logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 4. Информационные системы и информационные технологии

Статья 43. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами

Комментарий к статье 43

1. Основополагающей задачей информационных систем и информационных технологий в таможенных органах РФ является управление информацией, находящейся в таможенных органах, с целью автоматизации всех процессов, ускорения проведения таможенных операций и таможенных процедур, а также создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Исходя из определения таможенных операций, приведенного в п. 29 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС, могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий.

На основании ч. 3 ст. 4 ТК ТС термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в ТК ТС, применяются в каждом из государств - членов Таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств - членов ТС, если иное не предусмотрено ТК ТС.

Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" содержит определения терминов "информационная система" и "информационные технологии". Так, под информационной системой понимается совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Указанный Закон также содержит понятие "информация", под которой понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от форм их предоставления. Таким образом, понятия "информационная система" и "информационные технологии" соотносятся как общее и частное, так как информационная система включает в себя как саму информацию, так и способы работы с ней.

Также ч. 1 комментируемой статьи содержит указание на то, что информационные системы и информационные технологии могут быть основаны на электронных способах передачи информации. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность вопроса, ни сам ТК ТС, ни законодательство РФ не раскрывают понятия "электронные способы передачи информации". К примеру, в стандарте 7.2 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (далее - Киотская конвенция) речь идет о компьютерных системах, а в стандарте 7.4 той же главы 7 "Применение информационных технологий" о возможности обмена информацией посредством электронных средств обмена, из чего можно сделать вывод, что используемые понятия тождественны.

Из анализа Постановления Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" следует, что услуги в электронном виде идентифицируются как оказываемые с помощью сети Интернет. Также к электронному способу передачи информации может быть отнесена передача информации через ведомственные сети таможенных органов (технология ЭД-1), из чего следует, что электронные способы передачи информации весьма разнообразны и имеют большой потенциал к их дальнейшему совершенствованию.

Также в указанной ч. 1 содержится термин "средства обеспечения информационных систем и информационных технологий", отсутствующий в законодательстве государств - членов ТС. По своему содержанию он идентичен термину "информационные технологии", поэтому, соглашаясь с мнением других авторов комментариев к указанной статье, этот термин является архаизмом, то есть устаревшим, что, впрочем, свидетельствует в том числе из самого названия главы 4.

2. Часть 2 комментируемой статьи основана на стандарте 7.2 Киотской конвенции, определяющем, что при внедрении компьютерных систем таможенная служба использует соответствующие принятые международные стандарты. Однако, ТК ТС делает также акцент и на обеспечение требований информационной безопасности, о которых в Киотской конвенции не упоминается, по-видимому, в связи с тем, что в момент ее принятия (1973 год) эти проблемы не были так актуальны.

Как указывается в данной части комментируемой статьи, требования информационной безопасности устанавливаются национальным законодательством.

В целях совершенствования обеспечения информационной безопасности таможенных органов Приказом ФТС России от 07.10.2010 N 1866 утверждено Положение по обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена в таможенных органах РФ. На основании п. 5 указанного Положения, основными угрозами безопасности информации при использовании сети Интернет в таможенных органах являются:

- заражение информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов программными вирусами;

- несанкционированный доступ внешних пользователей к информационно-вычислительным ресурсам таможенных органов (в т.ч. целенаправленные сетевые атаки);

- внедрение в автоматизированные информационные системы таможенных органов программных закладок;

- загрузка трафика нежелательной корреспонденцией (спамом);

- несанкционированная передача информации ограниченного доступа должностными лицами таможенных органов в сеть Интернет;

- блокировка межсетевого взаимодействия с сетью Интернет путем нарушения целостности данных о настройках коммуникационного оборудования, обеспечивающего взаимодействие с сетью Интернет;

- нарушение целостности и достоверности открытых и общедоступных информационных ресурсов таможенных органов, размещаемых в сети Интернет.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что таможенные органы обязаны применять информационные системы и информационные технологии, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с национальным законодательством, а также международными договорами.

Так, на основании ч. 2 ст. 97 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, создание информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется по заказу таможенных органов в соответствии с законодательством РФ. Создание, модернизация, внедрение, эксплуатация, сопровождение и вывод из эксплуатации программных средств информационных систем и информационных технологий, а также закупка средств их обеспечения регламентированы Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Приказом ФТС России от 3 февраля 2010 г. N 183 "Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов".

Что касается международных договоров, то в настоящее время действует Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, принятое решением Межгоссовета ЕврАзЭС 12.12.2008. В частности, в ст. 1 Соглашения понятие "информационная система" трактуется как совокупность информационных ресурсов в области технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств Секретариата Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, в том числе его официального сайта в сети Интернет, а также используемых в государствах - членах Евразийского экономического сообщества информационных ресурсов в области технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств. Согласно ст. 2 Соглашения, оно определяет цели и принципы создания информационной системы, а также состав ее информационных ресурсов.

Еще одним международным актом является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.09.2010 "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории ТС". При этом под электронным документом о внешней и взаимной торговле понимается формализованная запись информации в электронном виде, заверенная электронной цифровой подписью и отвечающая правилам и требованиям документирования при осуществлении внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории ТС (электронный документ).

Также Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении их таможенного контроля.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информацией, определяются всеми актами наднационального таможенного законодательства, включая ТК ТС, международные договоры, решения КТС (ныне действующие) и ЕЭК, а также национальным законодательством. На основании ч. 3 ст. 97 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ установление порядка использования информационных систем в таможенном деле делегировано ФТС России.

Особое внимание в настоящее время уделяется технологиям электронного декларирования, интегрированным с системами управления рисков, удаленного выпуска и предварительного информирования.

Порядок предоставления технической документации, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, проведения испытаний программного обеспечения информационных систем, подключения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме с использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования при электронном декларировании, утвержден Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет". В России созданы и успешно функционируют центры электронного декларирования.

Порядок совершения таможенных операций при применении технологии удаленного выпуска утвержден Приказом ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования". Данная технология предусматривает, что декларирование и выпуск товаров происходят во внутреннем таможенном органе, а ввоз, временное хранение товаров и их фактический контроль осуществляются в регионе деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к Государственной границе РФ. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные таможенные органы.

В 2010 году был введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, создание которого позволило участнику внешнеэкономической деятельности представлять в электронной форме предварительную информацию о товарах и транспортных средствах международной перевозки до их прибытия на таможенную территорию ТС. Эта услуга участникам внешнеэкономической деятельности предоставляется бесплатно. При предварительном информировании с использованием портальных технологий необходим только персональный компьютер, имеющий подключение к сети Интернет.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что создаваемые информационные системы и информационные технологии должны быть интегрированными и создаваться в целях обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза. Таким образом, исходя из значения латинского слова "integer" - целый, а также из указанных целей интеграции, следует вывод о том, что комментируемым пунктом закладывается концепция внедрения на всей территории ТС единой автоматизированной информационной системы в целях развития информационного взаимодействия между таможенными органами государств - членов ТС. Этот вывод также подтверждается анализом групп задач, решение которых будет содействовать совершенствованию информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов, приведенных в части 8 "Совершенствование информационно-технического обеспечения" Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р.

Кроме того, решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 60 на уровне глав правительств утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС, целью которой являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории ТС, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Статья 44. Информационные ресурсы таможенных органов

Комментарий к статье 44

1. В части 1 комментируемой статьи дается определение понятия "информационные ресурсы" - это организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. В этой связи следует отметить, что ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ называет информационными ресурсами не только информацию, но и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе:

1) представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле;

2) представляемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией;

3) направляемые ведомствами иностранных государств по запросу ФТС России и (или) в соответствии с международными договорами об обмене информацией.

