logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 5. Таможенная статистика

Статья 47. Таможенная статистика внешней торговли товарами

Комментарий к статье 47

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет цель формирования таможенной статистики - анализ состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами. Следует отметить, что ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ дополняет указанные в ст. 47 комментируемого Кодекса цели ведения таможенной статистики, следующими:

- контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;

- валютный контроль;

- анализ динамики и тенденций развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Также указанная часть устанавливает источники формирования данных таможенной статистики - обработанные сведения о перемещении товаров через таможенную границу, и определяет, что обязанность по сбору и обработке этих сведений возлагается на таможенные органы, что представляется вполне обоснованным, т.к. ведение таможенной статистики отнесено к основным задачам таможенных органов (п. 10 ч. 1 ст. 6 ТК ТС).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что обязанность по ведению таможенной статистики возлагается на таможенные органы, которые должны вести ее в соответствии с методологией, утверждаемой решением КТС (с 02.02.2012 - Евразийской экономической комиссии).

Решением КТС от 28.01.2011 N 525 утверждена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов ТС (далее - Методология). В Методологии изложены основные правила учета данных о внешней и взаимной торговле, например, раздельный учет импорта и экспорта, категории товаров, которые подлежат (не подлежат) статистическому учету. Для примера, статистическому учету не подлежат товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года.

В целях установления единых подходов и алгоритмов формирования уполномоченными органами государств - членов ТС данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли разработана Инструкция о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов ТС, которая была утверждена решением КТС от 18 октября 2011 г. N 837.

После создания ТС в отличие от таможенной статистики внешней торговли возникла необходимость ведения статистики взаимной торговли, в которой учитываются сведения о взаимной торговле товарами внутри ТС, не подлежащими декларированию. На основании ст. 104 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 января 2011 г. N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ТС в рамках ЕврАзЭС" установлены Правила, которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ТС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ с территории государств - членов ТС или вывозимых с территории РФ на территорию государств - членов ТС. Согласно указанным Правилам формирование официальной статистической информации о взаимной торговле осуществляется на основании статистических форм. ФТС России обеспечивает сбор статистических форм, обработку содержащихся в них данных, формирование официальной статистической информации о взаимной торговле и передачу ее в Федеральную службу государственной статистики.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет круг субъектов, которым таможенные органы обязаны предоставлять данные таможенной статистики внешней торговли товарами: правительство, государственные органы и иные организации, при этом полномочия по установлению порядка такого предоставления отнесены к компетенции национального законодательства. На основании ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ обязательно и бесплатно Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ.

Иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо другую информацию ограниченного доступа, бесплатно, в порядке, установленном международными договорами РФ и ее национальным законодательством.

Иным заинтересованным лицам на основании ч. 5 ст. 102 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ, не опубликованные официально и не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо другую информацию ограниченного доступа, за плату в порядке, который определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок не установлен.

Что касается предоставления сведений таможенной статистики международным организациям, то оно осуществляется в порядке, установленном международными договорами государства - члена ТС, таможенным органами которого представляются такие данные. Предоставление указанных сведений, очевидно, является составной частью международного информационного обмена.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что данные таможенной статистики внешней торговли товарами Таможенного союза государственным органам государств - членов ТС и международным организациям предоставляет КТС. Вместе с тем, на основании Договора о Евразийской экономической комиссии, заключенного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ 18.11.2011 в г. Москва, эти данные предоставляет ЕЭК.

Основным международным договором, на основании которого предоставляются данные таможенной статистики, является Соглашение от 25.01.2008 "О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС" (далее - Соглашение), заключенное на уровне глав правительств РБ, РК и РФ.

Согласно ст. 6 Соглашения, в целях единообразного ведения статистики ЕЭК осуществляет:

- разработку единой методологии ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, обеспечивающей сопоставимость данных;

- ведение единых классификаторов статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.

5. Часть 5 комментируемой статьи с учетом Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 устанавливает, что ЕЭК обязана публиковать данные таможенной статистики внешней торговли товарами ТС в порядке и сроки, которые определяются решениями ЕЭК. На основании ст. 7 Соглашения публикация данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли осуществляется ежеквартально и по итогам года.

На основании ст. 3 Соглашения об информационном взаимодействии в сфере статистики, заключенного 29.05.2013 в городе Астана, ЕЭК размещает официальную статистическую информацию ТС и Единого экономического пространства на официальном сайте ЕЭК в сети Интернет.

Необходимо отметить, что в структуру ЕЭК входит Департамент статистики, действующий на основании Положения о Департаменте статистики ЕЭК, утвержденного Приказом Председателя Коллегии ЕЭК от 23.07.2012 N 212.

Таможенные органы, в свою очередь, публикуют данные таможенной статистики в порядке и сроки, которые определены национальным законодательством. Частью 4 ст. 102 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ эта обязанность возлагается на ФТС России, а вот порядок и сроки публикации определяются Правительством РФ.

6. Часть 6 комментируемой статьи ограничивает таможенные органы в представлении данных таможенной статистики внешней торговли в случаях, если эти данные содержат государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо другую конфиденциальную информацию.

При этом данные ограничения устанавливаются национальным законодательством, в частности, Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Федеральными законами от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Гражданским и Налоговым кодексами и рядом других законов.

Статья 48. Специальная таможенная статистика

Комментарий к статье 48

1. Часть 1 комментируемой статьи, во-первых, устанавливает термин "специальная таможенная статистика". Во-вторых, цели ее ведения - решение задач, возложенных на таможенные органы. Полный перечень возложенных на таможенные органы задач содержится в ст. 6 ТК ТС. В-третьих, статья определяет, что порядок ведения специальной таможенной статистики отнесен к компетенции национального законодательства. Частью 1 ст. 103 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ полномочия по установлению данного порядка отнесены к ведению ФТС России. Так, Приказом ФТС России от 10.08.2010 N 1495 утвержден Порядок ведения специальной таможенной статистики (далее - Порядок).

Данным Порядком закреплено содержание понятия "специальная таможенная статистика" - это совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов РФ, предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли РФ, а также взаимной торговли РФ и других государств - членов ТС. Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета. Объектом учета специальной таможенной статистики являются сведения о различных направлениях деятельности таможенных органов.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет цели использования данных специальной таможенной статистики - исключительно для таможенных целей, при этом данная норма права дублируется в п. 5 вышеупомянутого Порядка.

Пункт 6 Порядка раскрывает содержание таможенных целей, для которых используется специальная таможенная статистика:

- усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением совершения таможенных операций;

- повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности;

- усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;

- оптимизация структуры таможенных органов;

- корректировка программ профессиональной подготовки должностных лиц;

- другие цели.

Статья 49. Документы и сведения, используемые для статистических целей

Комментарий к статье 49

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет основу для формирования таможенной статистики - документы и сведения, которые представляются соответствующими лицами таможенным органам.

Так, пунктом 3.1 Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов ТС, утвержденной решением КТС от 28.01.2011 N 525, установлено, что исходными данными при формировании таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам. С данной нормой корреспондирует ст. 180 ТК ТС, согласно ч. 2 которой перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы, в том числе для формирования таможенной статистики.

На основании ст. 3 Соглашения от 25.01.2008 "О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС", исходными данными при формировании статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых таможенным органам при таможенном оформлении товаров. Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы сторон при взаимной торговле.

В силу п. 10 Порядка ведения таможенной статистики внешней торговли РФ по субъектам РФ, являющегося приложением к Приказу ФТС России от 19.02.2013 N 311, основой для сбора и формирования данных таможенной статистики внешней торговли РФ по субъектам РФ являются сведения, содержащиеся в электронных копиях деклараций на товары.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет правовой режим сведений, используемых для статистических целей. На них распространяются положения статьи 8 ТК ТС, что означает, что данные таможенной статистики нельзя разглашать, использовать в личных целях или передавать третьим лицам, в том числе государственным органам за исключением случаев, установленных ТК ТС и (или) национальным законодательством.