logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру" посвящена таким вопросам, как:

- порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру;

- помещение товаров под таможенную процедуру;

- место и время совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру;

- документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру;

- присутствие заинтересованных лиц или их представителей при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру;

- первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру.

В свою очередь, комментируемая статья устанавливает порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

2. Так, часть первая комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, которые определены таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных комментируемым Кодексом или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, - законодательством государств - членов Таможенного союза.

Отсюда следует, что по общему правилу данная категория вопросов урегулирована таможенным законодательством Таможенного союза. Однако существуют случаи (и данные случаи должны быть установлены комментируемым Кодексом или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза), когда порядок и условия совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Отметим, что таможенная процедура является одной из основных категорий таможенного законодательства ТС. Она служит для определения: конкретного порядка перемещения товара через границу в зависимости от его предназначения; условий его нахождения и допустимого использования на/вне таможенной территории; требований к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего товар через границу.

В ст. 4 ТК ТС содержится понятие "таможенная процедура", однако, по нашему мнению, оно является не полным и сложным для понимания (см. комментарий к ст. 4 ТК ТС).

3. Часть вторая комментируемой статьи регламентирует, что порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, устанавливаются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза в зависимости от следующих критериев:

- вида товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие);

- категории лиц, перемещающих товары.

Абзац второй части 2 комментируемой статьи содержит оговорку относительно того, что порядок и технологии совершения таможенных операций, определяемые законодательством государств - членов Таможенного союза, не должны приводить к освобождению полностью или частично от уплаты ввозных таможенных пошлин и применения мер нетарифного регулирования, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

4. Часть третья комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации.

5. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Отсюда следует, что требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, которые не отвечают критериям обоснованности и ограниченности, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, являются незаконными.

6. Часть пятая комментируемой статьи устанавливает универсальность таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

Так, таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, применяются одинаково независимо от таких условий, как:

- страны происхождения товаров;

- страны отправления товаров;

- страны назначения товаров.

Статья 174. Помещение товаров под таможенную процедуру

Комментарий к статье 174

1. Комментируемая статья закрепляет общие положения о помещении товаров под таможенную процедуру, а именно:

- момент начала помещения товаров под таможенную процедуру;

- обязательность осуществления государственного контроля товаров, подлежащих такому контролю, до помещения товаров под таможенную процедуру;

- момент завершения помещения товаров под таможенную процедуру.

2. Часть первая комментируемой статьи устанавливает момент начала помещения товаров под таможенную процедуру. Так, согласно части первой комментируемой статьи помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных комментируемым Кодексом.

3. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязательность осуществления государственного контроля товаров, подлежащих такому контролю, до помещения товаров под таможенную процедуру. Так, товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.

В свою очередь, часть третья комментируемой статьи закрепляет положение о моменте завершения помещения товаров под таможенную процедуру. Так, помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Статья 175. Место и время совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Комментарий к статье 175

1. Комментируемая статья устанавливает основные правила, касающиеся места и времени совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.

Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается приказом соответствующего таможенного органа.

Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска.

Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.

Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

2. Часть 2 содержит исключение из установленного в ч. 1 комментируемой статьи правила. Так, отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Однако стоит отметить, что вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов могут совершаться таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, только по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя.

Обратим внимание, что используемая в комментируемой статье формулировка "мотивированный запрос" означает, что данный запрос декларанта либо таможенного представителя в обязательном порядке должен указывать на мотивы (причины) совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов. Кроме того, в мотивированном запросе декларанта либо таможенного представителя должно быть указание на обстоятельства, которые препятствуют совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.

При этом таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля.

Так как основными действиями при таможенном оформлении товаров и транспортных средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и представление товаров и транспортных средств таможенному органу для целей проведения таможенного контроля и таможенное оформление во всех случаях сопряжено с совершением таможенных операций, то есть отдельных действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с ТК ТС, то в ответ на мотивированный запрос о проведении таможенной операции вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов таможенный орган обязан дать либо отказ либо разрешение на проведение такой операции. Соответственно, ответ на запрос выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК ТС условия, необходимые для получения такого ответа, выполнены.

Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства РФ могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов выдается до проведения такой проверки.

Статья 176. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру

Комментарий к статье 176

1. Комментируемая статья закрепляет положения относительно представления таможенным органам документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает общее правило представления таможенным органам документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Так, согласно части первой комментируемой статьи при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные комментируемым Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Кроме того, абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи уточняет, что при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, данная норма ограничивает права таможенных органов требовать представления каких-либо иных документов и сведений, которые не отвечают обязательным критериям, а именно:

- которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза;

- представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза.

Обратим внимание, что требование таможенных органов о представлении сведений и документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, должно отвечать одновременно двум вышеуказанным критериям.

2. Часть вторая комментируемой статьи содержит отсылочную норму, согласно которой перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются комментируемым Кодексом.

Вопросы выпуска товаров регулируются главой 28 "Выпуск товаров". В соответствии с ч. 1 ст. 195 комментируемого Кодекса выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении, в частности, условия, что таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с комментируемым Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Отметим, что по общему правилу, согласно части первой статьи 196, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено комментируемым Кодексом.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Документы, представляемые при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, подразделяются на:

1) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

2) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

3) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Среди таких документов особое место занимает таможенная декларация - документ установленной формы, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК ТС.

3. Одним из наиболее важных положений комментируемой статьи является то, что таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

4. Часть четвертая комментируемой статьи закрепляет возможность представления документов, необходимых для выпуска товаров, в электронной форме. Также документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

За таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с законодательством стран - участниц ТС. На территории РФ ставки таможенных сборов установлены Правительством РФ. В отдельных случаях Правительство РФ вправе устанавливать случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.

Причем согласно ч. 2 ст. 174 ТК ТС таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию ТС или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю.

В отношении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке как при их ввозе на таможенную территорию РФ, так и при вывозе с этой территории (см. комментарий к ч. 4 ст. 150 ТК ТС).

5. В свою очередь, часть пятая комментируемой статьи устанавливает положение, согласно которому формы таможенных документов определяются решением Комиссии Таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии). Таким решением является решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов" (вместе с "Порядком заполнения формы предварительного решения по классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза", "Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями", "Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями"). Кроме того, согласно абзацу второму части пятой комментируемой статьи таможенные документы заполняются на русском языке, если иное не установлено комментируемым Кодексом.

6. Часть шестая комментируемой статьи содержит уточняющее положение о применении таможенных документов других государств. Так, согласно части шестой комментируемой статьи в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей. Отсюда следует, что применение таможенных документов других государств возможно только в тех случаях, когда существуют международные договоры государств - членов Таможенного союза и международные договоры государств - членов Таможенного союза с иностранными государствами. В случае, когда подобные международные договоры отсутствуют, применение таможенных документов других государств недопустимо.

Статья 177. Присутствие заинтересованных лиц или их представителей при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Комментарий к статье 177

Комментируемая статья посвящена вопросам присутствия заинтересованных лиц или их представителей при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Рассматриваемой статьей закреплены как право заинтересованных лиц или их представителей присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, так и обязанность, которая возникает по требованию таможенного органа, и которая основана на необходимости оказания содействия таможенным органам в совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

Так, например, декларант, владелец склада временного хранения и владелец таможенного склада, а также таможенный брокер или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны по требованию таможенного органа в выборочном порядке произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, находящихся под таможенным контролем, а также произвести вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары. Также, например, перевозчик обязан всячески способствовать проведению грузовых и иных операций с товарами, которые он перевозит, и (или) с транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.

Статья 178. Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру

Комментарий к статье 178

Комментируемая статья закрепляет первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру. Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру означает выполняемое неотложно, в первую очередь, помещение отдельных категорий товаров под таможенную процедуру относительно иных категорий товаров, не обладающих теми свойствами или назначением, в силу которых устанавливается данный порядок.

Под таможенную процедуру в первоочередном порядке помещаются следующие товары:

- товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений;

- товары, подвергающиеся быстрой порче;

- живые животные;

- радиоактивные материалы;

- взрывчатые вещества;

- международные почтовые отправления;

- экспресс-грузы;

- гуманитарная и техническая помощь;

- сообщения и материалы для средств массовой информации;

- запасные части, двигатели, расходные материалы, оборудование и инструменты, необходимые для ремонта транспортных средств международной перевозки;

- другие подобные товары.

