logo
Вопросы по ТП

5.1. Общие положения о таможенных платежах

К основным таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Еще существуют специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются, если установлено, что импорт товара осуществляется на территорию государств-участников таможенного союза в таком возросшем количестве и на таких условиях, что причиняет сущест­венный ущерб экономике или создает угрозу его причине­ния.

Специальные пошлины в отношении товара применяются в соответ­ствии с принципом режима наибольшего благоприятствования (РНБ), на недискриминационной основе, независимо от страны проис­хождения товара в таком объеме, который необходим для устра­нения существен­ного ущерба экономики государств-участников таможенного союза или предотвра­щения угрозы его причинения.

Специальная пошлина взимается сверх установленной ставки таможен­ной пошлины.

Срок действия специальных пошлин не должен превышать времени, не­об­ходи­мого для устранения существенного ущерба эконо­мики или предотвращения угрозы его причинения.

Антидемпинговые пошлины применяются, если установлено, что демпинговый импорт причиняет суще­ствен­ный ущерб экономике государств-участников таможенного союза или создает угрозу его при­чинения. Под демпингом понимается импорт товара по экспортной цене ниже его нор­маль­ной цены, т.е. цены аналогичного или непосредственно конкури­рующего то­вара при его продаже на внутреннем рынке страны-экспортера.

Антидемпинговые меры применяются в отношении товара, являющегося пред­метом демпингового импорта, всех производителей (экспортеров) данного то­вара соответствующего иностранного государства (объединения иностранных госу­дарств) с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых от­ноше­ниях с ука­занным иностранным государством (объединением иностранных госу­дарств).

Антидемпинговые меры могут быть применены и на индивидуальной ос­нове в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, кон­крет­ных производителей (экспортеров) данного товара или объединений та­ких произ­водителей (экспортеров).

Определение существенного ущерба экономике государств-участников таможенного союза или угрозы его причинения вследствие демпингового импорта должно основываться на анализе объема демпингового им­порта, вли­яния демпингового импорта на цену аналогичного или непосредст­венно кон­ку­рирующего товара на внутреннем рынке государств-участников таможенного союза, а также на ана­ли­зе воздействия демпингового импорта на экономику государств-участников таможенного союза.

Если определить нормальную цену товара, являющегося предметом анти­демпингового расследования, в государстве экспортера не представляется воз­можным вследствие отсутствия в государстве экспортера производства та­кого товара или его продажи в целях потребления при обычном ходе тор­говли, то, можно определять демпинговую маржу на ос­нове сопоставления экспортной цены такого товара с его себе­стоимостью в стране происхождения товара или подходящем третьем госу­дарстве с учетом необходимых производственных, торговых и администра­тивных затрат, общих издержек, а также прибыли.

В случае если отсутствуют данные об экспортной цене товара или воз­никли сомнения в отношении сведений о ней, такая цена может быть опреде­лена на основе имеющейся информации.

Сопоставление экспортной цены товара и его нормальной цены при оп­реде­лении демпинговой маржи должно проводиться применительно к базису по­став­ки товара EXW («франко-завод») в соответствии с Международными прави­лами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей ре­дакции.

Антидемпинговая пошлина взимается сверх ставки таможенной по­шлины. Став­ка антидемпинговой пошлины не должна превышать размера дем­пинговой маржи.

Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в та­ком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба экономики государств-участников таможенного союза, причиненного демпинговым импортом.

Компенсационные пошлины применяются, если установлено, что импорт товара, при производстве или экс­пор­те которого использовались субсидии (специфические субсидии) ино­стран­ного государства (объединения иностранных государств), причиняет существен­ный ущерб отрасли экономики государств-участников таможенного союза или создает угрозу его причинения. Под субсидиями иностранного государства (объединения ино­странных госу­дарств) понимается финансовая поддержка иностранным госу­дарством (объеди­нением иностранных государств) иностранного производи­теля или экспортера анало­гичного или непосредственно конкурирующего товара посредством:

прямого перевода денежных средств или обязательства сделать такой пере­вод;

полного или частичного освобождения от налоговых, таможенных и иных обязательных платежей;

полного или частичного аннулирования долга или предоставления кре­дита в целях оказания помощи в оплате такого долга;

льготного или безвозмездного предоставления энергии, материа­лов, по­лу­фабрикатов, услуг, за исключением товаров и услуг, предназначен­ных для под­держания и развития общей инфраструктуры;

заключения договора с частной организацией о применении од­ной или не­скольких мер поддержки.

Существует понятие - специфическая субсидия; - это субсидия, доступ к которой ограничен и кото­рая предоставляется конкретному производителю или экспортеру или конк­ретному объединению производителей или экспортеров либо конкрет­ной от­расли экономики или направлена на стимулирование экспорта товара либо на замещение импорта определенного товара.

Порядок введения компенсационных, антидемпинговых и компенсационных по­шлин устанавливается в соответствии с международными договорами и национальным законодательством государств-участников таможенного союза.

Таможенные платежи уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза и в других случаях, установленных таможенным кодексом таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. Все таможенные платежи подразделяют на основные (связанные с перемещением товаров через таможенную границу) и иные (не связанные с таким перемещением).

Тот или иной платёж уплачивается в зависимости от таможенной процедуры, под которую помещается товар.

Обязанность по уплате основных таможенных платежей возлагается, как правило, на декларанта (лицо, перемещающее товары через таможенную границу таможенного союза, либо таможенный представитель (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению, от собственного имени). В то же время в отношении товаров, помещенных на склад временного хранения либо таможенный склад, ответственность за уплату таможенных платежей в определенных ситуациях возлагается на владельца такого склада (например, в случае выдачи без разрешения таможенного органа товаров со склада или утери товаров, ввезенных на таможенную территорию). Кроме того, ответственность за уплату таможенных платежей может нести и перевозчик товаров (с момента ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и до их помещения под определенную таможенную процедуру).

Статья 125. Порядок исчисления таможенных сборов

1. Таможенные сборы исчисляются плательщиками, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.

3. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Статья 126. Применение ставок таможенных сборов

1. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

2. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом.

3. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.

Статья 127. Сроки уплаты таможенных сборов

1. Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.

2. Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.

3. Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа.

Статья 128. Порядок и формы уплаты таможенных сборов

1. Таможенные сборы уплачиваются:

1) за таможенные операции - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;

2) за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа.

2. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Федеральным законом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом положений части 3 настоящей статьи.

3. Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

Статья 129. Взыскание и возврат таможенных сборов

1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся.

3. В случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 148 настоящего Федерального закона, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.

Статья 130. Ставки таможенных сборов

1. Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей.

3. При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров.

4. При декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размерах в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

5. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:

1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;

б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;

в) от 101 до 200 км включительно - 4 000 рублей;

г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;

2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.

6. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.

Статья 131. Освобождение от уплаты таможенных сборов

1. Таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении:

1) ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию);

2) товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

3) культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза российскими государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования, а также при завершении действия указанных процедур помещением товаров под процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно;

4) товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в целях демонстрации при проведении выставочно-конгрессных мероприятий с иностранным участием, авиационно-космических салонов и иных подобных мероприятий по решению Правительства Российской Федерации;

5) наличной валюты государств - членов Таможенного союза, ввозимой или вывозимой центральными банками государств - членов Таможенного союза, за исключением памятных монет;

6) товаров (за исключением товаров для личного пользования), ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на момент регистрации таможенным органом таможенной декларации;

7) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;

8) бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России и Международным союзом автомобильного транспорта, а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории Таможенного союза;

9) акцизных марок, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

10) товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;

12) товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в качестве припасов;

13) товаров, помещаемых под специальные таможенные процедуры, в том числе при помещении товаров под процедуры, необходимые для завершения специальных процедур;

14) отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

15) товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы и помещены под таможенную процедуру уничтожения;

16) товаров, прибывших на территорию Российской Федерации, находящихся в месте прибытия либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места прибытия, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и убывающих с территории Российской Федерации;

17) товаров, временно ввозимых в Российскую Федерацию с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА и при их обратном вывозе из Российской Федерации, а также в отношении товаров, временно вывозимых из Российской Федерации с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного вывоза товаров с применением карнетов АТА и при их обратном ввозе в Российскую Федерацию;

18) запасных частей и оборудования, которые ввозятся в Российскую Федерацию и вывозятся из Российской Федерации одновременно с транспортным средством в соответствии со статьей 349 Таможенного кодекса Таможенного союза;

19) транспортных средств международных перевозок, в том числе выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в качестве транспортных средств международных перевозок;

20) профессионального оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации и которое используется для целей производства и выпуска средств массовой информации, помещаемого под таможенную процедуру временного вывоза, а также при завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта;

21) товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральные костюмы, цирковые костюмы, кинокостюмы, сценическое оборудование, партитуры, музыкальные инструменты и другой театральный реквизит, цирковой реквизит, кинореквизит), помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза, и при их обратном вывозе (реэкспорте) или обратном ввозе (реимпорте), если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

22) товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза, и при завершении указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта соответственно, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

23) товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и продуктов их переработки, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

24) научных или коммерческих образцов, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

25) иных товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

2. Таможенные сборы за хранение не взимаются:

1) при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа;

2) в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.