logo
Вопросы по ТП

2. Понятие и цели «Инкотермс».

При заключении внешнеторгового контракта стороны должны четко разделить между собой многочисленные обязанности, связанные с поставкой товара от продавца к покупателю. Для унификации обязанностей продавца и покупателя по поставке товаров и обеспечения одинакового их толкования контрагентами из разных стран Международной торговой палатой (МТП) разрабатываются Правила толкования международных коммерческих терминов «Инкотермс» (International Commercial Terms), определяющие содержание основных, наиболее применяемых на практике, условий поставки. Первая редакция документа была подготовлена МТП в1936 г. Последняя редакция выполнена в 2010 г. («Инкотермс – 2010»). В правовом отношении документ носит факультативный характер.

Условия «Инкотермс» базируются на принципе, что риск частичной или полной утраты груза переходит с продавца на покупателя после того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке. Положения «Инкотермс» по многим аспектам предлагают лишь общий подход к распределению прав и обязанностей по поставке, поэтому в контракте, при необходимости, конкретизируется это распределение. В большинстве случаев стороны стремятся согласовать подходящее базисное условие по «Инкотермс». Если какие-либо положения «Инкотермс» не устраивают партнеров, это особо отмечается в контракте. Приоритет имеют условия поставки, зафиксированные в контракте.

Базисное условие поставки в договорах купли-продажи в соответствии с «Инкотермс» определяет:

- распределение расходов между продавцом и покупателем (кто, за что и до какого момента платит?), соответственно, от выбранного сторонами базиса поставки будет зависеть и контрактная цена товара;

- обязательства по подготовке и передаче документов (кто их разрабатывает, получает, за чей счет и на чье имя?), (но не состав документов!);

- момент перехода риска и ответственности по поставке (кто, за что отвечает, до какого этапа и момента времени?).

5.2. Распределение обязанностей продавца и покупателя

Продавец во всех базисных условиях обязан:

-​ поставить товар в соответствии с условиями контракта в указанный пункт назначения;

-​ своевременно информировать покупателя о готовности товара к отгрузке;

-​ оплатить расходы, связанные с проверкой товара;

-​ обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

-​ получить за свой счет экспортную лицензию или другое разрешение для экспорта;

-​ оплатить таможенные пошлины, взимаемые при экспорте.

Покупатель во всех базисных условиях обязан:

-​ принять товар в месте и срок, указанный в контракте и оплатить его стоимость;

-​ нести все расходы и риски с даты истечения срока поставки в связи с несвоевременным принятием товара;

-​ оплатить все расходы на ввозимый товар, если иное не оговорено в условиях;

-​ обеспечить за свой счет получение лицензии.

5.3. Составляющие транспортных расходов

При фиксации в  контракте цены товара большое значение имеет определение ее базиса поставки. Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Базисными условиями поставки называют специальные условия, определяющие обязанности продавца и покупателя по доставке товара  и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Таким образом, базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50% цены товара. Они могут включать:

-

расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);

-

оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика (водным, железнодорожным, автомобильным, авиационным видами транспорта);

-

оплату перевозки товара от пункта отправления до основных перевозочных средств;

-

оплату расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспорта;

-

оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом;

-

оплату страхования груза в пути;

-

расходы по хранению товара в пути, перегрузке, и перетарке;

-

расходы по выгрузке товара  в пункте назначения;

-

расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя;

-

оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.

Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Перечисленные условия называются базисными потому, что они устанавливают базис - основу цены внешнеторговой сделки и оказывают влияние на уровень цены товара, перемещаемого через границу стран-контрагентов.

5.4. Классификация базисных условий поставок.

В современной версии INCOTRMS представлены 11 терминов, которые объединены в 4 группы.

1 группа Е – продавец предоставляет товар покупателю непосредственно в своих помещениях.

EXW: (импортер) – франко-завод.

Франко (итал.) – покупатель свободен от всех рисков и расходов по доставке товаров до пункта, указанного за словом франко.

2 группа F – продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (основная перевозка не оплачена).

FCA – франко перевозчик (ж/д транспорт, автотранспорт, воздушный транспорт);

FAS – франко вдоль борта судна (продавец обязан доставить груз в указанный порт вдоль борта судна);

FOB – франко на борту.

3 группа С – продавец обязуется заключить договор перевозки, но без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара после погрузки (продавец оплачивает основную перевозку).

