Глава 16. Выпуск товаров
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, необходимые для выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты.
Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа – не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.
Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.
Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.
22. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
Выпуск для внутреннего потребления– таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТКТС.
Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза.
При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров.
В соответствии с комментируемой главой выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории ТС без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено комментируемым Кодексом. При выполнении условий, указанных в п. 2 ст. 210, товар приобретает статус товаров ТС. При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 200 комментируемого Кодекса и сохраняют статус иностранных товаров.
Статья 211 комментируемой главы устанавливает возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных ст. 80 комментируемого Кодекса, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Статья 211 комментируемой главы регламентирует вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (такая обязанность прекращается по истечении пяти лет со дня выпуска товаров или иного установленного срока действия ограничений при условии, что в этот период лицо не отказалось от использования таких льгот и им не нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров прекратится также в случаях помещения товаров в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений под таможенные процедуры уничтожения (гл. 42 комментируемого Кодекса) или отказа в пользу государства (гл. 43 комментируемого Кодекса), а также при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта (гл. 40 комментируемого Кодекса) (Если до такого помещения не нарушены ограничения и лицо не отказалось от использования льгот). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратится и в общих случаях, установленных ст. 80 комментируемого Кодекса, наступивших в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений.
При совершении действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, который определен как первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен и для случая отказа от использования таких льгот: до внесения изменений в таможенную декларацию в части отказа от использования льгот. Возможность внесения таких изменений предусмотрена ст. 191 комментируемого Кодекса. Положения, по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные в соответствии со ст. 211 комментируемой главы, не были регламентированы в ТК РФ, - это новелла комментируемого Кодекса.
23. Таможенная процедура экспорта
Экспорт– таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.
Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:
1) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.
Согласно комментируемой главе экспорт - таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Таким образом, согласно комментируемой главе перемещение товаров из России в Казахстан или в Белоруссию считается взаимной торговлей.
Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам. Этот порядок аналогичен российскому законодательству.
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, утрачивают статус товаров ТС после фактического вывоза с таможенной территории ТС, т.е. после пересечения границы ТС.
Статьей 213 комментируемой главы установлены условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Одно из них - представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый КТС в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран (Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран").
Статья 214 комментируемой главы устанавливает возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру экспорта.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (в соответствии со ст. 190 комментируемого Кодекса), а прекращается в случаях, установленных п. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса, согласно общему порядку для всех таможенных процедур. Комментируемым Кодексом предусмотрены упрощения процедур при экспорте:
1. Сокращение и установление исчерпывающего перечня документов, представляемых экспортерами для помещения товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, под таможенный режим экспорта (ст. 183).
2. Сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск товаров) до четырех часов в случае выпуска товаров, к которым не применяются вывозные пошлины (ст. 196).
3. Отказ от представления таможенным органам сведений о стоимости товаров (кроме статистической стоимости), если к товарам не применяются вывозные пошлины (Решение КТС от 20.05.2010 N 254 "О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров").
4. Установление специфической ставки сборов за совершение таможенных операций, не зависящей от стоимости товаров (ст. 72 комментируемого Кодекса). 5. Определение перечня товаров для применения упрощенных административных процедур при их экспорте как необлагаемые вывозными таможенными пошлинами товары групп 84 - 90 по ЕТН ВЭД ТС.
26. Перемещение физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения и в то же время имеет свои особенности, предусмотренные ст.107, 109 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года №783 (в ред. от 30 августа 2002 года), утвержденными приказами ГТК России Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров и транспортных средств физическими лицами и рядом иных нормативных актов.
Особенность перемещения товаров физическими лицами заключается в том, что если эти товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, то их перемещение через таможенную границу России осуществляется в упрощенном (льготном) порядке. Льготный порядок включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов или применение единых ставок таможенных пошлин, а также неприменение к товарам мер экономической политики.
Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа на основе общепризнанных норм и существующей практики с учетом всех обстоятельств поездки физического лица, характера перемещаемых товаров, частоты перемещения товаров и иных факторов.
Товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если они ввозятся или вывозятся исключительно для использования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование этих товаров не связано с извлечением доходов в любой форме. При этом обязанность подтверждения того, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, возлагается на лицо, перемещающее товары.
Льготный порядок перемещения товаров физическими лицами, как уже упоминалось, предусматривает возможность полного освобождения от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за хранение товаров, а также случаев таможенного оформления товаров вне определенных для этого мест и вне установленного времени работы таможенных органов).
Физические лица могут ввозить товары в Россию без уплаты таможенных платежей при одновременном соблюдении четырех условий:
1) ввозимые товары не должны быть предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;
2) товары должны быть ввезены в Россию в сопровождаемом багаже, то есть при непосредственном пересечении таможенной границы физическим лицом одновременно с перемещаемыми им товарами, либо несопровождаемом багаже, то есть когда товары и сами лица, их ввозящие, пересекают таможенную границу в разное время и в разных местах,
3) количество отдельных видов ввозимых товаров не должно превышать установленные ограничения (перечень таких товаров содержится в Приложении 1 к приказу ГТК России от 24 ноября 1999 года №815; в ред. от 10 марта 2000 года),
4) стоимость и вес товаров не должны превышать установленные нормы.
В настоящее время стоимостные ограничения по беспошлинному ввозу в Россию товаров составляют в эквиваленте до 1000 долларов США, при этом вес ввозимых товаров не должен превышать 50 кг Данные ограничения не распространяются на физических лиц, постоянно проживающих на территории России, срок временного пребывания которых в иностранных государствах составляет более шести месяцев, а также на лиц. переселяющихся в Россию на постоянное место жительства, и лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами Такие лица вправе беспошлинно ввозить товары на общую сумму в эквиваленте до 5000 долларов США включительно вне зависимости от их веса
Без квот и ограничений, а также без уплаты таможенных платежей физические лица могут временно ввозить (а также вывозить) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности товары, необходимые им для личного пользования, а также вывозить (ввозить) обратно временно вывезенные (ввезенные) товары при условии декларирования товаров иностранного происхождения при первоначальном въезде (выезде). Примерный перечень таких товаров определен в Приложении 2 уже упомянутого приказа ГТК России №815.
Льготный порядок перемещения товаров физическими лицами, наряду с возможностью полного освобождения от уплаты таможенных платежей, предусматривает также возможность обложения ввозимых товаров таможенными платежами по единым ставкам. Такому обложению таможенными платежами подлежат товары, вес и стоимость которых превышают указанные выше количественные и стоимостные квоты.
Понятие и особенности единой ставки как вида таможенных платежей будут рассмотрены несколько позднее при рассмотрении соответствующей темы курса Стоит лишь отметить, что как при полном освобождении от уплаты таможенных платежей, так и при взимании таможенных платежей по единым ставкам указанные товары подлежат пропуску через таможенную границу России без применения к ним мер экономической политики (лицензирования, сертификации товаров и пр.). Это очень важный фактор различия льготного и общего порядка перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу России.
Правовое регулирование вывоза товаров из России, в принципе, не отличается от рассмотренных вкратце правил ввоза. Существуют лишь некоторые различия, и в основном они касаются стоимостных и количественных ограничений.
В случае если таможенным органом установлено, что перемещаемые физическими лицами товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, применяется общий порядок и условия их перемещения через таможенную границу Общий порядок включает в себя уплату таможенных платежей в виде совокупного платежа (включающего в себя таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы и иные налоги и сборы), а также применение к перемещаемым товарам мер экономической политики. Общий порядок перемещения применяется и в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, подтвердившими свой статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с российским законодательством, а также в отношении товаров, общая стоимость и количество которых превышают установленные квоты и ограничения.
Что касается перемещения транспортных средств через таможенную границу России, то предметом регулирования таможенного законодательства являются как транспортные средства, перемещаемые через границу в качестве товара, так и транспортные средства, используемые для международных пассажирских и грузоперевозок
Таможенный кодекс РФ устанавливает единые обязанности для перевозчиков всех транспортных средств-
– согласовывать время и место пересечения таможенной границы с таможенным органом;
– останавливать перемещаемое через таможенную границу транспортное средство в местах, определяемых таможенными органами;
– покидать место стоянки только с разрешения таможенного органа.
Несоблюдение перевозчиком обязанности по остановке транспортного средства в строго определенном таможенным органом месте дает право должностным лицам таможенных органов на принудительную остановку транспортного средства с использованием для этого всех необходимых средств, вплоть до возможности применения огнестрельного оружия.
Перемещение через таможенную границу физическими лицами транспортных средств в качестве средств перевозки пассажиров или грузов практически ничем не отличается от аналогичного перемещения, когда перевозчиком является юридическое лицо.
Перемещение физическими лицами через таможенную границу транспортных средств в качестве товара регулируется утвержденными приказом ГТК России от 24 ноября 1999 года №814 Правилами перемещения транспортных средств (в ред. от 30 сентября 2002 года).
Особенностью перемещения физическими лицами транспортных средств в качестве товара является возможность использования упрощенного (льготного) порядка их перемещения при условии, что:
а) указанные транспортные средства не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;
б) указанные транспортные средства классифицируются в соответствии с товарными позициями 8702 (автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя) и 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
При соблюдении этих условий ввозимые физическими лицами в Россию транспортные средства облагаются таможенными платежами по единым ставкам без применения к ним мер экономической политики. Размер единой ставки таможенных платежей определяется исходя из года выпуска транспортного средства, объема его двигателя, а также принадлежности владельца транспортного средства к тем или иным льготным категориям лиц.
В случае если ввозимое физическим лицом транспортное средство классифицируется в товарной позиции 8702 или в позиции 8703 ТН ВЭД, но предназначено для производственной или иной коммерческой деятельности, то к таким транспортным средствам применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеторговой деятельности.
Вывоз из Российской Федерации физическими лицами транспортных средств в случаях, если эти транспортные средства не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, возможен любым способом, включая их пересылку, и осуществляется в упрощенном, льготном порядке без уплаты таможенных платежей. В иных случаях вывоз транспортных средств физическими лицами осуществляется с применением общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования и возможен только при условии регистрации этих лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Нормами таможенного законодательства регламентирован также порядок временного ввоза в Россию и временного вывоза из нее транспортных средств физическими лицами и ряд иных вопросов.
26.2 Особенности перемещения товаров для личного пользования
Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях.
К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.
Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства – члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.
При перемещении товаров для личного пользования физическими лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры, а также вывозом с таможенной территории таможенного союза, если они не покидали место прибытия.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат:
1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств – членов таможенного союза;
4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств – членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
5) валюта государств – членов таможенного союза, ценные бумаги и валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством или международным договором государств – членов таможенного союза;
6) культурные ценности;
7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
8) иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц – руководителем группы либо представителем перевозчика).
Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
К таким документам относятся:
1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;
3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;
4) транспортные (перевозочные) документы;
5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств – членов таможенного союза;
6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
8) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения транспортным средством личного пользования;
9) другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.
При непредставлении такой пассажирской таможенной декларации по причине ее утраты или по иным причинам ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное.
В местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора.
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций.
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств – членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.
В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Передача права пользования или распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Временно ввезенные товары для личного пользования могут обратно вывозиться с таможенной территории таможенного союза через любой таможенный орган.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Физические лица государств – членов таможенного союза вправе временно вывозить с таможенной территории таможенного союза товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По заявлению физического лица таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых товаров для личного пользования, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Об идентификации товаров указывается в пассажирской таможенной декларации, один экземпляр которой выдается физическому лицу, вывозящему товары.
Отсутствие такой идентификации не препятствует обратному ввозу физическими лицами товаров для личного пользования с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии подтверждения таможенному органу того, что эти товары ввозятся обратно после временного вывоза с таможенной территории таможенного союза в порядке, определенном таможенным законодательством таможенного союза.
