logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 39. Таможенная процедура реимпорта

Статья 292. Содержание таможенной процедуры реимпорта

Комментарий к статье 292

1. Комментируемая статья открывает новую главу 39 "Таможенная процедура реимпорта" и закрепляет положения о содержании таможенной процедуры реимпорта, а именно:

- дает легальное определение понятию "реимпорт";

- закрепляет статус товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта.

Часть первая комментируемой статьи дает нормативное определение понятию "реимпорт". Так, согласно комментируемой статье реимпорт - это таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 комментируемого Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таким образом, таможенная процедура реимпорта обладает следующими характерными чертами:

- ранее вывезенные товары с таможенной территории Таможенного союза ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза;

- ввоз ранее вывезенных с таможенной территории товаров должен быть осуществлен в установленные комментируемым Кодексом сроки (см. комментарий к ст. 293 комментируемого Кодекса);

- отсутствие уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура реимпорта отнесена законодателем к группе завершающих таможенную процедуру и предполагает завершение нахождения товаров, ранее вывезенных с таможенной территории ТС, за ее пределами путем их обратного ввоза на эту территорию.

Таможенной процедуре реимпорта посвящена также глава 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи определяет статус товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта.

Отметим, что в соответствии с частью второй комментируемой статьи товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров Таможенного союза, за исключением товаров, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 293 комментируемого Кодекса, являющихся продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с ч. 3 ст. 253 комментируемого Кодекса.

Отметим, что таможенная процедура реимпорта может быть использована во внешнеэкономической деятельности как таможенная процедура, которая имеет самостоятельное значение, и как процедура, посредством которой завершается действие иных таможенных процедур. В качестве примера, когда таможенная процедура реимпорта имеет самостоятельное значение, можно отметить случай обратного ввоза товаров, ранее вывезенных за территорию Таможенного союза для их постоянного нахождения вне территории Таможенного союза (таможенная процедура экспорта). В свою очередь, посредством таможенной процедуры реимпорта могут завершаться действия, в частности, такой таможенной процедуры, как временный вывоз товаров.

Следует также заметить, что понятие "товары Таможенного союза" раскрывается в ст. 4 комментируемого Кодекса и означает находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары, в т.ч. ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза.

Статья 293. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

Комментарий к статье 293

1. Комментируемая статья закрепляет условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает случаи помещения ранее вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Так, под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:

- эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории Таможенного союза, или в иной срок, установленный в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи;

- эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

- таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 294 комментируемого Кодекса.

Отметим, что соблюдение вышеперечисленных условий должно быть одновременным. Следовательно, при отсутствии хотя бы одного из них помещение ранее вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта не допускается.

Кроме того, под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если эти товары ввозятся в течение срока временного вывоза и находятся в том же состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза.

Обратим внимание, что согласно абзацу первому части первой статьи 288 комментируемого Кодекса срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 288 комментируемого Кодекса.

Следовательно, ранее вывезенные товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, могут быть помещены под таможенную процедуру реимпорта, в случае если они находятся в том же состоянии, а также если данные товары ввозятся в течение срока, установленного таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза.

Также под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если эти товары ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории Таможенного союза, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

Отметим, что согласно части первой ст. 256 срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать 2 (два) года. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.

Следовательно, ранее вывезенные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, могут быть помещены под таможенную процедуру реимпорта, в случае если они находятся в том же состоянии, а также если данные товары ввозятся в течение 2 лет со дня их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.

Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки, за исключением продуктов переработки товаров, при выпуске которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта (дефектов), явившегося (явившихся) причиной безвозмездного (гарантийного) ремонта этих товаров.

Обратим внимание, что комментируемая статья устанавливает закрытый перечень возможных случаев помещения ранее вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта. Следовательно, в иных случаях помещение ранее вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта не допускается.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает положение, согласно которому в отношении отдельных категорий товаров решением Комиссии Таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии) могут быть установлены сроки, превышающие срок, указанный в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи.

Категории товаров, для которых срок помещения под таможенную процедуру реимпорта может превышать срок, установленный Таможенным кодексом Таможенного союза, утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" (вместе с Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска), Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру). Так, согласно данному решению установлены следующие категории товаров:

- товары, указанные в части первой комментируемой статьи и использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под таможенную процедуру реимпорта;

- товары, вывезенные с единой таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами единой таможенной территории Таможенного союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под таможенную процедуру реимпорта.

3. Часть третья комментируемой статьи содержит положение о возмещении налогов и (или) процентов в связи с вывозом товаров с таможенной территории.

Так, согласно части третьей комментируемой статьи при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза.

В судебной практике встречаются случаи признания судом незаконными действий таможенного органа по отказу в проведении возврата излишне оплаченного НДС при реимпорте товаров (например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 N 15АП-2058/2013 по делу N А53-25514/2012).

4. Часть четвертая комментируемой статьи устанавливает правило о декларанте таможенной процедуры реимпорта в случае, когда таможенная процедура реимпорта завершает действие иных таможенных процедур.

Так, согласно части четвертой комментируемой статьи декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать лицо, являвшееся декларантом одной из таможенных процедур, указанных в части первой комментируемой статьи, в соответствии с которой товары были вывезены с таможенной территории Таможенного союза.

Кроме того, таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать иное лицо.

Следует заметить, что, несмотря на указанную возможность декларирования таможенной процедуры реимпорта иными лицами, законодателем такие случаи не перечислены. Но формулировка абз. 2 ч. 4 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что "иные лица" все же имеют место, тем более что Киотская международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).

В свою очередь, часть пятая комментируемой статьи закрепляет место помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта. Так, согласно части пятой комментируемой статьи товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из таможенных процедур, указанных в части первой комментируемой статьи.

Статья 294. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

Комментарий к статье 294

1. Комментируемая статья закрепляет положения о документах и сведениях, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает перечень сведений, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Так, согласно части первой комментируемой статьи для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган следующие сведения:

- сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза;

- сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта выдается таможенным органом путем проставления штампа "Выпуск разрешен" и проставления иных необходимых отметок в таможенной декларации. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта лицо, обладающее правами декларанта в соответствии с ТК ТС, осуществляет декларирование товаров таможенному органу с использованием грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами заполнения деклараций при декларировании иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС или выпускаемых для свободного обращения.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает перечень документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта. Так, согласно части второй комментируемой статьи для подтверждения сведений, указанных в части первой комментируемой статьи, декларант представляет следующие документы:

- таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров;

- документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенную границу при их вывозе.

Ранее Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, был утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536, который в настоящее время утратил силу.

Перечень документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта, устанавливается комментируемой статьей. Кроме того, решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утвержден Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, а также Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки.

Следует учитывать, что вышеуказанные документы и сведения подтверждают условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта, и их отсутствие может повлечь отказ таможенного органа в выдаче разрешения.

По общему правилу бремя доказывания тех фактов, что при вывозе товаров не было получено никаких возмещений внутренних налогов, а также что с товарами не проводились операции по ремонту, приведшие к увеличению их стоимости, лежит на декларанте, в связи с чем при отсутствии таких документально подтвержденных сведений таможенными органами будут взысканы суммы внутренних налогов и таможенные платежи соответственно.

Статья 295. Возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин

Комментарий к статье 295

Комментируемая статья закрепляет положения о возврате (зачете) сумм вывозных таможенных пошлин.

Согласно комментируемой статье в отношении товаров, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 293 комментируемого Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

В связи с этим возврату в федеральный бюджет при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат:

1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты:

- не взимались (например, при реимпорте ранее вывезенных продуктов переработки);

- были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории ТС (например, при реимпорте ранее вывезенных товаров в таможенном режиме экспорта, в отношении которых получено возмещение внутренних налогов в связи с осуществлением их фактического вывоза);

2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории ТС.

Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов исчисляются по правилам, установленным ст. 249 ТК ТС для определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов при выпуске продуктов переработки для свободного обращения. То есть при помещении под таможенную процедуру реимпорта продуктов переработки, ранее вывезенных с таможенной территории ТС, полученных в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории ТС, будут подлежать уплате таможенные пошлины и налоги, которые подлежали бы уплате, если бы ранее ввезенные для переработки товары были заявлены к выпуску для внутреннего потребления в день помещения таких товаров под таможенную процедуру переработки.

Суммы подлежащих возврату внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории ТС товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории ТС.

Порядок исчисления сумм субсидий и иных сумм, подлежащих возврату в федеральный бюджет, определяется Правительством РФ. Правительство РФ также вправе определять случаи, когда наряду с указанными суммами взимаются проценты с них по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В связи с тем что в настоящее время случаи предоставления субсидий в связи с вывозом российской продукции для продажи на мировом рынке не установлены, положение о возврате в федеральный бюджет сумм таких субсидий при реимпорте не применяется.

Таким образом, для возврата (зачета) сумм вывозных таможенных пошлин необходимо выполнение следующих условий:

- возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 комментируемого Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реимпорта;

- указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

Отметим, что выполнение вышеперечисленных условий должно быть одновременным. Следовательно, невыполнение какого-либо из названных условий будет препятствовать возврату (зачету) сумм вывозных таможенных пошлин.