logo search
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

Статья 277. Содержание таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Комментарий к статье 277

Комментируемая статья открывает новую главу 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)" и закрепляет положения о содержании таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Комментируемая статья дает определение понятию "временный ввоз (допуск)". Так, согласно комментируемой статье временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, таможенная процедура временного ввоза (допуска) обладает следующими характерными чертами:

- использование иностранных товаров в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза;

- условное, полное или частичное, освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования;

- последующее помещение под таможенную процедуру реэкспорта.

Итак, таможенным режимом, в рамках которого предоставляется освобождение от ввозных пошлин и налогов на товары, ввезенные для определенных целей, при условии их реэкспорта в том же состоянии, является режим временного ввоза.

Как уже было сказано выше, временный ввоз предусматривает полное условное освобождение от ввозных пошлин и налогов. Однако в определенных случаях освобождение может быть лишь частичным. Режим, позволяющий предприятиям изучить произведенные за рубежом товары, испытать их или даже некоторое время пользоваться ими, не уплачивая ввозные пошлины и налоги на эти товары либо уплачивая лишь некоторую часть обычно начисляемых пошлин и налогов, создает очевидные экономические выгоды. Льготы, которые тем самым получают участники союза, являются значительным стимулом для торговли между ними.

Статья 278. Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Комментарий к статье 278

1. Комментируемая статья закрепляет условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Часть первая комментируемой статьи устанавливает условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

В рекомендациях к Специальному приложению G "Временный ввоз" Киотской конвенции от 18.05.1973 даны некоторые определения режима временного ввоза. Так, под обратным вывозом понимается факт временного ввоза товаров, который предполагает намерение реэкспортировать их впоследствии. Временный ввоз с условным освобождением от пошлин и налогов предоставляется при условии наличия ясно выраженного намерения осуществить обратный вывоз товаров, даже если в дальнейшем это намерение может быть изменено.

При этом, несмотря на то что пошлины и налоги не взимаются в течение всего срока нахождения товаров под режимом временного ввоза, таможенные органы требуют представления гарантий в обеспечение уплаты этих пошлин и налогов в случае, если условия режима временного ввоза не будут выполнены (например, не осуществлен обратный вывоз товаров). Гарантия может быть представлена международной системой гарантирующих ассоциаций, оператором или иным лицом.

В отличие от других таможенных режимов, которые могут ограничивать доступ к товарам и пользование ими путем наложения таможенной пломбы или помещением товаров под таможенный контроль на таможенном складе либо на территории уполномоченного грузополучателя, режим временного ввоза допускает свободное обращение и пользование товарами. Например, машина, временно ввезенная в качестве экспоната выставки, обычно может эксплуатироваться в демонстрационном режиме, но не в производственных целях.

Согласно части первой комментируемой статьи помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Для того чтобы товары отвечали критериям временного ввоза, они должны быть опознаваемы таким образом, чтобы таможенная служба имела возможность убедиться в том, что при обратном вывозе представлены те же товары, которые были представлены при временном ввозе. Поэтому таможенная служба обычно применяет специальные меры по идентификации товаров при их ввозе.

Отмечается, что идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза допускается замена временно ввезенных товаров.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает категории товаров, помещение которых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) не допускается. Так, согласно части второй комментируемой статьи не допускается помещение под таможенную процедуру временного ввоза (допуска):

- пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

- отходов, в том числе промышленных;

- товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает возможность помещения иностранных товаров, ранее помещенных под иные таможенные процедуры, под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Так, согласно части третьей комментируемой статьи под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, при соблюдении требований и условий, предусмотренных комментируемым Кодексом.

Национальное законодательство определяет перечень случаев, когда разрешение на временный ввоз может быть предоставлено и определяет ситуации, когда может быть предоставлено применение режима временного ввоза. При этом не является существенной подготовка перечня товаров, которые могут подлежать временному ввозу. Может быть достаточным указать предполагаемое применение товаров или цели, для которых они могут быть ввезены.

Статья 279. Ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами

Комментарий к статье 279

1. Комментируемая статья закрепляет положения об ограничениях по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами.

Во всех странах, в соответствии с национальным законодательством и другими нормативными актами, действуют запреты и ограничения в отношении определенных товаров.

Некоторые страны применяют те же ограничения и запреты на временный ввоз, которые действуют в отношении товаров, выпущенных для внутреннего потребления.