С временно вывезенными транспортными средствами для личного пользования допускается совершение операций по техническому обслуживанию или ремонту, потребовавшихся при их нахождении за пределами таможенной территории таможенного союза.
При совершении ремонта временно вывезенного транспортного средства для личного пользования, связанного с заменой частей транспортного средства, подлежащих учету (регистрации) в соответствующих уполномоченных государственных органах, замененная часть подлежит таможенному декларированию, за исключением случаев осуществления гарантийного ремонта или обслуживания согласно условиям договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством государств – членов таможенного союза, либо осуществления ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства для личного пользования после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
28. Техническое регулирование в Таможенном союзе
Решением от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Комиссия Таможенного союза постановила:
Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 01 января 2010 года применять в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Уполномоченным государственным органам исполнительной власти государств–участников ТС с 01 января 2010 года осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09 июня 2009 года.
Установить, что лицензии на экспорт и импорт или иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств – участников ТС до 01 января 2010 года, являются действительными до окончания срока их действия.
Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза принято Решением МежГосСовета ЕврАзЭС № 27 от 11 декабря 2009 г. в целях: - создания таможенной территории и формирования Таможенного союза; - создания условий для обеспечения свободного обращения продукции (товаров) на таможенной территории Таможенного союза; - определения порядка ввоза на таможенную территорию и перемещения между территориями государств-членов ТС продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия.
Соглашение распространяется на продукцию, подлежащую обязательной оценке (подтверждению) соответствия, ввозимую на Единую таможенную территорию, а также продукцию, перемещаемую с территории одного государства ТС на территории других государств ТС.
Соглашение применяется в отношении продукции до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического сообщества на данную продукцию.
Продукция допускается к обращению на территории государства ТС в соответствии с законодательством этого государства и настоящим Соглашением.
Продукция, в отношении которой членами ТС установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на Единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств ТС с соблюдением следующих условий:
- проведение сертификации ОС, включенным в Единый реестр;
- проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр;
- сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по Единой форме
При подтверждении соответствия продукции результаты испытаний продукции (протоколы испытаний), полученные в любом государстве ТС, признаются ОС, включенным в Единый реестр, другого государства ТС – страны назначения, при соблюдении следующих условий:
- применение одинаковых или сопоставимых методов исследований (испытаний) и измерений продукции;
- проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр.
Решением Комиссии Таможенного союза № 319 от 18 июня 2010 г. «О техническом регулировании в Таможенном союзе» утверждены и вступили в силу с 01.07.2010 г.:
- Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр ОС и ИЛ (ИЦ) ТС, а также его формирования и ведения
- Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме
- Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии
- Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию ТС
- Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
- Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС
Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств-членов ТС.
Срок действия сертификата соответствия, выданного по Единой форме, и декларации о соответствии на продукцию по Единой форме не должны превышать 5 лет.
В качестве одного из документов для оформления декларации о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, могут использоваться сертификаты соответствия, выданные в национальных системах подтверждения соответствия (сертификации) государств-членов ТС органами по подтверждению соответствия, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Испытания для выдачи сертификатов соответствия и оформления деклараций о соответствии по Единой форме осуществляют ИЛ (ИЦ), включенные в Единый реестр.
Выдачу сертификатов соответствия и регистрацию деклараций о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, осуществляют органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр.
Выданные по Единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии продукции являются документами, подтверждающими соответствие продукции требованиям национального законодательства государств-членов ТС.
Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого(ых) технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции для государств-членов ТС.
Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах-членах ТС.
При реализации на территории государства-члена ТС продукция, включенная в Единый перечень, должна быть маркирована в соответствии с национальным законодательством этого государства.
Для целей использования Единого перечня необходимо руководствоваться наименованиями продукции, а также кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
С 01 июля 2010 года Правительства РБ, РК и РФ:
Применяют национальные перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и Единый перечень продукции.
Обеспечивают: - формирование и ведение национальных частей Единого реестра ОС и ИЛ (ИЦ) Таможенного союза; формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, а также оперативное размещение их на своих официальных сайтах с обеспечением доступа к ним; выдачу изготовленных по Единой форме бланков сертификатов соответствия; - организацию работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции.
