logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза

Статья 156. Место и время прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза

Комментарий к статье 156

1. Комментируемая статья открывает главу 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза" и определяет место и время прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Отметим, что положения комментируемой главы не распространяются на следующие товары:

- товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Таможенного союза;

- товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (см. главу 47 комментируемого Кодекса).

2. Часть первая комментируемой статьи посвящена местам прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Так, прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. Отсюда следует, что места прибытия - это места перемещения товаров через таможенную границу. Со стороны территории РФ местом прибытия может являться, в частности, пункт пропуска через государственную границу, под которым понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе").

Стоит отметить, что отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза. В свою очередь, если в отношении товаров не установлены определенные места прибытия, то данные товары могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств - членов Таможенного союза.

Кроме того, стоит отметить, что таможенные органы обязаны формировать перечень мест прибытия и направлять в Евразийскую экономическую комиссию (до 2 февраля 2012 года - в Комиссию Таможенного союза) для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий. Так, в настоящее время, по данным Евразийской экономической комиссии, законодательством Российской Федерации ограничения на прибытие отдельных видов товаров в РФ установлены также следующими нормативными правовыми актами:

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 521 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 557 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 N 110 "Об определении перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2003 N 665 "Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 N 109 "Об определении перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 N 442 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2003 N 743 "Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 687 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 75 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров".

3. Отметим, что часть третья комментируемой статьи детализирует обязанность таможенных органов представлять, в том числе с использованием информационных технологий, информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях, о времени работы таможенных органов. На практике таможенные органы также указывают такую информацию как наименование места прибытия/убытия (пункта пропуска), наименование таможенного органа, осуществляющего таможенные операции в месте прибытия/убытия (пункта пропуска) (код таможенного органа), адрес нахождения места прибытия/убытия (пункта пропуска), вид сообщения (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной, озерный, смешанный, пешеходный), специализация (по видам международного сообщения, мест прибытия/убытия (пунктов пропуска)), время работы таможенного органа.

Статья 157. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

Комментарий к статье 157

1. Комментируемая статья определяет меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельств. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса под аварией понимается вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы). В свою очередь, непреодолимая сила - это чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство.

Указанные понятия объединяет то, что при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, при которых доставка товара, остановка или посадка в установленных местах невозможна, перевозчик обязан осуществить комплекс мер, а именно:

- принять все меры для обеспечения сохранности товаров;

- незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров;

- перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

2. Все вышеперечисленные обязанности перевозчик осуществляет за свой счет, расходы, возникшие у перевозчика в связи с исполнением им вышеперечисленных обязанностей, таможенными органами не возмещаются. Стоит отметить, что в случае возникновения аварии либо иных обстоятельств, при которых доставка товара, остановка или посадка в установленных местах стала невозможной, по вине определенного лица, перевозчик вправе требовать от данного лица возмещения убытков (в том числе расходов, возникших у перевозчика в связи с исполнением им вышеперечисленных обязанностей).

Статья 158. Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза

Комментарий к статье 158

1. Комментируемая статья посвящена порядку уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет обязанность перевозчика уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза. Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 комментируемого Кодекса. Отметим, что документы, предусмотренные ст. 159 комментируемого Кодекса, могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Кроме того, комментируемая статья возлагает обязанность перевозчика или иного заинтересованного лица обеспечить перевод сведений, содержащихся в документах, если они составлены на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза, на территорию которого прибыли товары. В случае если сведения были поданы на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза, на территорию которого прибыли товары, без соответствующего перевода, данные сведения будут считаться неподанными.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет право перевозчика, таможенного представителя, иного лица, действующего по поручению перевозчика, представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно ст. 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21.05.2010, заключенного в г. Санкт-Петербурге, обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии Таможенного союза (после 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары. Так, в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля предусмотрено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом").

Кроме того, с 1 октября 2014 года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию железнодорожным транспортом. Так, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 N 196 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом" устанавливается, что перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом, обязан представлять предварительную информацию не менее чем за два часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

3. В свою очередь, часть 3 комментируемой статьи закрепляет право перевозчика представить документы в электронном виде. Это положение является общим как для уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, так и для обязательного предварительного информирования. Стоит отметить, что возможность представления документов в электронной форме предусматривается комментируемым Кодексом и при других таможенных операциях. В частности, при предварительном таможенном декларировании товаров, при подаче заявление о принятии таможенным органом предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, и др.

Статья 159. Документы и сведения, представляемые таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров

Комментарий к статье 159

1. Комментируемая статья устанавливает перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу. Отметим, что название статьи говорит о том, что перечень таких документов и сведений не является универсальным и отличается в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает перечни документов и сведений, представляемых таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (автомобильным транспортом, водными судами, воздушным транспортом, железнодорожным транспортом). Обратим внимание, что каждый перечень содержит два подраздела: документы и сведения. Все четыре перечня являются закрытыми, и представление каких-либо иных документов и сведений, помимо тех, которые указаны в данной статье, не требуется.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает общее правило для всех видов перевозок, согласно которому при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с ч. 1 ст. 152 комментируемого Кодекса. Такими документами являются, в частности, лицензии на осуществление экспортно-импортных операций с товарами, разрешения, разъяснения, заключения (разрешительный документ), разрешение (подтверждение), ветеринарный сертификат и др. Стоит отметить, что с открытым перечнем документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, можно ознакомиться в Классификаторе видов документов, используемых при таможенном декларировании (приложение N 8 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций"). Отметим, что в случае ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с такой территории товаров с нарушением указанного требования данные товары подлежат соответственно немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза либо не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза. Иные последствия нарушения данного требования могут быть предусмотрены международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Статья 160. Таможенные операции, совершаемые в местах прибытия

Комментарий к статье 160

1. Комментируемая статья содержит положения о таможенных операциях, совершаемых в местах прибытия, а именно:

- разгрузка товаров;

- перегрузка (перевалка) товаров;

- замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию Таможенного союза, на другое транспортное средство;

- связанных с временным хранением товаров;

- связанных с таможенным декларированием товаров;

- связанных с выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Стоит отметить, что совершение всех указанных таможенных операций является необязательным. Комментируемая статья указывает лишь на потенциальную возможность их совершения, в случае если совершение данных таможенных операций будет необходимо.

Также комментируемая статья закрепляет обязательные условия совершения таможенных операций, указанных в части первой комментируемой статьи, а именно:

- о времени совершения таможенных операций (во время работы таможенных органов);

- о месте совершения таможенных операций (специально предназначенные для этих целей);

- специальное условие - разрешение таможенного органа, выдаваемое по запросу заинтересованного лица.

Обратим внимание, что соблюдение данных условий является обязательным при совершении данных таможенных операций, в противном случае, совершение данных операций будет являться незаконным.

2. Заметим, что обязанность перевозчика или иного заинтересованного лица (а также установленный срок) по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, является новеллой комментируемой главы. По общему правилу перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза, в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

В случае если указанные действия не были произведены, доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Более подробно действия таможенных органов, совершаемые в местах прибытия товаров, регламентированы соответствующими актами ФТС. Например, Приказ ФТС РФ от 01.06.2011 N 1157 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом".

Статья 161. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию

Комментарий к статье 161

1. Комментируемая статья посвящена возникновению и прекращению обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сроку их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает момент возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, который связан с фактическим пересечением товарами таможенной границы и не зависит от каких-либо иных формальных обстоятельств. Отметим, что в определенных случаях таможенный орган в месте убытия товаров обязан подтвердить не только факт вывоза, но и количество фактически вывезенных товаров в порядке, предусмотренном решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330 "О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза". К примеру, в случаях, предусмотренных статьей 165 НК РФ, декларант имеет право направить в таможенный орган в месте убытия запрос с целью подтверждения количества фактически вывезенных товаров.

2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает момент прекращения у перевозчика обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов:

1) при доставке товаров в место прибытия и размещении на временное хранение или помещении под таможенную процедуру в месте прибытия, а также при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу;

2) в случаях, установленных ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса.

Напомним, что ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса закрепляет перечень случаев, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, а именно в случаях:

- уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных комментируемым Кодексом;

- помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

- уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- обращения товаров в собственность государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза;

- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;

- отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза;

- возникновения обстоятельств, с которыми комментируемый Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, все вышеуказанные случаи (как общие, закрепленные статьей 80 комментируемого Кодекса, так и специальный, закрепленный пунктом первым части второй комментируемой статьи) устанавливают момент прекращения у перевозчика обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в зависимости от "судьбы" товаров. Так, при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов может считаться день пересечения товарами таможенной границы - при недоставке товаров в место прибытия; день выявления факта недоставки товаров в место прибытия (в случае, если этот день не установлен) - при недоставке товаров в место прибытия; день пересечения товарами таможенной границы - при утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения; день выявления факта утраты товаров (если день пересечения товарами таможенной границы не установлен) - при утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения; день пересечения товарами таможенной границы - при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия; день выявления факта вывоза (если день пересечения товарами таможенной границы не установлен) - при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет положение о размерах ввозных таможенных пошлин, налогов, которые должны соответствовать суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Отметим, что данные таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких критериев, как ставка таможенных пошлин, налогов, таможенная стоимость, их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика), курс валют. Отметим, что курс валют устанавливается в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и в размерах, действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта недоставки товаров в место прибытия, утраты их в месте прибытия, либо вывоза из места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.