Также ч. 1 комментируемой статьи проводит классификацию информационных ресурсов на общедоступные и имеющие ограниченный доступ.

Так, информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Определение порядка формирования информационных ресурсов и доступа к ним ТК ТС относит к компетенции национального законодательства.

К открытым и общедоступным информационным ресурсам таможенных органов относятся информационные ресурсы, касающиеся таможенного законодательства ТС. Они размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.04.2013 N 83 официальным сайтом Евразийской экономической комиссии в сети Интернет является сайт в сети Интернет по адресу: http://www.eurasiancommission.org.

Также указанным решением утвержден Порядок формирования и ведения официального сайта Евразийской экономической комиссии в сети Интернет (далее - Порядок). В частности, п. 7 Порядка определены виды информации, которые размещаются на сайте:

- официальные документы;

- информация о ЕЭК (общие сведения о ее структуре и деятельности, о деятельности Председателя Коллегии ЕЭК, о деятельности членов Коллегии ЕЭК, пресс-релизы ЕЭК, отчеты, доклады и иные информационно-справочные материалы, подготавливаемые ЕЭК в соответствии с договорно-правовой базой ТС и Единого экономического пространства);

- информация о структурном подразделении ЕЭК (контактные данные, информация, относящаяся к деятельности структурного подразделения ЕЭК (отчеты, доклады, иные информационно-справочные материалы), сведения о деятельности консультативных органов, созданных при Коллегии ЕЭК, иная информация, связанная с деятельностью структурного подразделения ЕЭК).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов ТС.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ лица, осуществляющие деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо деятельность в сфере таможенного дела, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. При этом таможенные органы предоставляют лицам имеющуюся информацию о них бесплатно.

Часть 2 указанной статьи определяет порядок получения такой информации - на основании письменного обращения заинтересованного лица. Таможенный орган, в свою очередь, обязан предоставить на указанное обращение ответ в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", а именно в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

При рассмотрении обращения и направлении ответа таможенный орган обязан убедиться в том, что информация о лице, имеющая ограниченный доступ, передается именно тому лицу, к которому она относится. Кроме того, на основании ч. 3 ст. 100 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ для получения необходимой информации заинтересованное лицо вправе обратиться в любой таможенный орган.

Таким образом, из приведенных правовых норм таможенного законодательства ТС следует, что лица, не имеющие отношения к запрашиваемой у таможенных органов информации, не имеют права на ее получение.

Статья 45. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации

Комментарий к статье 45

1. Частью 1 комментируемой статьи определено, что защите подлежат:

- непосредственно информация;

- права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Порядок защиты устанавливается национальным законодательством. Так, Федеральным законом от 27.07.2008 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определены положения, касающиеся общих основ информационной защиты. В частности, ч. 1 ст. 16 Закона установлено, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Частью 5 ст. 16 указанного Закона установлено, что требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

В настоящее время действуют совместный Приказ ФСБ России N 416 и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю N 489 от 31.08.2010 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования". В соответствии с п. 6 утвержденных Требований защита информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, достигается путем исключения неправомерных действий в отношении указанной информации.

Что касается защиты прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, то в качестве таковых ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2008 N 149-ФЗ называет обладателей информации (в частности таможенные органы) и оператора информационной системы, на которых возлагаются обязанности обеспечить:

- предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

- своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

- предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

- недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

- возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

- постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2008 N 149-ФЗ обладатель информации вправе:

- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

В Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ защите информации таможенными органами посвящена ст. 101. Согласно ч. 1 указанной статьи создание программно-технических и иных средств защиты информации осуществляется по заказу таможенных органов в соответствии с законодательством РФ. Порядок использования программно-технических и иных средств защиты информации устанавливается ФТС России. Так, Приказом ФТС России от 25.10.2011 N 2187 утверждено Положение об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации. Данное Положение регулирует порядок получения и использования участниками ВЭД квалифицированной электронной подписи, которая признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и позволяет передавать информацию в электронной форме в процессе осуществления информационного обмена.

Следует отметить, что введение квалифицированной электронной подписи является способом реализации стандарта 7.4 Киотской конвенции, на основании которого национальное законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе.

В силу ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ контроль за соблюдением требований к использованию средств защиты информации осуществляют как ФТС России, так и иные федеральные органы исполнительной власти (например, ФСБ РФ и др.).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что защита информации имеет несколько уровней, каждый из которых должен соответствовать категории информации.

На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2008 N 149-ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Кроме того, в силу п. 5 Приказа ФСБ России N 416 и Приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю N 489 от 31.08.2010 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования" информационные системы общего пользования в зависимости от значимости содержащейся в них информации и требований к ее защите разделяются на два класса.

К I классу относятся информационные системы общего пользования Правительства РФ и иные информационные системы общего пользования в случае, если нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в них, может привести к возникновению угроз безопасности РФ. Отнесение информационных систем общего пользования к I классу проводится по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть ФТС России. Ко II классу относятся информационные системы общего пользования, не указанные выше.

Частью 2 комментируемой статьи также установлено, что таможенные органы, в ведении которых находятся информационные ресурсы, должны обеспечивать соответствие уровня защиты информации определенной категории. Ввиду наличия такой обязанности ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ за таможенными органами было закреплено право по заказу на создание программно-технических средств защиты информации.

Статья 46. Информационный обмен таможенных органов

Комментарий к статье 46

Комментируя указанную статью, следует отметить, что заложенные в ней правовые нормы корреспондируют со ст. ст. 123 и 124 ТК ТС. Так, ч. 2 ст. 123 установлено, что обмен информацией между таможенными органами государств - членов ТС включен в состав мероприятий, составляющих взаимную административную помощь. Таким образом, ст. 46 ТК ТС раскрывает порядок ее оказания в части обмена информацией - в соответствии с международными договорами государств - членов ТС. В то же время это положение также закреплено в ч. 2 ст. 124 ТК ТС, устанавливающей, что обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий. С точки зрения юридической техники, такое дублирование в ТК ТС норм права одинакового содержания представляется не вполне обоснованным.

Кроме того, на основании ч. 5 ст. 43 именно в целях обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории ТС, предусматривающего в том числе и обмен информацией, создаются интеграционные информационные системы и информационные технологии.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 60 на уровне глав правительств утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС, задачами которой являются:

- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли ТС;

- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории ТС;

- создание общих для государств - членов ТС интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;

- организация информационного взаимодействия органов государств - членов ТС для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;

- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории ТС;

- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;

- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ТС;

- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;

- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов ТС в области внешней и взаимной торговли.

21 мая 2010 года на уровне правительств государств - членов ТС было заключено Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов ТС, на основании которого обмен информацией между таможенными органами государств - членов ТС с использованием информационных технологий и систем, создаваемых в рамках ТС, осуществляется на уровне центральных таможенных органов (от Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, от Республики Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, от РФ - ФТС России).

В Соглашении также указано, что для информационного обмена с использованием информационных технологий и систем таможенными органами государств - членов ТС разрабатываются Технические условия и (или) Технологии информационного взаимодействия. Технические условия должны определять структуру и форматы информации, а также требования к средствам вычислительной техники, программным средствам, средствам телекоммуникаций, связи и средствам защиты информации и иные технические требования, необходимые для организации информационного обмена.

Также ст. 46 комментируемого Кодекса предусматривает участие таможенных органов в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями. Установлено, что порядок и условия данного информационного обмена определяются национальным законодательством.

Следует отметить, что до 08.08.2006 действовал Федеральный закон N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", но он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

В настоящее время ни в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, ни в Федеральном законе от 27.07.2008 N 149-ФЗ содержание и порядок международного информационного обмена не раскрывается. Эти вопросы пока урегулированы на уровне подзаконных актов, в частности, Указом Президента РФ от 17.03.2008 N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена".