logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи

Статья 334. Сфера применения настоящей главы

Комментарий к статье 334

Комментируемая статья открывает новую главу и закрепляет положения о сфере применения главы 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи". В данной главе определяются особенности перемещения товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Трубопроводный транспорт передает по трубопроводам на расстояние продукты в виде жидкости, газообразные, твердые. В свою очередь, линии электропередачи предназначены для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Данными способами перемещаются, как правило, такие товары, как электроэнергия, нефть, нефтепродукты, газ, контроль за которыми осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных в определенных местах.

Наряду с комментируемой главой (в части, не урегулированной ею), перемещение товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяется законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также главой 43 "Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи" Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Отметим, что на территории РФ общее руководство деятельностью таможенных органов в части осуществления таможенных операций, проведения таможенного контроля, валютного контроля в соответствии с положением комментируемой главы осуществляет Центральная энергетическая таможня. В соответствии с п. 1 Положения о Центральной энергетической таможне, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 01.06.2007 N 683, Центральная энергетическая таможня является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной указанным Положением. Компетенция таможни ограничивается правомочиями по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия) и продуктов их переработки, транспортных средств, используемых в целях их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, а также прибытия и убытия буксиров, используемых для поисковых, спасательных и буксирных операций. Пункт 2 Положения о Центральной энергетической таможне закрепляет, что регионом деятельности таможни является Российская Федерация. В свою очередь, согласно пункту 5 данного Положения таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Статья 335. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом

Комментарий к статье 335

1. Комментируемая статья закрепляет положения об особенностях ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.

Отметим, что обязательным условием для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, является выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, т.е. действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (ч. 5 ст. 4 комментируемого Кодекса).

2. Учитывая физические особенности товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, комментируемая статья закрепляет ряд положений, предусматривающих нюансы, связанные с данными особенностями. Так, часть вторая комментируемой статьи указывает на отсутствие требования о фактическом предъявлении таможенному органу товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. Отметим, что данное положение представляется достаточно логичным, поскольку в силу физических особенностей указанных товаров их фактическое предъявление весьма затруднительно. В свою очередь, часть третья комментируемой статьи допускает при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в государствах - членах Таможенного союза.

3. Часть четвертая комментируемой статьи устанавливает особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.

В соответствии со ст. 194 комментируемого Кодекса в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

- если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

- при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

- при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

4. Часть пятая комментируемой статьи посвящена определению количества товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. Определение осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах в соответствии со ст. 337 комментируемого Кодекса, актов о фактических поставках товаров по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов произведенных, поставленных и потребленных товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, за расчетный период, определяемый в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, существуют следующие методы определения количества товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом:

- учетно-технологический метод (использование приборов учета установленных в технологически обусловленных местах);

- документальный метод (использование актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов произведенных, поставленных и потребленных товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, за расчетный период).

5. Часть шестая комментируемой статьи устанавливает правило определения приборов учета при таможенном декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, в зависимости от того, вывозятся они с таможенной территории Таможенного союза либо ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза. Так, при таможенном декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этих товаров, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства либо в иных местах, в соответствии с ч. 1 ст. 337 комментируемого Кодекса. При таможенном декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства назначения этих товаров, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства либо в иных местах, в соответствии с ч. 1 статьи 337 комментируемого Кодекса.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 311 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утверждается соответствующими совместными Приказами ФТС России и Минэнерго России.

6. В свою очередь, часть седьмая комментируемой статьи закрепляет используемые методы определения количества и качества перемещаемого трубопроводным транспортом газа природного при таможенном декларировании. Так, для подтверждения его количества и качества используются акты о фактических поставках природного газа, составленные на основании показаний приборов учета, т.е. используются учетно-технологический и документальный методы.

Перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение природного газа, ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден Приказом ФТС России N 1487, Минэнерго России N 292 от 19.07.2011.

Статья 336. Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи

Комментарий к статье 336

1. Комментируемая статья открывает цикл статей, посвященных товарам, перемещаемым по линиям электропередачи, и закрепляет положения об особенностях ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.

Часть первая комментируемой статьи, приравнивая понятия "товары, перемещаемые по линиям электропередачи" и "электрическая энергия", указывает на возможность ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с этой территории электрической энергии до подачи таможенной декларации таможенному органу, а также устанавливает срок для последующего декларирования - не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки.

