logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля

Статья 110. Формы таможенного контроля

Комментарий к статье 110

Таможенный контроль является разновидностью государственного финансового контроля. Легальное определение таможенного контроля закреплено в статье 4 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ст. 4).

Комментируемая статья закрепляет двенадцать форм таможенного контроля. Под формой понимают "способ существования и выражения содержания" <1>. Содержанием таможенного контроля является осуществление комплекса действий таможенными органами по обеспечению соблюдения физическими и юридическими лицами таможенного законодательства, пресечению нарушений таможенного законодательства, а также выявлению и привлечению к ответственности за нарушение таможенного законодательства. Форма таможенного контроля должна отражать это содержание. Согласно комментируемой статье, например, проверка документов и сведений, устный опрос и т.д. отражают содержание.

--------------------------------

<1> Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. Том 2. С. 376.

Стоит не согласиться с законодателем в отношении определенного в настоящей статье перечня действий как формы, поскольку было бы корректнее назвать их методами. Именно методы позволяют определить, каким образом осуществляется контроль, в данном случае таможенный. "К методам контроля относятся конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций" <1>. Более подробно (о каждой форме) см. комментарии к ст. ст. 111 - 121 комментируемого Кодекса.

--------------------------------

<1> Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: Курс лекций. М.: Проспект, 2005. С. 71.

Статья 111. Проверка документов и сведений

Комментарий к статье 111

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право таможенных органов, которые определены в ст. 4 комментируемого Кодекса, проверять документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций. К таким документам относятся транспортные (перевозочные) документы, таможенные декларации, документы, удостоверяющие происхождение товара, сертификат о происхождении товара и иные документы. В статье 98 комментируемого Кодекса закреплена корреспондирующая обязанность декларанта представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проверки. При этом ни Кодекс, ни иные нормативные акты не содержат полного перечня таких документов и сведений, критерием определения таких документов является связанность именно с конкретной таможенной операцией. Более того документы могут быть предоставлены как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Цель проверки заключается в установлении:

- достоверности сведений - означает, что информация, отраженная в документе, соответствует действительности, например, страна происхождения указана именно та, где данный товар был произведен;

- подлинности документов - документ является оригинальным, не содержит подчисток, исправлений, признаков подделки;

- правильности их заполнения и/или оформления - заполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При осуществлении проверки таможенные органы России руководствуются нормативными актами, принятыми Федеральной таможенной службой. Например, Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 "Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров", Приказ ФТС России от 15.10.2013 N 1940 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза".

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень способов проверки достоверности сведений. Перечень является открытым, при этом он ограничен только наличием прямого запрета в таможенном законодательстве Таможенного союза о его использовании.

В рамках сопоставления с информацией, полученной из других источников, например, в соответствии с ч. 2 ст. 61 комментируемого Кодекса, таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

Также одним из способов проверки достоверности сведений является анализ сведений таможенной статистики, которую таможенные органы обязаны вести в соответствии со ст. 47 ТК ТС.

Обработка сведений с использованием информационных технологий предполагает использование компьютеров для обработки информации, ее сопоставление с информацией, которая имеется в базах таможенных органов.

3. В случае если у таможенных органов возникают сомнения в достоверности сведений и/или документов представленных лицом, они вправе запросить дополнительные документы и сведения. При этом не идентифицирован субъект, которому такой запрос может быть направлен. Фактически таможенные органы могут запросить подобные документы у декларанта, а также обратиться к компетентным органам, например, страны происхождения товара, если возникли вопросы относительно таможенной стоимости (см. также комментарий к ст. 69).

4. В любом случае получение дополнительных документов требует времени, причем в некоторых случаях значительного. Учитывая, что различный товар может перевозиться через таможенную границу, законодатель предусмотрел, что запрос документов не должен препятствовать выпуску товаров.

При этом часть 4 комментируемой статьи содержит исключение - наличие непосредственно в законе указания на запрет выпуска товаров. В соответствии с ч. 2 ст. 198 ТК ТС обнаружение таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение, согласно ч. 2 ст. 201 ТК ТС, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства и их не устранили и/или товар изъят или на него наложен арест, согласно ч. 1 ст. 331 ТК ТС, если таможенными органами обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.

Статья 112. Устный опрос

Комментарий к статье 112

При совершении таможенных операций в соответствии с комментируемым Кодексом должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Комментируемая статья определяет круг субъектов, в отношении которых возможно применение такой формы таможенного контроля, как устный опрос:

- физические лица;

- представители физических лиц, то есть законные представители, которыми являются родители, усыновители, опекуны, а также представители, наделенные полномочиями на представление интересов лица по доверенности: для юридических лиц в простой письменной форме, для физических лиц в нотариальной форме;

- представители организаций, обладающие полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, - таковыми могут являться единоличный исполнительный орган, имеющий право без доверенности действовать от имени организации, а также любое лицо при наличии доверенности, оформленной либо в простой письменной форме, либо в нотариальной форме.