CFR – стоимость и фрахт;

CIF – стоимость, страхование и фрахт;

CPT – перевозка оплачивается до … (пункт назначения);

СIP – перевозка и страхование оплачены до … .

4 группа D – продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа прибытия).

DAF – поставка на границу (название места поставки);

DES – поставка с судна (порт назначения);

DEQ – поставка с пристани (порт назначения);

DDU – поставка без оплаты пошлины;

DDP – поставка с оплатой пошлины.

5.5. Составляющие внешнеторговой цены товара в зависимости от базиса поставки

 В таблице 1. представлены сводные данные,  поясняющие, какие расходы включает в себя внешнеторговая цена товара, сформировавшаяся при определенных условиях поставки в соответствии с правилами "Инкотермс 2000" в случае, если внешнеторговая сделка совершается непосредственно с производителем ввозимой продукции:

Таблица 1

 Составляющие внешнеторговой цены товара в зависимости от базиса поставки

 Базис поставки товара

Структура цены товара

Затраты на доставку (и страхование) до границы РФ в структуре таможенной стоимости

Переход рисков от продавца к покупателю

"EXW" – с завода означает поставку с завода (с предприятия, склада, рудника) в поименованном месте применяется при перевозке любым видом транспорта

Во внешнеторговую цену товара, сформированную на базисе "EXW", входят затраты по изготовлению товара (себестоимость), расходы по погрузке на транспортное средство покупателя и прибыль экспортера.

Необходимо включить сумму транспортных расходов от завода до границы РФ (по договору перевозки на основании счета от перевозчика)

В момент передачи товара в распоряже-ние покупателя на заводе

"FCA" – свободно у перевозчика применяется при перевозке любым видом транспорта

Внешнеторговая цена на базисе "FCA" представляет собой цену товара (себестоимость и прибыль экспортера), в которую уже  включены затраты по доставке товара перевозчику, а также экспортные пошлины.

Необходимо включить сумму транспортных расходов  от места погрузки до границы РФ (по договору перевозки на основании счета от перевозчика)

С момента передачи товара перевозчику

"FAS" – свободно вдоль борта судна используется только для морских видов транспорта

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "FAS" включает в себя себестоимость,   затраты по таможенному оформлению при экспорте, прибыль экспортера, стоимость доставки до порта погрузки.

Необходимо включить сумму транспортных расходов  от места погрузки до границы РФ (по договору перевозки на основании счета от перевозчика)

В момент размещения товара вдоль борта судна и получения покупателем доковой расписки

"FOB" – свободно на борту судна применяется только для морских перевозок

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "FOB" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до порта погрузки и стоимость погрузки товара на борт судна (укладка груза в трюме и утруска не входят в обязанности продавца и по принятым нормам фрахтования выполняются за счет судовладельца и включаются в стоимость фрахта, уплачиваемого покупателем).

Необходимо включить сумму транспортных расходов  от места погрузки на судно до границы РФ (по договору перевозки на основании счета от перевозчика)

В момент пересечения товаром поручней судна

"CFR" – стоимость и фрахт используется для определения базиса цены товара, перемещаемого морским транспортом

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "CFR" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до порта погрузки, стоимость погрузки товара на борт и стоимость фрахта.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом

В момент пересечения товаром поручней судна в порту отправления

"CPT" – провозная плата оплачена до … применяется при перевозке любым видом транспорта: железнодорожным,  морским автомобильным, авиационным или смешанным

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "CPT" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до грузового терминала, провозную плату по договору перевозки.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом.

Из стоимости сделки могут вычитаться расходы на доставку товара на территории РФ при их наличии раздельного указания в счете-фактуре

В момент передачи товара продавцом первому перевозчику

"CIF" – стоимость страхование и фрахт -применяется при морских перевозках

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "CIF" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до порта погрузки, стоимость погрузки товара на борт, стоимость фрахта и расходы по страхованию от транспортных рисков.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом.

Из стоимости сделки могут вычитаться расходы на доставку товара на территории РФ при их наличии раздельного указания в счете-фактуре

В момент пересечения товаром поручней судна в порту отправления

"CIP" – провозная плата и страхование оплачены до …

применяется к любым видам перевозки

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "CIP" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до грузового терминала, провозную плату по договору перевозки и расходы по страхованию от транспортных рисков.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом.