Подача таможенной декларации на продукцию должна сопровождаться представлением в таможенные органы одного из следующих документов о соответствии: Сертификат соответствия/Декларация о соответствии и иные документы, предусмотренные законодательством государства – члена ТС, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры; Сертификат соответствия Таможенного союза, оформленный по Единой форме, на товары, включенные в Единый перечень.
До 01.10.2010 г. должны быть подготовлены предложения по унификации номенклатур продукции национальных перечней с 01.01.2011 г. с учетом:
- применения обязательной сертификации только в отношении продукции, обращение которой связано с высоким риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан; - недопущения одновременной обязательной оценки (подтверждения) соответствия готовой продукции и ее составных частей (материалов, комплектующих изделий и узлов).
В срок до 01.01.2012 г. на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя выдаются сертификаты/декларации соответствия по Единым формам и/или сертификаты/декларации соответствия согласно законодательствам государств – членов ТС. Для зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств-членов ТС, декларации о соответствии по Единой форме не оформляются.
Маркировка продукции, включенной в Единый перечень продукции, осуществляется в соответствии с законодательством страны назначения.
В срок до 01.09.2010 г. должны быть подготовлены предложения по переходу с 01.01.2011 г. на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме и по гармонизации законодательства ТС в области подтверждения соответствия с учетом практики Европейского союза, в части перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия.
Решением №343 от 17 августа 2010 г. «О вопросах технического регулирования в ТС» КТС утвердила Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и одобрила проект Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза.
Среди наиболее важных деталей данного решения стоит отметить:
Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС.
Технические регламенты ТС утверждаются КТС и имеют прямое действие на всей таможенной территории ТС.
В технических регламентах Таможенного союза могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с климатическими географическими особенностями государств – членов ТС или технологическими факторами, и действующие только на территории таких государств.
Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза на основе типовых схем оценки (подтверждения) соответствия.
Дано задание Координационному комитету по техрегулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер представить на рассмотрение КТС предложения по техрегламентам ЕврАзЭС, которые необходимо принять в первоочередном порядке в качестве техрегламентов ТС, а государствам – членам ТС – проработать вопрос о приостановлении вступления в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования, которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и вопрос об уточнении сферы распространения и применения документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям в области технического регулирования и санитарных мер в рамках ТС.
Этим же Решением КТС утверждены Единые принципы гармонизации в части установления ответственности за нарушение требований законодательства государств-членов ТС и законодательства ТС в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) принятие декларации о соответствии.
Предлагается считать административным правонарушением: - нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) требований техрегламентов или иных обязательных требований к продукции, установленных в соответствии с законодательством о техрегулировании, а равно выпуск в обращение (реализацию) продукции, несоответствующей требованиям техрегламентов. - непредставление либо уклонение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора); - представление для целей оценки или подтверждения соответствия аккредитованной испытательной лабораторией (центром) недостоверных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции; - нарушение правил выполнения работ по сертификации, а равно выдача сертификата соответствия или принятие декларации о соответствии с нарушением требований законодательства о техническом регулировании. Предлагается предусмотреть установление сопоставимых размеров налагаемых штрафов во всех государствах-членах таможенного союза (с учетом степени опасности правонарушения).
Решением КТС №344 от 17 августа 2010 г. установлено, что изготовители продукции государств-членов ТС имеют право принимать декларации о соответствии продукции национальным техническим регламентам или декларации о соответствии на продукцию, включенную в национальные перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, предусмотренные законодательством любого из государств-членов ТС и выпускать в обращение продукцию на территории ТС, не привлекая резидентов (юридических лиц) государства-члена ТС, на территории которого вышеуказанная продукция выпускается в обращение.
При этом продукция должна соответствовать требованиям законодательства государства-члена ТС, на территории которого вышеуказанная продукция выпускается в обращение, и регистрация вышеуказанных деклараций о соответствии должна производиться в органе по сертификации, аккредитованном в соответствии с требованиями законодательства этого государства.
2. Оценка и подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности 2.1 Виды и формы оценки и подтверждения соответствия Подтверждение соответствия продукции в РФ представляет собой процедуру, посредством которой независимая третья сторона удостоверяет в письменном виде, что продукция соответствует установленным требованиям данной системы сертификации. Подтверждение соответствия может быть как обязательной, так и добровольной процедурой. К обязательному подтверждению соответствия относятся сертификация и декларирование соответствия. В добровольном порядке можно провести только сертификацию. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» «сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров»28.
Технический регламент – документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия – формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.
В ст. 20 Федерального закона «О техническом регулировании»29 указывается, что форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной. При этом законом в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называется две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию, а в качестве добровольного подтверждения соответствия – добровольную сертификацию.
Таким образом, на основе Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено три формы подтверждения соответствия:
- обязательная сертификация;
- декларирование соответствия (обязательное);
- добровольная сертификация.
Федеральный закон «О техническом регулировании»30 уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов. Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:
- обязательный сертификат соответствия;
- декларация о соответствии (обязательная);
- добровольный сертификат соответствия31.
Таким образом, можно говорить о том, что процедура подтверждения безопасности продукции на соответствие техническому регламенту, попадающая под действие технического регламента, проводится в форме обязательной сертификации или обязательного декларирования.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации. В РФ обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция на соответствие требованиям технических регламентов РФ и продукция, включенная в единый Перечень продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2009№ 982 (Приложение № 2). В РФ обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция на соответствие требованиям технических регламентов:
«О безопасности машин и оборудования»
«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
«О требованиях к авиационному бензину, дизельному топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»
«О безопасности колесных транспортных средств»
«О безопасности лифтов» и т.д.
Продукция, прошедшая процедуру обязательного подтверждения соответствия, маркируется знаком соответствия и знаком обращения (Приложение 4).
Обязательная сертификация в ТС – система подтверждения соответствия качества продукции требованиям, предусмотренным законодательством таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 устанавливается единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов. Документ, удостоверяющий соответствие объекта этим требованиям, носит название сертификата соответствия или декларации о соответствии. Подтверждение производителем соответствия поставляемой продукции, установленным требованиям выступает основной гарантией качества для потребителей. Для производителя или поставщика прохождение этой процедуры – необходимое условие роста продаж и привлечения новых клиентов32. Сертификат соответствия используется для наиболее опасных групп товаров, поэтому он относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. Сертификат соответствия является обязательным для подтверждения соответствия продукции требованиям Технических регламентов ТС(Приложение 4).
В настоящее время, в Таможенном союзе приняты следующие технические регламенты, устанавливающие требования к продукции: ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий» и т.д.
Знак соответствия ТР ТС - единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ТС) был утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011г. № 711 (Приложение 4).
Согласно положению «О едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза», изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.
Для менее опасной продукции может применяться обязательная декларация о соответствии безопасности продукции производителем или продавцом. Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов ТС.
Сертификат соответствия и декларация о соответствии в ТС с точки зрения законодательства имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в ТС, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием о соответствии продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.
Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, а орган сертификации лишь регистрирует документ, вся ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.
Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.
Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.
До вступления в действие технических регламентов ТС на соответствующую продукцию, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Комиссии Таможенного союза.
В целях получения информации о необходимости проведения обязательного подтверждения соответствия конкретной продукции, изготавливаемой на территории России и других государств - членов Таможенного союза или поступающей на таможенную территорию Таможенного союза, Федеральным агентством по техническому регулировании и метрологии разработан Консолидированный информационный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
В Перечне учтены положения технических регламентов Российской Федерации, единые перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденные Правительством РФ, единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза, а также технические регламенты РФ и Таможенного союза.
Перечень содержит информацию о документах, подтверждающих соответствие продукции, необходимых для выпуска ее в обращение, о нормативных правовых актах, определяющих формы обязательного подтверждения соответствия, исходя из наименования продукции и кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При этом на продукцию зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств - членов Таможенного союза, оформляются сертификаты соответствия или декларации о соответствии согласно национальному законодательству Российской Федерации либо сертификаты соответствия по единой форме (на продукцию, подлежащую обязательной сертификации). Таким образом, декларации о соответствии по единой форме на продукцию, поступающую из третьих стран, не оформляются.
обровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации. Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в федеральном законе «О техническом регулировании»:
- процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
- продукция;
- работы и услуги;
- системы менеджмента предприятий и организаций;
- персонал и другие.
Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака присутствует надпись «добровольная сертификация» (Приложение № 3).
Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т. е. формы подтверждения соответствия), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.
Тем не менее, можно отметить, что Решением Комиссии Таможенного союза «О Положении, о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»33, введены такие формы оценки соответствия, как: регистрация, экспертиза, оценка пригодности, государственный контроль (надзор), и иные формы.
Оценка соответствия в форме регистрации, экспертизы, оценки пригодности, государственного контроля (надзора) и (или) в иной форме устанавливается разработчиком в конкретных технических регламентах с учетом специфики продукции, а также объекта технического регулирования, степени риска причинения вреда и осуществляется соответствующими уполномоченными органами государств-членов Таможенного союза. Федеральный закон «О техническом регулировании» в п. 3 ст. 7 предусматривает, что в техническом регламенте должны устанавливаться только обязательные формы оценки соответствия. Это закреплено и в ст. 23 закона применительно к подтверждению соответствия. Закон оперирует двумя понятиями, связанными с риском: риском причинения вреда и риском не достижения целей технического регламента. Применительно к выбору форм оценки соответствия речь идет о риске не достижения целей технического регламента, который складывается из двух составляющих: риска причинения вреда при использовании продукции, с одной стороны, и степени «жесткости» процедур оценки соответствия, с другой. Важно, чтобы совокупные меры оценки соответствия, обеспечивая надежный заслон для опасной продукции, не формировали значительный барьер при товарообороте и не приводили к значительному увеличению отпускной цены на продукцию, подвергаемую оценке соответствия. Чем более опасна продукция и высок риск причинения вреда, тем более «жесткие» формы оценки соответствия необходимо устанавливать в техническом регламенте. Формы оценки соответствия подразделяют на две категории. Первая категория включает в себя процедуры, где продукция оценивается до ее поступления на рынок или дорыночными, и проводятся они в виде подтверждения соответствия, регистрации, утверждения типа, и т. д. Вторая категория форм оценки соответствия предполагает проведение оценки соответствия продукции уже на стадии ее обращения, на рынке. Дорыночная оценка соответствия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди отрицательных сторон можно отметить задержки поставки продукции на рынок, которые могут явиться причиной возникновения серьезного барьера для поставки продукции на рынок и препятствовать внедрению новых, более эффективных технологий. Тем не менее, для таких опасных видов продукции, как пищевая или лекарственная, она нужна для обеспечения уверенности в том, что продукция не представляет опасности для жизни и здоровья людей. Преимущество дорыночных форм оценки соответствия заключается в том, что при эффективном их выполнении заранее ставится преграда, препятствующая попаданию опасной продукции на рынок.