Хотелось бы обратить внимание, что в статье используется термин "организация", а не "юридическое лицо". При этом в ст. 4 ТК ТС используется как "организация, не являющаяся юридическим лицом", в ст. 317 используется как "международная организация". Фактически если исходить из буквального толкования указанной статьи, то проведение устного опроса представителей юридических лиц не предусмотрено комментируемой статьей. Скорее всего, законодатель хотел включить более широкий термин, а получилось, что круг субъектов был существенно ограничен.

Комментируемая статья четко определяет, что такой опрос осуществляется исключительно в устой форме и никакой письменной фиксации объяснений не осуществляется, соответственно, данная форма предусмотрена исключительно для получения уточняющей информации о товаре.

Статья 113. Получение объяснений

Комментарий к статье 113

1. Часть первая комментируемой статьи закрепляет легальное определение таможенного контроля в форме "получения объяснений".

Перечень лиц, у которых могут быть получены объяснения, является не просто открытым, а фактически не ограниченным, особенно если учесть, что критерием определения таких лиц является знание сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления не только таможенного контроля, но и любой необходимой информации в сфере таможенного дела.

Определение перевозчика и декларанта дано в ст. 4 комментируемого Кодекса.

2. В отличие от устного опроса, объяснения требуют письменной формы закрепления, что в последующем может быть использовано в качестве доказательств при рассмотрении дел об административном правонарушении, а также уголовных дел.

Например, в рамках рассмотрения дела N А55-13195/2013 о признании незаконным и отмене Постановления Самарской таможни от 07.05.2013 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности от начальника Самарского МСЦ - ОСП ГЦМГЕП (филиал ФГУП "Почта России") С.Д. Попова были получены объяснения N l0412000/400/150313/A0010/01, согласно которым в его должностные обязанности входят контроль и общее руководство производственным процессом, в том числе при поступлении МПО с уведомлениями, их обработка и последующая отправка; в связи с большой загруженностью должностных лиц - операторов сортировочного центра и большим объемом МПО, при формировании накладной ф. 16 от 08.04.2012 N 4439644900030826 в компьютерной программе должностным лицом не было включено специальное обозначение, которое впоследствии должно было отобразиться на бумажном носителе указанной накладной в виде обозначения в графе "Особые отметки" - "С таможенным уведомлением" (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2014 г. N Ф06-2463/13 по делу N А55-13195/2013).

Форма объяснения утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260.

3. Таможенные органы в случае необходимости получения объяснений направляют вызываемому лицу уведомление, причем законодатель сознательно использует именно уведомительную форму, а не термин "повестка", который встречается в процессуальном законодательстве. При этом в обязанностях перевозчика и декларанта обязанность явки не закреплена.

Статья 114. Таможенное наблюдение

Комментарий к статье 114

Комментируемая статья определяет таможенное наблюдение через совокупность его признаков. Хотя в литературе встречаются и иные определения.

"Таможенное наблюдение представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, заключающиеся в визуальном наблюдении за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций" <1>.

--------------------------------

<1> Трунина Е.В. Административные регламенты как правовая форма осуществления таможенными органами государственного контроля // СПС "КонсультантПлюс".

Таможенное наблюдение осуществляется:

- гласно, т.е. открыто;

- имеет определенную цель, т.е. выявить и пресечь нарушение;

- систематически, т.е. регулярно в течение определенного времени, либо разово.

Объектом наблюдения могут являться:

- перевозка товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

- совершение с товаром грузовых операций;

- иные операции.

Таможенным органам предоставлено право использовать технические средства при проведении таможенного наблюдения. Перечень таких средств, которые могут использоваться таможенными органами России, утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 21.12.2010 N 2509 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации".

Статья 115. Таможенный осмотр

Комментарий к статье 115

1. Часть 1 комментируемой статьи раскрывает понятие таможенного осмотра, согласно которому осмотр является только внешним и его задача заключается в проверке только целостности пломб, упаковок, печатей и иных объектов, которые перемещаются через таможенную границу. При этом использование технических средств не допускается.

Под таможенным осмотром понимается визуальный осмотр товаров и транспортных средств без вскрытия упаковки товара, транспортного средства и без нарушения целостности осматриваемых товаров. Таможенный осмотр должен проводиться должностными лицами таможенного органа для подтверждения сведений о состоянии, происхождении и количестве товаров.