В целях обеспечения выполнения обязательства по обратному вывозу товаров, в отношении которых может действовать ограничительная или запретительная мера экономического характера, таможенная служба может потребовать представления достаточной гарантии, а при наличии повышенного риска - принять также дополнительные меры. Примерами может служить, например, такое ограничение: квота на ввоз предметов одежды полностью исчерпана, и, таким образом, режим ввоза для внутреннего потребления не может быть применен. Тем не менее можно получить разрешение продемонстрировать свои товары на выставке, с тем чтобы принять заказы на следующий сезон.

Существует на практике и такое ограничение, как предоставление временного ввоза при условии обеспечения обратного вывоза. Решение о предоставлении таких льгот во многих случаях может приниматься другими полномочными органами, поэтому таможенная служба, как правило, не возражает против временного ввоза, если он может быть одобрен органом, компетентным в вопросах наложения запрета или ограничения (например, Министерством обороны РФ). Например, выставки вооружений или авиашоу самолетов-истребителей.

Завершение режима временного ввоза путем выпуска для внутреннего потребления для товаров, на которые распространяются запреты или ограничения, означает, что установленные таможенной службой условия в отношении этих запретов и ограничений были полностью выполнены. Однако если режим выпуска для внутреннего потребления не может быть применен в силу запрета или ограничения, таможенная служба требует, чтобы декларант представил обязательство об обратном вывозе, либо делает отметку в документе, оформляющем временный ввоз, о том, что выпуск для внутреннего потребления исключается по причине действия указанных запретов или ограничений. Это позволяет определить характер ограничений и принять надлежащие меры.

Итак, часть первая комментируемой статьи устанавливает ограничения по пользованию временно ввезенными товарами.

Отметим, что часть первая комментируемой статьи приравнивает понятия "временно ввезенные товары" и "товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)".

Так, согласно части первой комментируемой статьи вводится следующее ограничение по пользованию временно ввезенными товарами:

- товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (далее - временно ввезенные товары), должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

В свою очередь, допускается:

- совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте;

- проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо использование их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов.

Часть вторая комментируемой статьи определяет лицо, в чьем фактическом владении и пользовании находятся временно ввезенные товары. Так, согласно части второй комментируемой статьи, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.

Следует иметь ввиду тот факт, что разрешение на временный ввоз должно предоставляться независимо от страны происхождения товаров, страны отправления или страны их назначения. При применении запретов и ограничений, предусмотренных национальным законодательством, не должны применяться запреты и ограничения, основанные на происхождении товаров, страны отправления или страны назначения.

2. Часть третья комментируемой статьи устанавливает правила передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу.

Так, согласно части третьей комментируемой статьи допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу:

- в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;

- в иных случаях - с разрешения таможенного органа.

Таким образом, передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается с разрешения таможенного органа, за исключением случаев их передачи в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа.

3. Часть четвертая комментируемой статьи закрепляет порядок получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам, а также последствия передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам.

Так, согласно части четвертой комментируемой статьи в целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.

Однако таможенная служба обязана выдать разрешение на передачу права использования режима временного ввоза любому другому лицу, но при условии что это лицо:

1) отвечает установленным условиям;

2) принимает на себя обязательства лица, которое первоначально пользовалось правом временного ввоза.

К первым условиям, например, могут относиться юридический адрес или гарантия. При этом доверенное лицо должно принять на себя обязательства лица, первоначально получившего право временного ввоза (в частности, соблюдение заявленной цели временного ввоза, обратный вывоз в установленные сроки и представление товаров для таможенного контроля).

Запрос о передаче права временного ввоза подается в таможенную службу текущим обладателем права и потенциальным будущим обладателем права. После удовлетворения запроса изначальный обладатель права освобождается от своих обязательств по режиму временного ввоза.

Передача права временного ввоза не требует применения таможенной службой каких-либо специальных мер фактического контроля. Соглашаясь на передачу, новый обладатель права принимает на себя обязательства предыдущего обладателя права перед таможенными органами и не может ссылаться на то, что предыдущим обладателем права ранее была допущена ошибка - например, что партия товаров была неполной на момент временного ввоза или что до передачи права имел место частичный вывоз, о которым таможенная служба не была уведомлена. Если причины признаны таможенной службой обоснованными, разрешение на передачу права временного ввоза должно быть дано и в том случае, если официальный запрос был сделан после фактической передачи права. Данная уступка, однако, не влияет на какие-либо налагаемые санкции, если, передавая права временного ввоза без уведомления таможенных органов, заинтересованное лицо нарушило свои обязательства перед таможенной службой.