Процедуры рыночной оценки проводят в виде контроля на рынке или государственного надзора. Достоинство этих процедур заключается в том, что они не создают барьеров в торговле и обеспечивают свободное перемещение товаров. Недостатки же связаны со значительным запаздыванием корректирующих мер, когда опасная или некачественная продукция уже поступила на рынок. Такую форму оценки соответствия называют «подсчетом жертв». По мере развития рыночных отношений и формирования цивилизованного рынка поставщиков область применения рыночных процедур подтверждения соответствия, с одной стороны, будет расширяться, но для стран с переходной экономикой исследователи рекомендуют сочетать оба вида процедур оценки соответствия: на дорыночной стадии и на стадии обращения, на рынке. Существует принципиальная разница в особенностях обеспечения безопасности между продукцией, которая в процессе эксплуатации расходует ресурс (например, машинами), и расходуемой продукцией (например, пищевыми продуктами), что также предопределяет разницу в возможных формах оценки соответствия. Если безопасность машиностроительной продукции закладывается на стадии проектирования, то безопасность пищевой продукции обусловлена производственным процессом. Это не означает, что безопасность станка не может быть снижена на стадии производства из-за нарушений технологической дисциплины, но для пищевой продукции почти все источники опасности определяются ведением технологического процесса и в меньшей степени зависят от рецептуры, если рецептура не предусматривала применение в качестве ингредиента ядовитой субстанции. Учитывая особенности обеспечения безопасности пищевой, лекарственной и парфюмерно-косметической продукции, для нее в мировой практике применяют такой набор форм оценки соответствия: - регистрация новой продукции, направленная на обеспечение безопасности рецептуры; - анализ состояния производства, направленный на обеспечение безопасности продукции на стадии производства; государственный контроль на стадии обращения. Для подобной продукции обязательное подтверждение соответствия при использовании набора перечисленных форм оценки уже не требуется. Для продукции машиностроения и приборостроения общего назначения нецелесообразно проводить оценку соответствия на стадии проектирования. Оценка соответствия для нее может осуществляться в формах обязательного подтверждения соответствия на дорыночной стадии и государственного контроля – на стадии обращения. При этом ослабление дорыночного контроля должно компенсироваться усилением контроля на рынке. Для особо опасной продукции машиностроения и приборостроения применяются анализ проекта, одобрение типа или регистрация, в сочетании с обязательным подтверждением соответствия на дорыночной стадии и государственным контролем (надзором) на стадии обращения. Если продукция поступает конкретному заказчику (например, для государственных нужд), то наиболее адекватной формой оценки соответствия вместо подтверждения соответствия может выступать приемка продукции, осуществляемая заказчиком. Рациональное сочетание различных форм оценки соответствия на дорыночном и рыночных этапах, установленное в технических регламентах, позволяет обеспечить требуемый уровень защиты жизни, здоровья и имущества граждан.
- 1 Вопрос
- Цели таможенного контроля[править | править вики-текст]
- Формы контроля[править | править вики-текст]
- Контроль при ввозе[править | править вики-текст]
- Контроль при вывозе[править | править вики-текст]
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- 1.2 Комментарий к статье 116 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс: Таможенный досмотр
- 2. Понятие и цели «Инкотермс».
- § 2. Почему принята новая редакция инкотермс?
- § 3. Назначение инкотермс
- § 4. Выбор конкретного термина инкотермс
- § 5. Структура и содержание инкотермс 2000
- § 7. Правовая природа инкотермс
- § 9. Статус инкотермс в национальном праве
- § 10. Инкотермс и внутренние сделки
- § 11. Инкотермс и договорная практика
- 3. Понятие, предмет и метод таможенного права России
- 1.3. Методы таможенного права
- 3.2 Источники таможенного права
- Согласно Главе 27 тк тс таможенное декларирование товаров
- Формы декларирования, сроки и места подачи таможенных деклараций.
- Представление документов при таможенном декларировании товаров.
- 7.2 Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству Таможенного союза ЕврАзЭс
- 10.Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Акциз
- 5.4. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 5.5. Таможенные сборы
- 5.6. Авансовые платежи и льготы по уплате таможенных платежей
- 5.7. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- 5.8. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- 5.9. Обеспечение и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
- 13) Уничтожение;
- Глава 16. Выпуск товаров
- 30. Понятие и виды таможенных платежей
- 5.1. Общие положения о таможенных платежах
- Комментарий к статье 125 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс: Взаимное признание решений, принятых таможенными органами
- 34. Задачи и и функции
- 38. Система управления рисками (сур)
- Целями применения системы управления рисками являются[править | править вики-текст]
- К объектам анализа риска, согласно ст. 129 тк тс, относятся[править | править вики-текст]
- 1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
- 2. Выявление и анализ рисков.
- 3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.
- 4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
- 2. Принципы проведения таможенного контроля
- 48. Экспортный контроль
- 51. Структура и содержание внешнеторгового контракта
- 4.2. Таможенный перевозчик
- 4.3. Владелец склада временного хранения