Можно сделать вывод о перечне объектов, в отношении которых можно применить таможенный осмотр:

- товары;

- транспортные средства;

- багаж физических лиц.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет цель таможенного осмотра, которая заключается в получении подтверждения сведений о следующих характеристиках товара:

- характер - определить, для чего предназначен товар (личное пользование либо в коммерческих целях), к каким группам он относится;

- происхождение - страна происхождения товара;

- состояние - наличие повреждений упаковки;

- количество товаров - определить недостаток или излишнее количество.

Все указанные характеристики должны соотноситься с заявленными данными, и расхождений быть не должно, иначе документы будут оформлены с нарушениями, что может повлечь за собой юридические последствия, вплоть до применения мер административной ответственности.

При перемещении товаров через таможенную границу обязательным является применение специальных средств идентификации. Если таможенные пломбы, печати и/или другие наложенные средства идентификации повреждены, то это влечет риск внешнего вмешательства в процессе транспортировки и требует дополнительных проверок.

Необходимо обратить, что часть 2 комментируемой статьи дополняет перечень объектов международными почтовыми отправлениями, а также применяется только к транспортным средствам международной перевозки.

3. Присутствие декларанта и иных уполномоченных лиц при таможенном осмотре является его правом, для чего ему достаточно уведомить таможенные органы. В иных случаях таможенный досмотр проводится без их участия.

Перечень возможных для использования таможенными органами технических средств содержится в Приказе Федеральной таможенной службы от 21 декабря 2010 г. N 2509 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации". Использование технических средств является правом, а не обязанностью таможенных органов.

4. Форма акта таможенного осмотра утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов". При этом часть 5 комментируемой статьи содержит положения исключительности, т.е. предусматривает составление акта только в случае, если будет выявлено несоответствие либо перемещаемые объекты вызовут подозрение, чтобы в дальнейшем можно было использовать его в качестве доказательств, а также если лицо само потребует составление акта. В то же время если инициатива подтверждения таможенного осмотра исходит от лица, то возможно заменить составление акта отметкой на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Статья 116. Таможенный досмотр

Комментарий к статье 116

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет таможенный досмотр как вскрытие любой упаковки товаров. При этом перечень упаковок и/или емкостей, в которых может находиться товар, не ограничен, что позволяет сделать вывод, что может быть вскрыта абсолютно любая емкость, конструкция, в которой находится товар. В рамках таможенного досмотра таможенные органы вправе вскрывать любые пломбы и средства идентификации.

2. Проведение таможенного досмотра требует присутствия лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, которое должно быть уведомлено заранее. В то же время такие лица могут самостоятельно заявить о желании присутствовать, хотя данное положение, скорее всего, закреплено с целью предоставления возможности явки в тех случаях, когда полномочное лицо неизвестно. В то же время существуют случаи, когда лицо обязано присутствовать. При этом точные сроки для уведомления законодатель не устанавливает и вводит понятие "разумный срок". Если полномочное лицо неизвестно, то таможенные органы вправе провести таможенный досмотр, не направляя уведомление и не ожидая явки, согласно Приказу Федеральной таможенной службы РФ от 04.07.2013 N 1240 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров".

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность проведения таможенного досмотра одновременно с иными формами таможенного контроля: таможенным осмотром помещений и территорий, выездной таможенной проверкой. В ст. 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ содержатся указания на места создания зон таможенного контроля, причем в отдельных случаях могут создаваться временные зоны таможенного контроля. Согласно комментируемой части статьи, если таможенный досмотр сопряжен с перечисленными процедурами, то создавать такую зону не нужно.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет дополнительную обязанность декларанта либо иных лиц, уполномоченных в отношении товара, присутствовать при проведении досмотра. А при их отсутствии должно присутствовать лицо, управляющее транспортным средством, причем независимо от наличия у него полномочий, если такое требование заявлено таможенными органами.

5. В части 5 комментируемой статьи содержится закрытый перечень случаев, когда таможенные органы вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Фактически это такие случаи, когда обеспечить присутствие таких лиц либо сложно в связи с тем, что они неизвестны и их вызов нецелесообразен, либо есть угроза безопасности, жизни и здоровью.

6. С целью обеспечения прав полномочных лиц в вышеупомянутых случаях обязательно присутствие двух понятых, при этом требования к ним действующим законодательством не установлены.

Комментируемые нормы применены судом при рассмотрении требования о признании незаконными бездействия таможенного органа, допущенного по выпуску товаров, и решения об отказе в выпуске товара (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А10-1876/2012).

7. Форма акта таможенного досмотра утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов".