logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

II. Специальная часть

Раздел 4. ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОДАЧЕ

ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Глава 22. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ

ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Статья 150. Перемещение товаров через таможенную границу

Комментарий к статье 150

1. Право на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (перемещение товаров через таможенную границу) предоставлено комментируемой статьей всем лицам на равных основаниях, однако при соблюдении положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

2. Для отдельных категорий товаров устанавливаются особенности их перемещения через таможенную границу. Так, разделом 7 комментируемого Кодекса установлены особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров: пересылаемых в международных почтовых отправлениях, перемещаемых отдельными категориями иностранных граждан, содержащих объекты интеллектуальной собственности, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, транспортных средств международной перевозки, товаров личного пользования, припасов. Также порядок перемещения отдельных видов товаров регламентирован Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Также регламентируется порядок перемещения товаров для определенных таможенных границ. Так, таможенные органы руководствуются Приказом ФТС РФ от 18.11.2010 N 2171 "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики".

3. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю, проводимому в строгом соответствии с порядком его проведения, регламентированным разделом 3 комментируемого Кодекса. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ устанавливает порядок проведения таможенного контроля в РФ.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

4. Комментируемой статьей в целях предотвращения возможных негативных последствий длительного перемещения через таможенную границу или оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций определен первоочередной порядок совершения таможенных операций при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории для следующих категорий товаров:

- необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений;

- товаров, подвергающихся быстрой порче;

- живых животных;

- радиоактивных материалов;

- взрывчатых веществ;

- международных почтовых отправлений;

- экспресс-грузов;

- гуманитарной и технической помощи;

- сообщений и материалов для средств массовой информации;

- других подобных товаров.

В отношении порядка совершения таможенных операций для отдельных категорий товаров из вышеперечисленных действуют регламентирующие правовые акты. В частности, Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 N 1055 утверждены Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории РФ, действующие в части, не противоречащей ТК ТС. Пунктом 32 данных Правил установлено, что аккредитованные в РФ представители иностранных средств массовой информации - корреспонденты и иностранные сотрудники корреспондентских пунктов - в соответствии с таможенными правилами могут ввозить и вывозить для осуществления профессиональной деятельности офисное оборудование, компьютерную, радио- и телевизионную технику, профессиональную аудио-, видео-, кино- и фотоаппаратуру, запасные части и расходные материалы к указанному имуществу, информационные материалы на различных носителях, предметы бытового назначения, личные автомобили (не более одного на каждого корреспондента и иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего срока их аккредитации в РФ с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза указанного имущества с территории РФ по завершении срока аккредитации.

РФ присоединилась к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений. В настоящее время полномочия таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов ATA, регламентированы Приказом ФТС России от 26.12.2012 N 2654 "Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов ATA".

Определением Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1487-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Худайназарова Мурата Реимназаровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 150, 153 и 195 Таможенного кодекса Таможенного союза" отказано в принятии конституционной жалобы, в которой оспаривалась конституционность комментируемой статьи, в соответствии с которой товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза; а также при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Статья 151. Места перемещения товаров через таможенную границу

Комментарий к статье 151

Места перемещения товаров через таможенную границу - пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза либо иные места. Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482.

Пункты пропуска через Государственную границу РФ установлены Правительством РФ - Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 687 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ", Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1148 "Об определении в Дальневосточном федеральном округе места убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров", Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 557 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)", Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 442 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий", Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1211 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров автомобильным видом транспорта", Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 521 "Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров" и др.

Статья 152. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

Комментарий к статье 152

1. Для осуществления перемещения товаров через таможенную границу устанавливаются определенные запреты и ограничения. Комментируемая статья устанавливает обязанность субъектов правоотношений в сфере таможенного дела соблюдать регламентированные законодательством табу. Запреты и ограничения устанавливаются, помимо комментируемого Кодекса:

- международными договорами государств - членов Таможенного союза;

- решениями Евразийской экономической комиссии (до 02.02.2012 - решениями Комиссии Таможенного союза) и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

2. Запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза товары, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение 3 (трех) суток.

Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования".

3. Если при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, к таким товарам применяются положения как в отношении товаров, запрещенных к ввозу или вывозу с таможенной территории Таможенного союза.

4. В случае невозможности вывоза товаров, запрещенных к ввозу или вывозу с таможенной территории Таможенного союза или ограниченных к ввозу или вывозу с таможенной территории Таможенного союза, в отношении которых отсутствуют соответствующие документы, или неосуществления немедленного вывоза таких товаров они подлежат задержанию в соответствии с главой 21 комментируемого Кодекса.

Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2012 г. N Ф07-508/11 по делу N А21-1388/2011 было рассмотрено дело об оспаривании требования таможни. Таможня, сославшись на невыполнение обществом условий, установленных п. 2 ст. 152 комментируемого Кодекса, - отсутствие лицензии Минпромторга на трансграничное перемещение отходов, вынесла перевозчику товара требование о его немедленном вывозе с территории Российской Федерации. Таможня не доказала, что ввезенный обществом товар утратил потребительские свойства, является отходами и подлежит лицензированию при его ввозе на таможенную территорию РФ. Суды правомерно отклонили ссылку таможни на п. 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в обоснование необходимости безусловного представления при предъявлении к таможенному оформлению пневматических шин, бывших в употреблении, лицензии Минпромторга России.

При таких обстоятельствах у таможни не имелось оснований для того, чтобы, применив п. 2 ст. 152 комментируемого Кодекса, требовать немедленного вывоза товара с территории Российской Федерации.

Статья 153. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу

Комментарий к статье 153

1. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 г. N 7-П взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 164 ТК РФ, вместо которых применяются п. 1 ст. 153 и ст. ст. 210 и 211 комментируемого Кодекса, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие добросовестному приобретателю (собственнику) ввезенного на таможенную территорию РФ транспортного средства, в отношении которого не уплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества и не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации данного транспортного средства.

Пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), осуществляется с соблюдением ограничений, установленных ст. 279 комментируемого Кодекса. Временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, за исключением случаев, установленных ст. ст. 276 и 277 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа допускается:

1) в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;

2) в случае временного ввоза многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данная или аналогичная (того же типа и приблизительно равной стоимости) тара подлежит возврату;

3) в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использования в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов;

4) в иных целях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу с разрешения таможенного органа допускается в случаях, не указанных выше.

Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается с письменного разрешения таможенного органа при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий временного ввоза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Лицо, которому передаются временно ввезенные товары, пользуется правами и несет обязанности по использованию таможенной процедуры временного ввоза со дня принятия таможенным органом решения о передаче временно ввезенных товаров.

2. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Виды таможенных процедур определены ст. 202 комментируемого Кодекса. Следует учитывать, что для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с комментируемым Кодексом помещению под таможенные процедуры, установлены иные условия пользования и распоряжения после их выпуска таможенным органом. Так, товар, помещенный под таможенную процедуру экспорта, может вывозиться за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначается для постоянного нахождения за ее пределами. Иные действия в отношении такого товара запрещены. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую, но с соблюдением порядка и условий, установленных таможенным законодательством. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если товар не подлежит помещению под таможенные процедуры, пользование и распоряжение им осуществляется в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров.

Статья 154. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные

Комментарий к статье 154

Комментируемая статья предусматривает порядок проведения таможенной процедуры в отношении товаров, утративших свою потребительскую ценность во время их перемещения через таможенную территорию, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. К таким товарам относятся ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру.

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В дальнейшем при совершении в отношении таких товаров таможенных операций они рассматриваются так же, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Статья 155. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами

Комментарий к статье 155

Комментируемая статья предусматривает возможность взятия проб и образцов товаров, подлежащих таможенной процедуре.

Правом отбирать пробы и образцы товаров обладают:

1) заинтересованные лица (декларант, правообладатель либо иные лица, представляющие интересы декларанта, правообладателя);

2) контролирующие государственные органы.

Взятие проб и образцов товаров может осуществляться при обязательном соблюдении двух условий:

1) наличия разрешения таможенного органа отбирать пробы;

2) только в случаях, установленных комментируемым Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Такие случаи установлены ч. 2 комментируемой статьи.

Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

Кроме того, ст. 333 комментируемого Кодекса установлено, что с письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

В соответствии со ст. 37.1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" с разрешения таможенного органа допускаются совершение операций по отбору проб и образцов и передача таких проб и образцов для проведения исследований, в том числе в целях сертификации, в отношении:

1) товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

2) товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

3) товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Разрешение на совершение операций по отбору проб и образцов в отношении товаров и передачу таких проб и образцов для проведения исследований выдается таможенным органом на основании составленного в произвольной форме письменного обращения заинтересованного лица - резидента особой экономической зоны или иного лица, которое является владельцем товаров, размещение которых осуществляется на территории портовой особой экономической зоны. Разрешение выдается в письменной форме в день обращения в виде отдельного документа либо путем проставления уполномоченным должностным лицом таможенного органа соответствующей отметки на письменном обращении заинтересованного лица.

Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары.