая» экономическая отрасль, поскольку все входящие в нее организации заняты выполнением только тамо­женных операций.

Таможенное дело имеет сложную структуру, включающую ряд элемен­тов, в том числе организацию, управление и экономику.

Организация - это совокупность структуры системы и способов функ­ционирования ее элементов.

В организационной структуре таможенного дела выделяются социаль­но-экономический, материально-вещественный, технологический и инфор­мационный аспекты.

Социально-экономический аспект определяется формой собственности на основные ресурсы, с помощью которых выполняются таможенные рабо­ты и оказываются таможенные услуги. Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется на основе государственной формы собственности.

Материально-вещественную основу таможенного дела составляют основные средства и материальные запасы таможенных органов.

Технологический аспект - это совокупность процессов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в таможенном деле.

Информационный аспект - это совокупность форм и способов упоря­дочения таможенной информации.

Управление в таможенном деле представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий (то есть воздействий субъекта управления на объект управления, предназначенных для достижения цели управления)2.

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований:

- во-первых, это хозяйство таможенной системы, то есть преобразо­вание некоторых видов экономических ресурсов в таможенный про­дукт, или привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела производственных ресурсов для вы­полнения таможенных работ и оказания таможенных услуг;

- во-вторых, это совокупность экономических отношений между фи­зическими и юридическими лицами и государством в лице таможен­ных органов в процессе таможенной деятельности;

- в-третьих, это совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенной службы при выпол­нении таможенных работ и оказании таможенных услуг, о законо­мерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.