Кроме того, согласно ст. 313 указанного Федерального закона ФТС России совместно с Минэнерго России устанавливает перечень сведений, подлежащих представлению в таможенные органы при перемещении электрической энергии по линиям электропередачи через таможенную территорию Таможенного союза в условиях параллельной работы энергосистем, в соответствии с пунктом 2 статьи 339 комментируемого Кодекса.

В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи, так же как и ч. 2 ст. 339 комментируемого Кодекса, в случае с товарами, перемещаемыми трубопроводным транспортом, указывает на отсутствие требования о фактическом предъявлении таможенному органу товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.

2. Также комментируемой статьей установлен порядок определения количества товаров, перемещаемых по линиям электропередачи. Так, таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. Количество электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии, актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки и других документов, подтверждающих фактическое перемещение электрической энергии, как сальдо-переток электрической энергии (алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по всем находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжения) за каждый календарный месяц, если иной порядок определения количества электрической энергии не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.

Обратим внимание, что рассчитанное значение сальдо-перетока корректируется на величину имеющих место при перемещении электрической энергии потерь электрической энергии в сетях в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в государствах - членах Таможенного союза.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 311 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ порядок определения количества товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

3. Комментируемая статья устанавливает правило определения приборов учета при таможенном декларировании товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, в зависимости от того, вывозятся они с таможенной территории Таможенного союза либо ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза. Так, при таможенном декларировании электрической энергии, вывозимой с таможенной территории Таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этой электрической энергии, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства, в соответствии с ч. 1 ст. 337 комментируемого Кодекса. В свою очередь, при таможенном декларировании электрической энергии, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства назначения этой электрической энергии, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства, в соответствии с ч. 1 ст. 337 комментируемого Кодекса.

Обратим внимание, что указанные положения являются аналогичными положениям, установленным ч. 6 ст. 335 комментируемого Кодекса относительно определения приборов учета при таможенном декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.

4. Часть пятая комментируемой статьи, так же как и ч. 4 ст. 335 комментируемого Кодекса, относительно особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, указывает на особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, ссылаясь на ст. 194 комментируемого Кодекса. В соответствии со ст. 194 комментируемого Кодекса в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

- если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

- при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

- при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Статья 337. Места установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Комментарий к статье 337

1. Комментируемая статья посвящена местам установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает общие положения о местах установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Так, по общему правилу приборы учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, устанавливаются на таможенной территории Таможенного союза. Однако места установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу, могут находиться за пределами этой территории. К примеру, в случаях, если действует международный договор государства - члена Таможенного союза и сопредельного государства, определяющий их работу и порядок доступа должностных лиц таможенных органов, либо в местах, где проведение замеров обусловлено технологией транспортировки природного газа, и определенных условиями внешнеторговых договоров, на основании которых осуществляется такое перемещение.

2. Часть вторая комментируемой статьи посвящена утверждению мест установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 311 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба - примеч. автора), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (Министерство энергетики РФ. - Примеч. автора), для таможенных целей определяется перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Так, совместным Приказом ФТС России N 1485, Минэнерго России N 293 от 19.07.2011 утвержден Перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенным в Российской Федерации.

3. Отметим, что с целью предотвращения несанкционированного доступа и изменения информации в показаниях приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, на такие приборы таможенными органами налагаются средства идентификации. Согласно п. 2.1 Положения об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК РФ от 03.02.1999 N 60, наложение средств идентификации осуществляется в местах таможенного контроля электроэнергии. Наложение средств идентификации осуществляет должностное лицо таможенного органа, назначенное приказом начальника таможенного органа. Средства идентификации (пломбы таможенного органа) налагаются на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии в точках установки пломб органами государственного энергетического надзора. При осуществлении таможенного контроля данные Журнала первичной записи показаний счетчиков учета, находящегося на энергообъекте, заверяются подписью и личной номерной печатью сотрудника таможенного органа.

