3.2 Источники таможенного права
Под источниками права принято понимать внешние формы права. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».
Под источниками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.
Содержание таможенного права таможенного союза определяется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:
1) Таможенный кодекс таможенного союза;
2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;
4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;
5) международные обычаи.
Источники таможенного права таможенного союзаимеют определенную специфику, они носят тройственный характер.
С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, с другой - Таможенный кодекс таможенного союза и решение Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза, а с третьей стороны - нормы внутреннего (национального) законодательства.
В Таможенном кодексе таможенного союза,как базовом источнике таможенного права таможенного союза, содержатся все основные материально-правовые, процессуальные и процедурные таможенные нормы.
Таможенный кодекс таможенного союза определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования на территории государств-участников таможенного союза и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности таможенного союза, активизацию связей политики государств-участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан государств-участников таможенного союза, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного регулирования.
Международные договоры (конвенции, договоры и соглашения — название в данном случае значения не имеет), т. е. те внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества государств-членов таможенного союза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза
Международно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопросов, - важнейшие источники таможенного права.
Решения Комиссии таможенного союза,регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза являются обязательными для всех государств-членов таможенного союза.
Резолюции иных международных организаций, если иное специально и должным образом не оговорено, не создают юридических обязательств для участвующих государств.
Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, является международный обычай.
Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установления их содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуютсводы обычаевпо таким группам вопросов, как Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеместно применяемые таможенными органами в целях определения таможенной стоимости для начисления пошлин и статистического учета в сфере внешнеторговой деятельности государств и т.п.
Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сложились давно, систематически применяются и отступление от них рассматривается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санкционированы соответствующим компетентным органом государства.
Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК Республики Беларусь: «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев».
Внутреннее (национальное) законодательство– один из основных источников таможенного права таможенного союза.
Говоря о Республике Беларусь, мы констатируем, что таможенное регулирование в республике отнесено к ведению Президента Республики Беларусь, поэтому законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.
Национальными или внутренними источниками таможенного права в Беларуси являются:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.)
Принципиальное значение для таможенного законодательства имеет положение Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).
Согласно ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.
2. Комплексный характер таможенного законодательства обусловливает использование отдельных норм, содержащихся в актах иной отраслевой принадлежности. Например, ответственность за таможенные преступления установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Аналогичным образом дело обстоит с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, в которых содержатся нормы предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонарушений и ведение административного процесса по делам о таких правонарушениях.
3. Важными и многочисленными источниками таможенного права являютсяподзаконные акты.Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процессе ее осуществления часто возникает необходимость решения задач, требующая немедленного оперативного реагирования. Достижению таких целей и способствует административное нормотворчество.
Подзаконными нормативными актами являются нормативные правовые акты ГТК Республики Беларусь. Изданные ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.
ГТК Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты совместно с другими органами исполнительной власти. В данном случае совместные нормативные правовые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права.
4. Судебный прецеденттакже может рассматриваться в качестве национального источника таможенного права. Судебный прецедент как источник права – это конкретное судебное решение, за которым признается государством сила закона. Для полного понимания сущности прецедентного права необходимо уяснить содержание следующих категорий:
- Stare decisis(придерживаться того, что было решено) – принцип, в соответствии с которым решение, вынесенное судебным органом, является обязательным при последующем разрешении аналогичного дела тем же судом или судом соответствующей юрисдикции низшей инстанции.
- Ratio decidenti– часть решения, где сформулированы принципиальные правовые положения, на которых основано само решение и которые в дальнейшем подлежат применению.
- obiter dictum –заявления, ремарки, замечания, нашедшие отражение в решении суда, но не составляющие его правовую основу.
В Республике Беларусь судебная практика по гражданским делам с 1 июля 1999 г. рассматривается в качестве источника права. Она имеет важное значение и для толкования норм таможенного права. В этом смысле особого внимания заслуживают руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Издание руководящих разъяснений направлено на обеспечение единства судебной практики, соблюдения законности и правопорядка.
При рассмотрении источников таможенного права не могут быть не выделены и средства, так называемого, негосударственного регулирования.
Вырабатываются они по инициативе самих участников внешнеэкономической деятельности и носят рекомендательный характер, это, например доктрина. Она не относится к числу источников таможенного права таможенного союза, но судебно-арбитражной практике известны случаи обращения к доктрине для обоснования принимаемого решения. Некоторые авторы считают правовую доктрину источником таможенного права. На наш взгляд, вряд ли с этим можно согласиться. Дело в том, что высказывания ученых-юристов по вопросам таможенного права для таможенных органов, суда и других органов, применяющих нормы права, не являются обязательными, не имеют юридической силы. Такого рода высказывания носят рекомендательный характер. Разумеется, что не должно умалять значения правовой доктрины для разработки и уяснения нормтаможенного права таможенного союза.
4. Таможенное декларирование товаров
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТКТС.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Таможенное декларирование производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза.
Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств – членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенного союза.
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТКТС или решением Комиссии таможенного союза.
Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа.
Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу и ее электронной копии.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:
1) заявляемая таможенная процедура;
2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров или их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
5) сведения о товарах:
наименование;
описание;
классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
наименование страны происхождения;
наименование страны отправления (назначения);
описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
таможенная стоимость;
статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении таможенных платежей:
ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение льгот по уплате таможенных платежей;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с ТКТС;
7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
8) сведения о соблюдении ограничений;
9) сведения о производителе товаров;
10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
11) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
12) место и дата составления декларации на товары.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.
В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, в том числе определенные международными договорами.
Транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об):
1) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
2) стране отправления, стране назначения товаров;
3) декларанте;
4) перевозчике;
5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;
8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
9) количестве грузовых мест;
10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТКТС.
К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8) документы, подтверждающие уплату или обеспечение уплаты таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств – членов таможенного союза;
13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки – в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов.
Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств – членов таможенного союза и на иностранных языках.
Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства – члена таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.
Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров.
Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза.
Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:
1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;
2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;
3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;
4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.
Товары, указанные в пункте 3, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами.
- 1 Вопрос
- Цели таможенного контроля[править | править вики-текст]
- Формы контроля[править | править вики-текст]
- Контроль при ввозе[править | править вики-текст]
- Контроль при вывозе[править | править вики-текст]
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- 1.2 Комментарий к статье 116 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс: Таможенный досмотр
- 2. Понятие и цели «Инкотермс».
- § 2. Почему принята новая редакция инкотермс?
- § 3. Назначение инкотермс
- § 4. Выбор конкретного термина инкотермс
- § 5. Структура и содержание инкотермс 2000
- § 7. Правовая природа инкотермс
- § 9. Статус инкотермс в национальном праве
- § 10. Инкотермс и внутренние сделки
- § 11. Инкотермс и договорная практика
- 3. Понятие, предмет и метод таможенного права России
- 1.3. Методы таможенного права
- 3.2 Источники таможенного права
- Согласно Главе 27 тк тс таможенное декларирование товаров
- Формы декларирования, сроки и места подачи таможенных деклараций.
- Представление документов при таможенном декларировании товаров.
- 7.2 Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству Таможенного союза ЕврАзЭс
- 10.Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Акциз
- 5.4. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 5.5. Таможенные сборы
- 5.6. Авансовые платежи и льготы по уплате таможенных платежей
- 5.7. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- 5.8. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- 5.9. Обеспечение и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
- 13) Уничтожение;
- Глава 16. Выпуск товаров
- 30. Понятие и виды таможенных платежей
- 5.1. Общие положения о таможенных платежах
- Комментарий к статье 125 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс: Взаимное признание решений, принятых таможенными органами
- 34. Задачи и и функции
- 38. Система управления рисками (сур)
- Целями применения системы управления рисками являются[править | править вики-текст]
- К объектам анализа риска, согласно ст. 129 тк тс, относятся[править | править вики-текст]
- 1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
- 2. Выявление и анализ рисков.
- 3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.
- 4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
- 2. Принципы проведения таможенного контроля
- 48. Экспортный контроль
- 51. Структура и содержание внешнеторгового контракта
- 4.2. Таможенный перевозчик
- 4.3. Владелец склада временного хранения