Таким образом, последствием передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам является то, что данная передача не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных комментируемой главой, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.

4. Часть пятая комментируемой статьи указывает на возможность использования временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной территории Таможенного союза в качестве транспортных средств международной перевозки.

Так, согласно части пятой комментируемой статьи допускается использование временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной территории Таможенного союза в качестве транспортных средств международной перевозки в порядке, установленном главой 48 комментируемого Кодекса "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа".

Статья 280. Срок временного ввоза товаров

Комментарий к статье 280

1. Комментируемая статья закрепляет положение о сроке временного ввоза товаров.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает общий предельный срок временного ввоза товаров. Так, согласно части первой комментируемой статьи срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных комментируемой статьей.

Что касается сроков обратного вывоза, таможенная служба устанавливает сроки в каждом отдельном случае, так как обратный вывоз является главным условием временного ввоза. Сроки обратного вывоза могут быть установлены с учетом предполагаемого использования товаров и там, где это применимо, с учетом экономических последствий их использования.

Обратим внимание, что по письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой комментируемого пункта, либо срока, определенного в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи.

В решении Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" указаны категории товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные комментируемым Кодексом, сроки временного ввоза (допуска), и предельные сроки временного ввоза таких товаров, а также перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные ТК ТС, предельные сроки временного ввоза.

2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет положение о возможности установления более коротких или более продолжительных сроков временного ввоза. Так, согласно части второй комментируемой статьи для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года Евразийской экономической комиссии) могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный в части первой комментируемой статьи.

Отметим, что более короткий срок временного ввоза установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" (вместе с Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска), Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру) в отношении гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек (коды 8802300002 и 8802400011 ТН ВЭД ТС), в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов - не более 30 календарных дней. При этом стоит отметить, что общая продолжительность нахождения самолета на таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) не должна превышать 180 календарных дней в течение одного календарного года (см. Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза, введенный решением Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 N 662).

В свою очередь, более продолжительный срок также установлен вышеуказанным решением Таможенного союза (см. Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска), и предельные сроки временного ввоза (допуска) таких товаров).

3. Часть третья комментируемой статьи закрепляет положение о неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе разными лицами. Так, согласно части третьей комментируемой статьи при неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать срока, указанного в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, либо срока, определенного в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи.

Иным словами, в случаях, когда при временном ввозе ввоз без декларации не может быть разрешен, и государственная граница (либо внешняя граница таможенной территории) пересекается многократно в течение относительно короткого периода времени, и практически отсутствует риск подмены товаров, возможно разрешение использования документов временного ввоза, действительных для неограниченного числа пересечений границы на протяжении определенного периода времени.

Приведем пример. Торговый агент перевозит партию из 30 дорогих мопедов. Каждую неделю он пересекает границу с одной и той же партией товаров с целью получения заказов. При первом ввозе товары декларируются по общим правилам, с представлением гарантии по любым причитающимся пошлинам и налогам. По просьбе декларанта ему выдается документ временного ввоза сроком на один год с пометкой: "документ временного ввоза действителен для многократного пересечения границы до истечения срока действия". Для гарантирования достоверности установления соответствия мопедов на них таможенной службой наносится идентификационная маркировка. Тем самым процедура последующих пересечений границы существенно упрощается как для декларанта, так и для таможенной службы (вывоз из страны без завершения режима; предъявление документов временного ввоза по требованию; последующий временный ввоз без каких-либо специальных формальностей; выборочные проверки). Таким образом, декларант самостоятельно принимает решение о подаче запроса на завершение режима временного ввоза при последнем вывозе товаров, осуществляемом в период действия документа временного ввоза.

Таким образом, часть третья комментируемой статьи "привязывает" общий срок временного ввоза товаров именно к товарам, а не к лицам-декларантам, что способствует недопущению фактического продления предельного срока временного ввоза товаров путем замены лиц-декларантов.

Статья 281. Завершение и приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Комментарий к статье 281

1. Комментируемая статья посвящена завершению и приостановлению действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а именно:

- закрепляет срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска);

- закрепляет положение о приостановлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска);

- закрепляет способы помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Так, согласно части первой комментируемой статьи действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных комментируемым Кодексом.