Из стоимости сделки могут вычитаться расходы на доставку товара на территории РФ при их наличии раздельного указания в счете-фактуре

В момент передачи товара продавцом первому перевозчику

"DAF" – поставлено на границе

Термин "DAF" обычно используется, когда товары должны перевозиться по железной дороге или автотранспортом, но может употребляться и для перевозок любым видом транспорта

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "DAF" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до поименованного пункта границы другой страны.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом

На границе

"DES"- поставка с судна в названный порт назначения

применяется для морских либо смешанных перевозок, когда товар прибывает в порт назначения на судне

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "DES" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость фрахта на борту судна в названном порту назначения.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом

На борту судна в порту назначения

"DEQ" – поставлено на пристани (с оплатой пошлины) 

применяется только при морских перевозках

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "DEQ" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость фрахта до пристани в порту назначения, расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом

На пристани в порту назначения

"DDU" – поставлено без оплаты пошлины

Термин "DDU" применяется при доставке товаров независимо от вида транспорта

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "DDU" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки до поименованного пункта в стране импорта.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом

Из стоимости сделки могут вычитаться расходы на доставку товара на территории РФ при их наличии раздельного указания в счете-фактуре

В месте назначения на транспортом средстве в неотгруженном виде

"DDP"- поставлено с оплатой пошлины

Термин "DDP" применим для всех видов транспорта

Цена внешнеторговой сделки согласно условиям "DDP" включает в себя себестоимость, прибыль экспортера, затраты по таможенному оформлению при экспорте, стоимость доставки в поименованное место назначения, затраты по оплате импортной пошлины.

Необходимо включить сумму транспортных расходов до границы РФ, если они не были включены в стоимость сделки продавцом

Из стоимости сделки могут вычитаться расходы на доставку товара на территории РФ при их наличии раздельного указания в счете-фактуре

В месте назначения на транспортом средстве в неотгруженном виде

Что такое ИНКОТЕРМС?

ИНКОТЕРМС (от англ. - Incoterms - International Commercial Terms) - Международные правила толкования торговых терминов. Они разработаны Международной торговой палатой (МТП) - неправительственной организацией деловых кругов, созданной в 1919 г., объединяющей в настоящее время тысячи национальных торгово-промышленных палат (в частности, членом МТП является Торгово-промышленная палата РФ), а также отдельных коммерческих ассоциаций и объединений (штаб квартира МТП - г. Париж, Франция). Имеется несколько редакций ИНКОТЕРМС. Первая редакция была принята МТП в 1936 г., а последняя в ноябре 1999 г. (Публикация № 560), которая применяется с 1 января 2000 г.Между этими двумя публикациями ИНКОТЕРМС пересматривались и дополнялись несколько раз. Так, известны публикации 1953 г., 1967 г., 1976 г., 1980 г. Предпоследняя редакция документа была издана в 1990 г. - ИНКОТЕРМС 1990 (Публикация МТП № 460).

Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска случайной гибели (повреждения) товара и др. Основные типы базисных условий давно используются в международной торговой практике под общепринятыми названиями – EXW, FOB, CFR, CIF и др.

Такие наименования представляют собой сокращенные варианты английских словосочетаний: FOB - Free on Board ("свободно на борту судна"); CIF - Сost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт"); CFR - Сost and Freight ("стоимость и фрахт"); FAS - Free Alongside Ship ("свободно вдоль борта судна") и т.д.

Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин:

  1. огромный авторитет МТП, под эгидой которой и были разработаны ИНКОТЕРМС;

  2. ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;

  3. ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;

  4. ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;

  5. ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;

  6. Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки. 

Отсылки к ИНКОТЕРМС во внешнеэкономическом договоре значительно облегчают процесс заключения договора: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора. Например, указав в договоре, что поставка осуществляется на условиях "CIF (...название порта назначения) ИНКОТЕРМС 2000", стороны соглашаются с тем, что некоторые их права и обязанности по сделке будут определяться в соответствии с условием, расшифровка которого содержится в ИНКОТЕРМС 2000. Соответственно, нет необходимости расписывать указанные условия в контракте - достаточно заглянуть в ИНКОТЕРМС. Такие условия иногда именуются стандартными условиями внешнеэкономических договоров, в том смысле, что встречаются во множестве контрактов.