Отметим, что ответственность за сохранность таможенных средств идентификации несет персонал энергообъекта в соответствии с должностными инструкциями. Кроме того, наложение средств идентификации осуществляется сотрудником таможенного органа в присутствии ответственных лиц энергообъекта и энергосбыта путем наложения пломб, печатей, штампов и других средств таможенной идентификации. При наложении пломб таможни на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии либо их снятии или изменении работники энергообъекта осуществляют подготовку мест пломбирования (п. 2.7 указанного Положения). Согласно п. 2.8 данного Положения сотрудник таможенного органа устанавливает пломбы таможни с оформлением акта в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта хранится в таможенном органе, второй - на энергообъекте.

Обратим внимание, что средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза нарушения нормальной работы системы учета электроэнергии. О нарушении средств идентификации персонал энергообъекта незамедлительно сообщает таможенному органу и представляет письменное объяснение причин нарушения целостности таможенных пломб. Заметим, что при необходимости замены приборов учета, проведения поверки средств расчетного (коммерческого) учета электроэнергии либо других работ, проведение которых требует нарушения целостности таможенных пломб, лица, ответственные за сохранность таможенных пломб, заблаговременно извещают таможенный орган, в регионе деятельности которого они находятся, о проведении вышеперечисленных работ с указанием даты начала и окончания работ. Снятие пломбы сотрудником таможенного органа производится в присутствии ответственных лиц энергообъекта и энергосбыта с оформлением акта соответствующей формы. Один экземпляр акта хранится в таможенном органе, второй - на энергообъекте (п. 2.11 указанного Положения). В соответствии с п. 2.12 данного Положения после окончания службами энергообъекта работ, проведение которых требует нарушения целостности таможенных пломб, сотрудник таможенного органа производит наложение средств идентификации в порядке, определенном п. п. 2.6, 2.8 указанного Положения.

Статья 338. Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Комментарий к статье 338

Комментируемая статья закрепляет положение о том, что идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется. Логичным представляется вывод, что такая норма связана в первую очередь с физическими характеристиками и особенностями товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Тем не менее в статье отмечается, что данный факт не препятствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов. Так, согласно ч. 3 ст. 311 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ порядок определения количества товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, устанавливается ФТС России совместно с Минэнерго России. Этими же государственными органами определяется перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (ч. 1 ст. 311 указанного Федерального закона).

Таким образом, комментируемая статья устанавливает как документальный способ получения сведений о количестве, качестве и других характеристиках товаров, так и посредством показаний счетчиков и других измерительных приборов.

Статья 339. Таможенное декларирование транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Комментарий к статье 339

1. Комментируемая статья содержит положения о таможенном декларировании транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и устанавливает три варианта правового регулирования применения таможенного транзита иностранных товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, по таможенной территории Таможенного союза и (или) по территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, между пунктами, расположенными в местах установки приборов учета (далее по тексту комментария к статье - транзит).

Если транзит осуществляется по территориям всех государств - членов Таможенного союза, таможенный транзит применяется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если транзит осуществляется по территориям только двух государств - членов Таможенного союза, таможенный транзит применяется в соответствии с международным договором между двумя государствами - членами Таможенного союза и (или) законодательством этих государств - членов Таможенного союза.

Если транзит осуществляется только по территории государства - члена Таможенного союза, таможенный транзит применяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. К примеру, в случае, если транзит товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, осуществляется только по территории РФ, он применяется в соответствии с положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность представления в таможенный орган заявления с указанием сведения об объемах перемещения электрической энергии, условной стоимости электрической энергии и иных сведений, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Отметим, что данная обязанность возникает в связи с тем, что электрическая энергия, перемещаемая по линиям электропередачи через таможенную территорию Таможенного союза в условиях параллельной работы энергосистем, не подлежит помещению под таможенную процедуру таможенного транзита. Указанное заявление должно быть представлено в таможенный орган не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактического перемещения электрической энергии, с указанием сведений об объемах перемещения за расчетный период, условной стоимости электрической энергии и иных сведений, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. Распоряжением ГТК РФ от 23.05.2002 N 350-р определены особенности таможенного оформления и таможенного контроля электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации при параллельной работе электроэнергетических систем.

Также комментируемая статья указывает на допущение изменения специфических характеристик транзитных товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза трубопроводным транспортом. Однако необходимо учитывать, что данные изменения специфических характеристик транзитных товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза трубопроводным транспортом, должны быть связаны с технологическими особенностями транспортировки и соответствовать техническим регламентам и национальным стандартам, действующим в государствах - членах Таможенного союза.