Следует остановиться на такой процедуре завершения временного ввоза, как обратный вывоз. Временно ввезенные товары могут быть обратно вывезены через иной таможенный орган, нежели тот, через который товары были ввезены. Такая возможность облегчает операторам задачи организации перевозки товаров, а также позволяет декларанту выбирать наиболее прямой и экономичный из имеющихся маршрутов в случае, если он, например, пожелает задекларировать товары (включая транспортные средства) для временного ввоза в соседней стране.

Обратный вывоз товаров - обычный конечный итог временного ввоза.

Если срок действия документа временного ввоза истек до того, как были реэкспортированы все товары, то пошлины и налоги на вывезенные в течение установленного срока товары взиматься не будут, при условии что соблюдены все относящиеся к ним условия и формальности. Если они были реэкспортированы без завершения режима временного ввоза и заинтересованное лицо может доказать факт обратного вывоза, таможенная служба должна признать это приемлемым.

Предусматривается, что временный ввоз может быть приостановлен или завершен путем помещения ввезенных товаров под другой таможенный режим, если соблюдены условия и формальности, применимые в каждом случае.

Так, комментируемая статья предусматривает возможность приостановления или завершения временного ввоза путем помещения ввезенных товаров под другой таможенный режим. При завершении режима временного ввоза путем помещения товаров под другой режим таможенная служба, как правило, принимает те же меры, что и в случае, если бы товары были реэкспортированы напрямую - например, завершает действие документа временного ввоза и возвращает какие-либо суммы гарантии, которые могли быть затребованы. Новый таможенный режим регулируется соответствующими положениями ТК ТС. В подавляющем большинстве случаев, если другой таможенный режим заменяет собой режим временного ввоза, последний завершается.

Так, помещение товаров под режим таможенного транзита до их обратного вывоза может иметь место, когда формальности, связанные с реэкспортом, выполнены во внутреннем таможенном органе или на территории уполномоченного грузоотправителя, но товары должны быть доставлены до границы для вывоза. Международный транзит позволяет завершить временный ввоз без оговорок немедленно, после того как товары помещены под данный режим. Товары считаются вывезенными, когда завершена транзитная операция по их доставке в другую страну, являющуюся страной назначения. Однако если транзитная операция не была завершена, это является нарушением, заключающемся в выдаче находящихся в режиме транзита товаров, которые не были предварительно выпущены для внутреннего потребления. Внутренний таможенный транзит, т.е. транзит до другого таможенного органа на территории той же страны, также возможен. Если временный ввоз завершается, когда товары помещены под режим внутреннего транзита, таможенный орган назначения будет рассматривать товары как "иностранные". Если временный ввоз лишь приостанавливается, таможенный орган назначения получит товары в их прежнем статусе "временно ввезенных товаров".

Завершиться режим временного ввоза может и путем выпуска товаров для внутреннего потребления, если выполнены все условия. При этом таможенная служба при даче разрешения на выпуск для внутреннего потребления не должна требовать от импортера доказательств того, что обратный вывоз товаров экономически не оправдан или что он невозможен по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также возможен режим переработки на таможенной территории к временно ввезенным товарам, задекларированным для обратного вывоза в неизменном состоянии. При этом должно быть принято решение о том, может ли данный режим быть разрешен после завершения или с приостановкой первоначального режима временного ввоза либо даже в дополнение к нему. Завершение режима с последующим помещением товаров под режим переработки на таможенной территории часто является наиболее простым решением, но выбор подхода также зависит от конкретных обстоятельств.

Обратим внимание на то, что завершение режима временного ввоза с вывозом в том же состоянии для некоторых таможенных режимов невозможно. Например, режимы окончательного вывоза и временного вывоза для переработки вне таможенной территории применимы только к товарам, находящимся в свободном обращении.

2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет положение о приостановлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Так, в соответствии с частью второй комментируемой статьи до истечения срока временного ввоза действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической комиссии).

Отметим, что согласно п. 5 решения Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328 "О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов" и в соответствии с ч. 2 ст. 281 Таможенного кодекса Таможенного союза действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении гражданских пассажирских самолетов и товаров, необходимых для их технического обслуживания и ремонта, может быть приостановлено в случае помещения указанных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или под специальную таможенную процедуру.

