Глава 7. Страна происхождения товаров
Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров
Комментарий к статье 58
1. Комментируемая статья устанавливает основные положения по определению страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в РФ, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 и главой 7 комментируемого Кодекса.
При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами РФ, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
2. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Так, Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 установлены Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств.
Данные Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств - участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств - участников Соглашения и международными договорами.
Страной происхождения товара по указанному Соглашению считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с вышеназванными Правилами.
Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенное в г. Москве 12.12.2008, содержит Правила, применяемые в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран. Перечни развивающихся и наименее развитых стран установлены отдельным соглашением между сторонами.
Товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:
1) когда он полностью произведен в данной стране;
2) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заявителя принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Заявителем может являться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта. Заявителем может являться иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта.
Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).
К запросу прилагаются протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны-производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, калькуляция стоимости производимого товара, подробное описание технологического процесса изготовления товара, сертификаты о происхождении товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения товара. К запросу могут прилагаться пробы и образцы товара.
Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса о принятии предварительного решения. Дополнительная информация должна быть предоставлена в течение 60 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, таможенный орган отказывает в рассмотрении запроса о принятии предварительного решения.
Предварительное решение принимается не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе. В случае необходимости предоставления дополнительной информации течение срока приостанавливается со дня регистрации письменного уведомления заявителя и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.
Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов РФ.
Таможенный орган может принять решение о прекращении действия, об изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы и (или) сообщил недостоверные и (или) неполные сведения. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.
Изменение предварительного решения производится в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения. Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.
Предварительное решение отзывается в случаях, если международными договорами РФ или нормативными правовыми актами РФ устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров. Решение об отзыве предварительного решения принимается таможенным органом в течение 30 календарных дней после дня опубликования международных договоров РФ или соответствующих нормативных правовых актов РФ и вступает в силу одновременно с ними.
Решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения.
Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товара определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В настоящее время действует Приказ ФТС России от 30.09.2011 N 1978 "Об утверждении Административного регламента ФТС по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара".
Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров
Комментарий к статье 59
Подтверждение страны происхождения товаров осуществляется на основании документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Статья 60 комментируемого Кодекса устанавливает, что декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (см. комментарий к ст. 60).
В силу ст. 61 комментируемого Кодекса сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (см. комментарий к ст. 61).
Таможенные органы имеют право требовать предъявления указанных документов для подтверждения страны происхождения товаров.
Стране происхождения товаров посвящена также глава 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 109 указанного Федерального закона происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Статья 60. Декларация о происхождении товара
Комментарий к статье 60
1. Комментируемая статья определяет, какие документы могут декларировать происхождение товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам. Декларация содержит сведения о стране происхождения товара, основанные на критериях, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Так, Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров, заключенным в г. Москва 25 января 2008 г. между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ, установлено, что на единой таможенной территории государств сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров согласно приложению, утвержденному указанным Соглашением. Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между сторонами. В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства сторон, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в п. 6 настоящего пункта;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в п. п. 1 - 10.
Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" также установлены критерии определения страны происхождения товаров.
2. Комментируемой статьей установлено правило, согласно которому, если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Статья 61. Сертификат о происхождении товара
Комментарий к статье 61
1. В соответствии с положениями комментируемой статьи сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Комментируемой статьей также установлено правило, которое гласит, что страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными соответствующими международными договорами, если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" установлены критерии определения страны происхождения товаров.
Страной происхождения товара, в соответствии с указанными критериями, считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с вышеназванными Правилами.
Товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, считаются:
1) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;
2) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране;
3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подп. 6;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;
11) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в п. п. 1 - 10.
В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара. Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:
1) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;
2) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
3) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Это условие применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
В случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
- для материалов иностранного происхождения - по таможенной стоимости таких материалов при их ввозе в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара;
- для конечного товара - по цене на условиях франко-завод.
В целях определения страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки материалы, происходящие из государств - участников Соглашения в соответствии с настоящими Правилами, не рассматриваются в качестве материалов иностранного происхождения и приравниваются к происходящим из страны, в которой произведен конечный товар.
При определении страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки допускается использование материалов иностранного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии, что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара на условиях франко-завод и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве конечного товара (за исключением тех товаров, для которых в Перечне указаны другие условия) при обязательном подтверждении выполнения этих условий в заключении о происхождении товара или акте экспертизы, выданном уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством государства - участника Соглашения.
2. Комментируемой статьей установлен порядок выдачи сертификата о происхождении товара при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза. Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы. Сертификат о происхождении товара при этом выдается уполномоченными органами или организациями государств - членов Таможенного союза в следующих случаях:
- если указанный сертификат необходим по условиям контракта;
- если он необходим по национальным правилам страны ввоза товаров;
- если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.
В частности, Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным в г. Москва 12 декабря 2008 г., установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара, принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара.
Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов. В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия). В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи. К таким уполномоченным органам в РФ в соответствии с Уставом Торгово-промышленной палаты РФ, утвержденным Учредительным съездом ТПП РСФСР 19.10.1991, относится Торгово-промышленная палата РФ (ТПП России). Часть 18 ст. 12 данного Устава предусматривает, что ТПП России удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
3. Таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такие действия могут выполняться при проведении таможенного контроля. Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Право требовать дополнительные документы или уточняющие сведения обоснованно, поскольку при проведении таможенного контроля позволяет исключить возможность недействительности представленного сертификата и требовать уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством.
Так, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2012 N Ф03-4717/2012 по делу N А51-5383/2012 вынесено решение по делу о признании недействительным требования об уплате платежей. По результатам проверки таможней принято решение об отмене решения о предоставлении льгот по уплате платежей в виде тарифных преференций, доначислены таможенные платежи и выставлено требование об их уплате из-за недействительности представленного сертификата. В данном случае требования судом удовлетворены, поскольку незаконно решение об отсутствии оснований для предоставления тарифных преференций.
Также Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2012 N Ф03-2201/2012 по делу N А51-9194/2011 было вынесено решение по делу о признании незаконным бездействия по неприменению тарифных преференций по декларациям на товары, обязывающее восстановить преференциальный режим. Истец ссылался на неприменение таможней тарифных преференций в отношении товара, имеющего соответствующие сертификаты о происхождении. В удовлетворении требования было отказано, поскольку тарифные преференции обоснованно не применены таможней по причине наличия сомнений относительно достоверности представленных сертификатов на товар и необходимости их проверки в установленном порядке.
Статья 62. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров
Комментарий к статье 62
1. Комментируемая статья устанавливает условия, при которых предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товара.
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В Законе РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, в частности Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным в г. Москва 12 декабря 2008 года.
При этом таможенные органы вправе потребовать представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров в случае обнаружения признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными.
Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2012 по делу N А78-60/2012 вынесено решение по делу о признании незаконными решений таможенного органа. Оспариваемые решения о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей в виде тарифной преференции по снижению ставки пошлины на основании представленных обществом сертификатов о происхождении товаров отменены в порядке ведомственного контроля. В удовлетворении требования отказано, поскольку представленные обществом сертификаты о происхождении товаров не соответствуют таможенному законодательству Таможенного союза, вследствие чего они не могут подтверждать право общества на предоставление тарифной преференции в отношении ввезенного товара. При этом суд основывался на следующем. Государствами - членами Таможенного союза с 01.07.2010 применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Доводы общества о подтверждении страны происхождения (Китай) и неустановлении судами полномочного органа КНР, выдавшего сертификаты, подлежат отклонению, поскольку, как установили суды, представленные обществом для целей получения тарифных преференций сертификаты не соответствовали вышеуказанным Правилам.
2. Комментируемой статьей также установлены случаи, когда предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза. Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
При этом заявление к указанным таможенным процедурам предусматривается с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза;
2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 комментируемого Кодекса. Указанная глава регламентирует процедуру перемещения через границу товаров для личного пользования. Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком, - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;
3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, установленную Евразийской экономической комиссией (до 02.02.2012 - Комиссией Таможенного союза). Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 254 "О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров" установлено, что, если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров.
Указанный список не является закрытым. Таможенным законодательством Таможенного союза могут быть предусмотрены иные случаи, когда предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется.
Статья 63. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения
Комментарий к статье 63
1. В случае, если документы, подтверждающие страну происхождения товаров, отсутствуют, а их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, комментируемая статья предусматривает, что в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации).
Исключением является случай, когда в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.
Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" установлен Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, который определяет процедуру принятия таможенным органом по результатам таможенного контроля до и после выпуска товаров решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.
Если таможенные органы не располагают признаками того, что товар происходит из стран, в отношении которых РФ не устанавливает режим наибольшего благоприятствования, таможенная пошлина будет взиматься по тарифной ставке РНБ независимо от наличия или отсутствия сертификата о происхождении товара.
Режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации применяются при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету). Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 03.10.2013 по делу N А32-15498/2012 о признании незаконным невозврата излишне уплаченных таможенных платежей заявленное требование удовлетворено в связи с представлением в отношении ввезенного обществом товара тарифных преференций, поскольку таможенный орган полагал, что при подаче деклараций общество не заявляло о наличии права на предоставление тарифных преференций, связанных со страной происхождения.
2. В случае, если режим наиболее благоприятствуемой нации не установлен, а документы, подтверждающие страну происхождения товаров, отсутствуют, комментируемая статья устанавливает следующие условия в отношении таких товаров:
1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины производится в порядке, предусмотренном комментируемым Кодексом для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин;
3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.
Иные дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения в случае отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения, комментируемая статья не предусматривает.
Указанные условия применяются также при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений.
- Комментарий к таможенному кодексу таможенного союза евразэс
- Таможенный кодекс таможенного союза
- I. Общая часть
- Раздел 1. Основные положения
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Информирование и консультирование
- Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
- Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
- Глава 7. Страна происхождения товаров
- Глава 8. Таможенная стоимость товаров
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
- Часть 3 комментируемой статьи также определяет форму распоряжения плательщика: таможенная декларация, заявления.
- Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правила определения государства, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
- Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень случаев обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно:
- Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
- Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
- Часть 1 комментируемой статьи устанавливает различные средства и способы идентификации, причем их перечень не является закрытым.
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Часть 7 комментируемой статьи устанавливает перечень обязательных сведений для внесения в акт, который не является исчерпывающим и отсылает к форме акта.
- Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
- Глава 18. Система управления рисками
- Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
- Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- II. Специальная часть
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- Глава 25. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных
- С помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру" посвящена таким вопросам, как:
- Глава 27. Таможенное декларирование товаров
- 1) Произвести таможенное декларирование товаров.
- 2) Представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
- 3) Предъявить декларируемые товары в случаях, установленных комментируемым Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
- 4) Уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с комментируемым Кодексом.
- 5) Соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
- 6) Выполнять иные требования, предусмотренные комментируемым Кодексом.
- Глава 28. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу
- Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
- Раздел 8. Переходные положения