Рассмотрим особенности порядка совершения таможенных операций, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, на примере такой категории товаров, как экспресс-грузы. Данный Порядок утвержден Приказом ФТС России от 02.07.2013 N 1225 и призван обобщить и обеспечить единообразное применение действующего таможенного законодательства при совершении таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Порядок предусматривает конкретные действия должностных лиц таможенного органа при перемещении экспресс-грузов через таможенную границу с учетом использования перевозчиком той или иной таможенной процедуры и вида транспорта (в частности, воздушного и автомобильного), а также устанавливает перечни документов, которые должен предъявить перевозчик экспресс-груза при его перемещении через таможенную границу. Помимо этого, указанный Порядок содержит требования к этим документам и условия их принятия должностным лицом.

Пункт 41 ч. 1. ст. 4 ТК ТС содержит определение экспресс-груза. Экспресс-грузом называется товар, который перевозится в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях.

С точки зрения прохождения таможенной границы экспресс-грузы имеют следующие особенности, вытекающие из их правовой природы:

1) таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке (ч. 4 ст. 150 ТК ТС);

2) экспресс-грузы помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке (ст. 178 ТК ТС).

Пунктом 11 указанного Порядка предусмотрено, что независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии экспресс-грузов на таможенную территорию представляются документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

В Порядке также определен перечень документов, которые могут являться транспортными (перевозочными) и коммерческими при перевозках автомобильным транспортом, а также подробно разъяснено, в каких именно документах должны содержаться сведения, которые необходимо представить при прибытии экспресс-грузов воздушным транспортом. Нельзя не отметить и того, что перевозчик, в том числе экспресс-груза, может проверить достоверность сведений о грузе.

Применительно к этому в судебной практике отмечается, что для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке: если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (например, Постановления Верховного Суда РФ от 14.09.2012 N 33-АД12-28, Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 N 05АП-4216/2013 по делу N А51-878/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N А56-10015/2013).

Есть особенности и при убытии экспресс-грузов. Если после прибытия на таможенную территорию экспресс-груз не покидал территории пункта пропуска через Государственную границу РФ и при этом он подлежит вывозу за пределы таможенной территории без помещения под таможенные процедуры и без представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз товаров с таможенной территории, то должностное лицо разрешает убытие экспресс-груза на основании документов, представляемых при прибытии этого груза автомобильным или воздушным транспортом.

В разделе 4 Порядка указано, что в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов на вывозимые с территории Российской Федерации экспресс-грузы должностное лицо отправления принимает от декларанта таможенного транзита следующие документы:

1) общую накладную с реестром экспресс-грузов;

2) общую накладную с реестром реэкспортируемых экспресс-грузов.

В этих документах должны содержаться сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 182 ТК ТС (в частности, сведения об отправителе, о получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, стране отправления, стране назначения товаров и т.д.).

Пункт 28 рассматриваемого Порядка содержит сроки проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании экспресс-грузов:

1) в отношении экспресс-грузов 2 - 4 категории срок не должен превышать двух часов с момента регистрации декларации на товары;

2) в отношении экспресс-грузов 1 категории срок не должен превышать одного часа с момента регистрации декларации на товары.

Не позднее указанных сроков таможенный орган осуществляет выпуск экспресс-грузов при соблюдении условий выпуска товаров и при условии завершения таможенного контроля в отношении экспресс-грузов. Порядок также содержит положения, в которых предусмотрено, что должностное лицо может приостановить выпуск экспресс-грузов, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, при выявлении признаков нарушения исключительных прав. Также выпуск экспресс-грузов приостанавливается, если они содержат объекты интеллектуальной собственности, и их перемещение через таможенную границу влечет нарушение прав правообладателя (п. п. 36, 37 Порядка).

Отметим, что перечень товаров, помещаемых под таможенную процедуру в первоочередном порядке, является открытым.

В связи с этим в первоочередном порядке могут быть помещены под таможенную процедуру и иные товары, которые не указаны в комментируемой статье.