Так, в соответствии с п. 1 Порядка приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" (вместе с Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска), Порядком приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру), действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товаров, помещенных под такую таможенную процедуру с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, приостанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 281 ТК ТС, если декларант таможенной процедуры временного ввоза (допуска) предоставил в таможенный орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (далее - таможенный орган), заявление о приостановлении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (далее - заявление) и таможенную декларацию, в соответствии с которой временно ввезенные товары помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или под специальную таможенную процедуру с целью такого приостановления.

Отметим, что действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливается помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории только для целей совершения операций по их ремонту и (или) техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации.

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливается помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории только для целей совершения операций по их ремонту и (или) техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации.

Заявление подается в таможенный орган в произвольной письменной форме и должно содержать наименование товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, обоснование необходимости такого приостановления и срок приостановления, а в случае приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении части товаров, заявленных в одной таможенной декларации, указываются сведения о таких товарах. Заявление заверяется подписью руководителя (либо лица, его замещающего) и печатью декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска), если в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза декларант должен иметь печать. Приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), в свою очередь, приостанавливает течение срока временного ввоза товаров и уплату таможенных пошлин, налогов, установленных ч. 3 ст. 282 ТК ТС, за этот период. Срок временного ввоза товаров приостанавливается со дня выпуска временно ввезенных товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальной таможенной процедурой на срок помещения таких товаров под указанные таможенные процедуры.

В случае продления срока переработки товаров на таможенной территории или срока хранения товаров на таможенном складе декларант обязан уведомить таможенный орган о таком продлении.

При этом для возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) декларанту необходимо подать в таможенный орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска), заявление о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а также таможенный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с ч. 3 ст. 182 ТК ТС. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) возобновляется со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а в случае, если в заявлении указан день возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), - с указанного дня.

Следует иметь ввиду, что если таможенная процедура временного ввоза приостанавливалась помещением временно ввезенных товаров под специальную таможенную процедуру в соответствии с п. 5 Перечня категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 329, для возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза декларант должен подать в таможенный орган заявление о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза и заверенную копию таможенной декларации, в соответствии с которой товары, вывезенные с единой таможенной территории Таможенного союза, были ввезены обратно. Если же в течение срока приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза декларант не подал заявление о возобновлении действия указанной таможенной процедуры, то со дня, следующего за днем истечения срока приостановления, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) возобновляется, а таможенные процедуры таможенного склада или переработки на таможенной территории считаются завершенными.

3. Часть третья комментируемой статьи закрепляет способы помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру. Так, согласно части третьей комментируемой статьи, временно ввезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями. При этом каждый частичный вывоз должен быть оформлен декларацией, завершающей режим временного ввоза для вывезенных товаров и позволяющей вести учет вывоза всех товаров. Если обратный вывоз оставшейся части товаров впоследствии не предполагается, заинтересованное лицо обязано в возможно короткий срок уведомить об этом таможенную службу. Это позволит завершить действие декларации временного ввоза, при условии что не предусмотрен обязательный обратный вывоз товаров.

Статья 282. Полное условное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 282

1. Комментируемая статья закрепляет положения о полном условном и частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно о:

- перечне товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения;

- территории использования временно ввезенных товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

- периодичности уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов;

- максимальном пределе общей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

- о недопустимости возврата (зачета) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет положение о перечне товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения.

Так, согласно части первой комментируемой статьи перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической комиссии).

Такой перечень утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки".

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает территорию использования временно ввезенных товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части второй комментируемой статьи временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются в пределах территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), если иное не установлено решением Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической комиссии).

На практике при введении в действие комментируемой нормы возникали вопросы по поводу применения полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе гражданских пассажирских самолетов и их дальнейшего использования. Письмо ФТС России от 03.03.2011 N 01-11/9432 разъяснило, что допускается использование гражданских пассажирских самолетов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в качестве транспортных средств международной перевозки за пределами территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого данное транспортное средство помещено под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Положения комментируемого пункта не распространяются в этом случае на транспортные средства международной перевозки.

3. Часть третья комментируемой статьи посвящена частичному условному освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части третьей комментируемой статьи в отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Обратим внимание, что при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Таким образом, частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов подразумевает под собой платеж, исчисляемый от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

4. Часть четвертая комментируемой статьи устанавливает периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части четвертой комментируемой статьи при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца.

Таким образом, при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов возможны два способа уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, налогов:

- сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры;

- сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца.

Стоит отметить, что периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

Следует заметить, что письмо ФТС России от 28.06.2011 N 01-11/30320 "О применении положений ТК ТС при частичном условном освобождении товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов" уточняет, что при применении частичного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов период уплаты таких таможенных платежей завершается в календарном месяце, в котором совершен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

5. Часть пятая комментируемой статьи устанавливает максимальный предел общей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части пятой комментируемой статьи общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

6. Часть шестая комментируемой статьи закрепляет положение о недопустимости возврата (зачета) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части шестой комментируемой статьи при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с ч. 1 ст. 281 комментируемого Кодекса суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат.

Таким образом, при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных комментируемым Кодексом, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат.

Статья 283. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)

Комментарий к статье 283

1. Комментируемая статья закрепляет положения о возникновении, прекращении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сроке их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Часть первая комментируемой статьи устанавливает момент возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Так, согласно части первой комментируемой статьи обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Определимся с моментом регистрации таможенным органом таможенной декларации. Так, согласно пункту 8 Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262, с момента присвоения регистрационного номера декларация на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Следовательно, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента присвоения регистрационного номера декларации на товары.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает моменты прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов у декларанта. Так, согласно части второй комментируемой статьи обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта:

- при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с ч. 1 ст. 281 комментируемого Кодекса, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

- в случаях, установленных ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса.

Заметим, что ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса содержит случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (см. комментарий к ст. 80 комментируемого Кодекса).

Определение момента прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов может стать предметом судебных разбирательств. Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2011 по делу N А56-66479/2010 отменено Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011. В результате рассмотрения материалов дела было установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, прекращается у декларанта в случае выбытия ввезенного товара из владения декларанта в результате хищения.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает сроки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно части третьей комментируемой статьи ввозные таможенные пошлины, налоги при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов подлежат уплате в следующие сроки:

- до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза, либо уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате, в случае периодичности такой уплаты;

- до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты;

- в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с использованием льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами:

1) в случае отказа от использования таких льгот - до внесения изменений в таможенную декларацию, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в части отказа от использования льгот;

2) в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, - в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);

- в случае нарушения условий, при которых товары помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей предусмотрена ст. 16.22 КоАП РФ и выражается в наложении административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Зачастую постановления таможенных органов о привлечении к ответственности по ст. 16.22 КоАП оспариваются в судебном порядке, но, как правило, безуспешно (например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 N 09АП-415/2012 по делу N А40-100624/11-147-888).

4. Часть четвертая комментируемой статьи устанавливает срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части четвертой комментируемой статьи сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, считается:

- при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);

- при утрате временно ввезенных товаров в период срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день утраты товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);

- при незавершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с ч. 1 ст. 281 комментируемого Кодекса - день истечения срока временного ввоза товаров.

5. Часть пятая комментируемой статьи содержит положение о размере ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно части пятой комментируемой статьи ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных частью четвертой комментируемой статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статья 284. Особенности помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Комментарий к статье 284

1. Комментируемая статья закрепляет положения об особенностях помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает порядок определение ставок ввозных таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Так, согласно части первой комментируемой статьи при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Отметим, что согласно пункту 8 Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262, с момента присвоения регистрационного номера декларация на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Следовательно, моментом регистрации таможенной декларации является момент присвоения регистрационного номера.

Таким образом, при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, определяются на день присвоения таможенной декларации регистрационного номера.

2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет положения о зачете сумм уплаченных ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Так, согласно части второй комментируемой статьи при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товаров, в отношении которых декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Обратим внимание, что данные положения применяются также, если до помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления данные товары помещались:

- под таможенную процедуру (процедуры) таможенного склада;

- под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);

- размещались на временное хранение.

В качестве примера использования комментируемой нормы в судебной практике можно привести Определение ВАС РФ от 18.10.2012 N ВАС-12988/12 по делу N А40-102957/11-154-873 о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании с таможенного органа денежных средств.

3. Часть третья комментируемой статьи закрепляет положение о процентах с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части третьей комментируемой статьи при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

Проценты уплачиваются в случаях, указанных в ч. 1 ст. 120 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 120 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ проценты уплачиваются не позднее дня, следующего за днем прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обратим внимание, что для отдельных категорий временно ввозимых товаров Комиссия Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года Евразийская экономическая комиссия) вправе определять случаи, когда указанные проценты не уплачиваются.