Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
Статья 307. Содержание таможенной процедуры уничтожения
Комментарий к статье 307
Комментируемая статья открывает новую главу 42 "Таможенная процедура уничтожения" и закрепляет положения о содержании таможенной процедуры уничтожения.
Заметим, что согласно комментируемой статье уничтожение - это таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Обратим внимание, что под уничтожением товаров понимаются:
- обезвреживание;
- полное уничтожение;
- иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Таким образом, таможенная процедура уничтожения обладает следующими характерными чертами:
- уничтожение товаров;
- проведение таможенного контроля;
- отсутствие уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
В комментируемой статье отмечается, что таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Таможенной процедуре уничтожения посвящена также глава 39 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.
Статья 308. Условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения
Комментарий к статье 308
1. Комментируемая статья закрепляет условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения.
Часть первая комментируемой статьи устанавливает положение об основном условии помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения. Так, согласно части первой комментируемой статьи помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.
Отмечается, что заключение не требуется в случаях, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Однако для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Согласно ч. 5 ст. 296 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ в качестве заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров могут быть использованы:
1) в случае, если товары уничтожены или повреждены при проведении с ними испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации либо при их использовании в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации, - акт об уничтожении, выданный организацией, проводившей указанные испытания, исследования, тестирования, проверку, опыты, эксперименты или демонстрацию данных товаров;
2) лицензия на проведение операций по уничтожению (утилизации) с соответствующей категорией товаров, выданная организации, с которой декларантом заключен договор на уничтожение (утилизацию) данных товаров.
2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает перечень товаров, помещение которых под таможенную процедуру уничтожения не допускается.
Так, согласно части второй комментируемой статьи под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться следующие категории товаров:
- культурные, археологические, исторические ценности;
- животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и (или) международными договорами, их части и дериваты, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;
- товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
- изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза;
- иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической комиссии).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 N 692 утвержден Перечень товаров, в случае временного ввоза которых в качестве научных или коммерческих образцов завершение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не допускается помещением под таможенную процедуру уничтожения.
3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает случаи, когда уничтожение товаров не допускается.
Так, согласно части третьей комментируемой статьи уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:
- может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;
- производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
- может повлечь расходы для государственных органов государств - членов Таможенного союза.
Также следует заметить, что в соответствии с ч. 8 ст. 296 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенный орган вправе отказать в помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения в случаях:
- непредставления в таможенный орган документов, предусмотренных указанной статьей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ;
- обнаружения товаров, которые указаны в части 3 указанной статьи и в отношении которых заявляется таможенная процедура уничтожения, без повреждений, заявленных декларантом, либо установления фактов реализации товаров или их передачи третьим лицам.
4. Часть четвертая комментируемой статьи устанавливает лицо, которое несет бремя расходов, связанных с уничтожением товаров.
Так, согласно части четвертой комментируемой статьи уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения.
Следовательно, бремя расходов, связанных с уничтожением товаров, не может быть возложено на какое-либо иное лицо, в том числе на государственные органы государств - членов Таможенного союза.
5. Часть пятая комментируемой статьи закрепляет сроки уничтожения товаров. Так, согласно части пятой комментируемой статьи уничтожение товаров производится в сроки, установленные таможенным органом исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, способа и места их уничтожения.
Таким образом, сроки уничтожения товаров устанавливаются таможенным органом в зависимости от товаров, способа и места их уничтожения.
Часть 1 ст. 297 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ уточняет, что срок уничтожения товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из времени, необходимого для проведения операций по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров из их места нахождения в место уничтожения.
Статья 309. Особенности применения таможенной процедуры уничтожения
Комментарий к статье 309
1. Комментируемая статья закрепляет положения об особенностях применения таможенной процедуры уничтожения.
Часть первая комментируемой статьи устанавливает порядок уничтожения товаров. Так, согласно части первой комментируемой статьи порядок уничтожения товаров определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
Отметим, что в соответствии со ст. 296 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается с разрешения таможенного органа. В свою очередь, для получения разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения лицо подает письменное заявление, в котором указываются наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, подлежащих уничтожению, их количество, стоимость, место нахождения, предполагаемые способ, место и дата уничтожения, а также краткое изложение причин, по которым декларант выводит товары из оборота.
Приказом ФТС России от 07.02.2011 N 216 утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения.
Отметим, что случаях, если под таможенную процедуру уничтожения помещаются товары, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны или повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо вследствие проведения с коммерческими или научными образцами операций, указанных в ч. 5 ст. 296 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, декларант сообщает в заявлении место и дату, когда произошли указанные события, а также сообщает об отходах, образовавшихся в результате уничтожения (их наименование, количество, стоимость (при возможности дальнейшего коммерческого использования отходов), и о возможности коммерческого использования таких отходов. В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенная процедура уничтожения может быть заявлена владельцем таможенного склада.
Отметим также, что к заявлению на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения декларантом прилагается заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров, за исключением случая, если товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Стоит обратить внимание, что одновременно с заявлением декларант представляет документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства. При помещении под таможенную процедуру уничтожения научных или коммерческих образцов, которые оказались уничтожены или повреждены при совершении с ними операций, указанных в ч. 5 ст. 296 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, к таким документам относятся документы, составленные для ведения бухгалтерского отчета, и выписки из бухгалтерских документов.
В свою очередь, таможенный орган рассматривает заявление декларанта в сроки, не превышающие сроки выпуска товаров, установленные статьей 196 комментируемого Кодекса.
2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет положения об отходах, образовавшихся в результате уничтожения товаров.
Так, согласно части второй комментируемой статьи отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в таком состоянии. Кроме того, в комментируемой статье отмечается, что в случае, если отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, они рассматриваются как товары Таможенного союза.
- Комментарий к таможенному кодексу таможенного союза евразэс
- Таможенный кодекс таможенного союза
- I. Общая часть
- Раздел 1. Основные положения
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Информирование и консультирование
- Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
- Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
- Глава 7. Страна происхождения товаров
- Глава 8. Таможенная стоимость товаров
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
- Часть 3 комментируемой статьи также определяет форму распоряжения плательщика: таможенная декларация, заявления.
- Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правила определения государства, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
- Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень случаев обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно:
- Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
- Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
- Часть 1 комментируемой статьи устанавливает различные средства и способы идентификации, причем их перечень не является закрытым.
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Часть 7 комментируемой статьи устанавливает перечень обязательных сведений для внесения в акт, который не является исчерпывающим и отсылает к форме акта.
- Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
- Глава 18. Система управления рисками
- Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
- Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- II. Специальная часть
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- Глава 25. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных
- С помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру" посвящена таким вопросам, как:
- Глава 27. Таможенное декларирование товаров
- 1) Произвести таможенное декларирование товаров.
- 2) Представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
- 3) Предъявить декларируемые товары в случаях, установленных комментируемым Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
- 4) Уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с комментируемым Кодексом.
- 5) Соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
- 6) Выполнять иные требования, предусмотренные комментируемым Кодексом.
- Глава 28. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу
- Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
- Раздел 8. Переходные положения